Жизнь завтрашним днем

Марьяна Закусило «Дело» и «Экономические известия» описали сегодняшний визит президента Бразилии еще вчера Сегодня, 2 декабря, ежедневные газеты Дело и Экономические известия вышли с материалами о визите президента Бразилии Луиса Игнасио Лулы да Силва, описав его так, будто он состоялся вчера, хотя официальные мероприятия проходят сегодня.
Так, в газете Экономические известия написано: Встреча руководителя Бразилии с президентом Виктором Ющенко состоялась как в формате тет-а-тет, так и в расширенном составе. Главы государств приняли участие в украинско-бразильском бизнес-форуме, почтили память жертв голодомора и воинов Великой Отечественной войны. С премьером Юлией Тимошенко обсуждалось сотрудничество в космической, авиационной сферах, сельском хозяйстве, энергетике.
Издание даже успело подвести итоги встречи: Формальным итогом визита стало подписание совместной декларации президентов двух стран и правительственных соглашений о воздушном сообщении и культурном сотрудничестве.
Между тем газета Дело в сегодняшнем номере сообщила, что господин да Силва накануне посетил завод Южмаш. Вчера президент Бразилии Луис Игнасио Лула да Силва вместе со своим коллегой Виктором Ющенко посетил ведущее украинское ракетно-космическое предприятие Южмаш, – говорится в статье. Газета даже сообщила, что визит уже нашел отклик в России и детально описала реакцию россиян. Справедливости ради отметим, что относительно совместного бизнес-форума газета пишет в будущем времени: проведут.
действительности господин да Силва 1 декабря вечером прибыл в Украину и провел лишь частную ужин с Виктором Ющенко. Официальная встреча глав государств началась только 2 декабря в 9:30 утра. Описанные Экономическим известиям меры содержатся в плане визита и проходили сегодня, 2 декабря. Что касается визита президентов на днепропетровский Южмаш, который темой для публикации избрала Дело, то его отменено – туда полетели только министры обороны.
Как пояснили ТК в пресс-службе Секретариата Президента, вчера они информировали СМИ о визите рассылкой и вывешивали на сайте (в разделах Анонсы и График президента) подробный график с почасово расписанными мероприятиями и всеми документами, которые планируются к подписи. Кстати, об отмене визита президентов на Южмаш, по словам сотрудников пресс-службы, было известно еще вчера. Вчера мы не давали этой информации, – говорят они. Выход материалов сегодня в прошедшем времени они объясняют невнимательностью самих средств массовой информации.
В газете Дело Хронике объяснили все технической ошибкой по вине корректора. Журналист написал Сегодня, а корректура подумала, что он имел в виду вчера и исправила. Знаете, как бывает: когда выходит газета на завтра, журналист пишет так, будто он представляет, что пишет об этом в совершенном времени. А корректура подумала, что действие уже состоялась, – сказала главный редактор Галина Панченко. По ее словам, такие расхождения бывают очень редко. На сайте газета ложную информацию исправила.
Так же технической ошибкой объяснил употребление прошедшего времени в публикации редактор отдела Государство газеты Экономические известия Олег Синельников. Мы интересовались этой информацией, перезванивали в Секретариат Президента. Они нам подтвердили программу, но мы, пожалуй, не до конца выяснили даты. Произошел технический сбой, – сказал он. О похожей ошибки в газете Дело господин Синельников объясняет ее совпадением в высших сферах.
же время главный редактор Экономических известий Александр Бердинських не видит проблемы: В наше время очень остро стоит вопрос, кто формирует виртуальную реальность. Читатель, который читает текст сегодня, создает реальность сегодня. Где формируется реальность – в сознании читателя или в сознании писателя? Я думаю, что правда за нами. Сегодня газета ЭИ написала, что сегодня состоялась встреча, и она действительно состоялась сегодня. Я не вижу никаких проблем.
В ответ господин Бердинських обратил внимание ТК на то, что в интервью Юлии Мак-Гаффи Хронике говорится: сегодня мы вышли с новым дизайном. Как резонно замечает наш собеседник, дизайн изменился тогда, когда мы брали интервью. Но читатель воспринимает так, будто это случилось в тот день, когда он читает. Вот такая вот виртуальная реальность.
Конечно, мы понимаем: ошибаются все, и Хроника не является исключением (наши активные комментаторы, которые указывают нам на наши недостатки, не дадут соврать). Удивляет не сам факт ошибки, а ее сходство в двух ежедневных деловых изданиях. Почему они написали в прошедшем времени о предстоящем событии?
Позволим себе предположить причину этого. Журналисты изданий, очевидно, обратили внимание на план мероприятий и на то, что государственный визит проходит 1-2 декабря. При этом мимо их внимание прошло, что все интересные им официальные мероприятия запланированы именно на второй день. Истокиэтой невнимательности в том, что корреспонденты редко работают в поле. Их не включена в официальный пула, а следовательно, они не присутствуют на местах событий. А это также имеет свои причины. Во-первых, нехватка штатных журналистов, которые не могут разорваться на все события одновременно. Во-вторых, отсутствие личной мотивации (в том числе финансовой) в работе на результат. И, наконец, закутисть в технологические рамки: ранняя сдача номера в печать и необходимость поэтому писать текст еще до завершения события.
Фото Экономические известия

Парламент решил не осложнять работу СМИ во время выборов Президента

Верховная Рада Украины отклонила законопроект № 5263-2 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выборов Президента Украины. Всего ко второму чтению было подано 243 поправки. Ни одна поправка в этот закон при его рассмотрении во втором чтении не было поддержано, сообщает УНИАН.
Напомним, что авторы законопроекта предлагали изменить несколько норм относительно деятельности СМИ во время выборов Президента. В частности предлагалось изменение, если кандидат решит, что теле-или радио сюжет или газетная публикация является недостоверными, то он имеет право требовать от СМИ предоставить ему бесплатно эфирное время или газетную площадь для ответа.
В действующем законе эта норма также присутствовала, но санкции применялись к СМИ, которые обнародовали заведомо ложную и явно недостоверную информацию. Согласно же новой редакции, кандидат мог лично и по своему усмотрению определять правдивая информация или нет.
Также законопроект предлагал определение предвыборная агитация, под который подпадали публичные оценки деятельности кандидатов, а именно аналитические материалы о кандидатах в президенты, выступления политиков в прямом эфире, во время которых они оценивают деятельность своих оппонентов и т.д. СМИ, которые позволили появление таких материалов в эфире или на страницах, согласно законопроекту № 5263-2, предлагалось наказывать лишением лицензии.
Хроника

Свобода слова в «проходной комнате»

Мария Томак, «День» Насколько свободными чувствуют местные СМИ в Украине? Сегодня Верховная Рада Украины будет говорить о свободе слова. Постановление появившуюся 17 ноября, сообщает о проведении парламентских слушаний на тему О состоянии свободы слова в региональных средствах массовой информации с участием представителей органов государственной власти, региональной прессы, неправительственных организации и творческих союзов. О чем будут говорить парламентарии мы увидим в прямой трансляции на Первом Национальном и услышим в эфире Национальной радиокомпании Украины. Теперь же благодаря региональным экспертам Дня попробуем определить, о чем должны были бы говорить в парламенте в первую очередь.
Очевидно, такая тема не случайна. О свободе слова или скорее о ее незажившие раны вспомнили накануне выборов. Тогда как в течение предыдущих пяти лет мы несмотря на многочисленные факты нарушения журналистских прав, до сих пор нероздержавлени коммунальные СМИ, принудительную (для зрителей) барбосизацию телевизионного пространства, примитивную диктатуру его владельцев, проблематичность доступа прессы к читателю, в конце концов несмотря зависли в воздухе дело Гонгадзе (и не только) считали свободу слова свершившимся фактом.
Свою обеспокоенность ситуацией, которая складывается в украинском информационном пространстве и может повлечь сворачивание завоеваний в области свободы прессы выразила днях Нацкомиссия по утверждению свободы слова и развитию информационной отрасли при Президенте Украины, причину своего беспокойства связывает с активной фазой избирательных президентских гонки. Средствами политической борьбы становятся партийная джинса, договорно-коррумпированные отношения политиков и СМИ, препятствование журналистской деятельности, безосновательное увольнение журналистов, внедрение редакционной цензуры и новых форм темников, запрет на критику, экономическая зависимость, новейшие ограничения журналистских прав, – говорится в заявлении.
Издание Коммерсант сообщает также о рассмотрении поправок в законы об организации и проведения президентских выборов. Среди прочего авторы законопроекта предлагают изменить порядок деятельности СМИ в период избирательной кампании. Если кандидату покажется, что теле-, радио сюжет или газетная статья является недостоверными, он может требовать от СМИ предоставить ему бесплатный эфирное время или газетную площадь. То есть политики лично без заранее определенных законом критериев решать, где правда, а где – нет. Учтите, под статью неправидивих могут попасть в том числе профессионально выполнены аналитические публикации. Эксперты утверждают, что эта норма является откровенно антизаконной, ведь решение о достоверности или недостоверности определенных суждений должен выносить только суд, а не отдельные заинтересованные лица.
Между тем с нарастанием оборотов избирательной кампании главные действующие лица Майдана пытаются поделить шагреневую кожу значительной степени иллюзорной свободы слова. Виктор Ющенко с одной стороны, а Юлия Тимошенко – преимущественно из эфира 5-го канала утверждают, что свобода слова – это исключительно их заслуга. А мы, украинский, тут ни при чем.
Возможность задать государственному чиновнику неудобный вопрос – это действительно достижение, однако, как показывает опыт, она может лишать журналистов их профессиональной принадлежности – камер, микрофонов. Если повезет. Если нет – в ответ на критическую реплику есть шанс получить даже телесные повреждения – эксклюзивно от нардепа.
Свобода слова – для журналистов, а для чиновников – свобода распускать руки. Ни один из подобных вопиющих случаев не дошел до своего логического правового завершения. И речь идет не только о журналистские дела. Расследование, изобличающие конкретные имена и их конкретные противозаконные действия так же на этапе свободы слова и завершаются.
На повестке дня в Верховной Раде одним из первых должно звучать вопрос качественного наполнения свободы слова, то есть проблема владельцев. В понедилковому эфире Радио Свободы главный редактор Дня Лариса Ившина отметила, что за годы независимости украинское информационное пространство так и не был упорядочен. Как распределились ресурсы? Или они попали в руки тех людей, которые понимают, что такое социально ответственный бизнес в сфере информации? .. Мы потеряли время, когда нужно было упорядочить информационную сферу … Наше информационное пространство – это проходная комната. Мы живем так 18 лет. И все эти ветры – и глобальные, и соседние, выдувают слабые ростки здравого смысла, национального возрождения. Например, когда газета День за одну неделю дает на первой полосе три новости, которые мы считаем № 1 для страны, то для большинства наших СМИ они ничего не значат, поскольку это не сказано так, как они привыкли: с другой столицы … Деградация информационного пространства привела к лежачего положения в сознании медиа. Они не понимают, что есть определенное дерево ценностей, на которое надо нанизыватьлюбые новости, они этих ценностей не признают, и поэтому постоянно говорят: не формат.
Именно поэтому телеканал Интер беспрепятственно может позволить себе в День памяти жертв Голоморив в вечернем прайме прокрутить Квартал 95 и скосить на этом свой рейтинг. Именно так в Украине воплощается на практике одержана при болезненных демократических преобразований свобода слова.
Пожалуй, нет ни одной демократической ценности, которую в нашей стране вспоминали так часто как свободу слова. Часто, но малопродуктивно. Свобода слова как способность и умение адекватно и своевременно реагировать на потребности и проблемы страны, выявлять их, описывать и обезвредить. Такой могла бы быть одна из формул, которая была бы приемлемой и даже жизненно необходимым для Украины. Публицистическое творчество Джеймса Мейса – это ли не свобода слова в высшей инстанции? А Гарет Джонс – это ли не воплощение свободы слова? А упомянутый в том же эфире на Радио Свобода Ларисой Мудрак Сергей Набока? И наконец: разве можно говорить о свободе слова, не имея сильной, действенной, эффективной журналистики, а имея только право говорить что угодно и как угодно?
День предлагает своим читателям региональный обзор с мнениями журналистов и экспертов, в которых мы поинтересовались, насколько свободными чувствуют местные СМИ в Украине.
Владимир Притула, руководитель Общественного комитета по мониторингу свободы слова в Крыму, Симферополь:
– Сегодня уровень свободы слова в Украине и в Крыму в том числе значительно выше, чем в 2002 – 2003 годах. Это результат того, что люди почувствовали и поняли ценность свободы слова как гарантии всех других свобод и демократии в целом. Большую роль в этом сыграла деятельность нашего общественного комитета, который предоставляет журналистам правовую и методическую помощь, проводит профессиональные обучения, издает ежегодник Белая книга, в котором фиксируются все случаи нарушения свободы слова в Крыму.
Если говорить о доступе журналистов к информации, то следует отметить, что чем высший орган власти, тем он доступнее и прозрачнее. Например, Верховный Совет и Совет министров Крыма работают достаточно прозрачно. Труднее всего получить информацию в поселковых и сельских советах, и причина этого – низкий профессиональный уровень и политизация чиновников, которые боятся открытости, и боятся утечки информации к их политических оппонентов.
Другая проблема кроется в том, что в определенной степени все общество, а главным образом правоохранительные органе, еще не встали на сторону журналистов и не обеспечивают правовые аспекты свободы слова в обществе. И в других странах происходят нападения на журналистов, препятствование выполнения ими своих профессиональных обязанностей, однако там сразу проводится следствие, дело рассматривает суд, виновные сразу же подвергаются наказанию. У нас же много лет дела о нападениях на журналистов остаются недоказанными до конца. Так и остался нерозслидуваним случай 2005 года с поджогом дома Лили Буджуровой. В 2008 году в Симферополе произошло нападение представителей одной из политических сил прямо на студию (!) ГТРК Крым, в результате чего было сорвано прямой эфир, попала под угрозу безопасность посла и международного деятеля Мишеля Дюре и участников передачи. Было открыто уголовное дело по статье о препятствования журналистам в выполнении ииних профессиональных обязанностей, но она так и осталась не расследованным, хотя сделать это было нетрудно, поскольку преступление было не просто снят на видео, а даже транслировался частично в прямом эфире, доказательства были зафиксированы. Этот видок прежнему остается поводом для реагирования со стороны Генеральной прокуратуры. Такое впечатление, что наш Уголовный кодекс – это сборник детских шалостей! Остались также не доведенными до конца дела о нападении на съемочную группу Черноморской ТРК в 2007 году, и очевидно это способствовало тому, что уже несколько месяцев тому назад на журналистов ЧТРК вновь было совершено нападение во время одного из публичных массовых мероприятий.
сих пор является фактором ограничения свободы слова в обществе существования СМИ, учрежденных государственными органами. На определенном этапе процесс разгосударствления СМИ у нас почему остановился и дальше не продвигается. Поэтому журналисты, работающие в государственных СМИ, попадают под диктат чиновников тех политических сил, находящихся у власти, они также розбещуються доплатами за публикацию джинсы и других заказных материалов. Особым недостатком является государственный статус областных телекомпаний, в том числе ГТРК Крым, работающие не в интересах общества, а в интересах власти. Думаю, что давно уже пора разгосударствлять областные телеканалы и создать на их базе общественное телевидение Украины, которое бы сбалансировано обеспечивало свободу слова для всех слоев общества, работало в интересах государства и народа.
Большой проблемой является незавершенность многих правовых проблем обеспечения свободы слова в обществе. Например, до сих пор в правовомаспекте не приняты меры, которые бы юридически ограничивали зависимость журналистов от неправомерных требований учредителей, в обществе фактически нет борьбы с нарушениями этического кодекса журналистами. Уже несколько лет Верховная Рада Украины не может приемлемо для общества урегулировать юридические аспекты предоставления информации в ответ на информационные запросы редакций, что позволяет злоумышленникам игнорировать потребности журналистов и злоупотреблять требованиями несовершенного закона Об информации. Нельзя и дальше мириться с тем, что в стране выходят издания, в которых полностью все, от первой до четвертой страницы обложки, и все внутренние страницы, заполняются оплаченной джинсой. Такие издания не соответствуют ни статуса, ни призванию средств массовой информации, является пародией на свободу слова.
Ирина Ппрокопюк, издатель газеты Кафа (Феодосия), участница слушаний в ВР Украины:
– У нас максимально заблокирован доступ читателя к информации. Все мы помним почтовые ящики 1980-х годов, забиты газетами. Где они сейчас? Большинство людей сейчас отказываются от подписки том, что почта не обеспечивает регулярную доставку газет и журналов, которые часто просто теряются на пути к подписчику. Ничем не урегулирован именно право собственности на почтовые ящики – в Феодосии они принадлежат ЖЭКам, в Керчи – почте, но ни та, ни другая инстанция не может его отстаивать. Поэтому их жгут, ломают, – и никто еще не был наказан.
Проблемой стало распространение газет и в розницу через сетки бывшего Союзпечати, потому что они попали в частные руки, и их владельцы, не таясь, требуют огромных незаконных платежей, например, за вхождение в рынок, что является фактически легализованными взятками. В других случаях их сотрудники говорят прямо, вот если бы вы нам подарили телевизор или холодильник, как редакция (приводится название мощного и богатого СМИ), то мы бы охотно распространяли и вашу газету, а так – нельзя …
А если вы хотите установить газетный киоск в городе, то вам придется получить столько же согласований, включая право на землю, сколько и любому магазину, который торгует водкой и вином. В конце концов, все затраты на газетный киоск могут окупиться лет за 5 – 7, но ведь так распространять газеты невозможно.
Мне говорят: а вы продавайте не только газеты и журналы, вы торгуйте также пивом с сигаретами, и тогда ваши затраты окупятся быстрее. Но я не хочу смешивать газеты и журналы с пивом, потому что это невежество, это, наконец, безграмотно и непрофессионально с бизнес точки зрения. Стало слишком затратным и распространение газет и журналов через супермаркеты. Там тоже следует приобрести полочки, заплатить за место, и опять же окупаемость затрат растягивается на 3 – 4 года. Такая экономика – не для прессы …
Потеряли интерес к продаже газет и журналов и почтовые отделения, так как они превратились в настоящие магазины, и пытаются торговать канцтоварами, книгами, бытовыми товарами, стиральными порошками, сигаретами … Извините, но я не иду покупать бытовую химию на почту, потому что почта – это совсем другое заведение, которое имеет другое назначение.
Без хорошо отлаженной, простой и действующей, как часы, системы доставки газет и журналов читателям – свобода слова просто невозможна. Поэтому уже настало время решить эту проблему в Украине законодательно, организационно, экономически.
Олег Ливинский, журналист, заведующий редакцией общественно-политических и информационных программ Тернопольской ОДТРК:
– В государственных СМИ четко выражена позиция правящей на данный момент власти. Другие – по сути, не подаются вовсе. А там, где частные средства массовой информации – сугубо позиция собственника или общественно-политической или экономической силы, которая удерживает это средство массовой информации или к которой относится этот владелец. Вот и все. В принципе, никакой свободы слова на областном уровне почти нет, а на районном является полная зависимость от учредителя средства массовой информации. Мнение общественности по сути объезд, потому что для нее нет уже места на страницах газет и в эфире радио. Поэтому такие в основном не интересные у нас районные газеты и районные проводные радио. А на республиканском уровне, больше демократии и свободы. Все же вынуждены считаться, хотя бы для привлекательности, с мнением своих оппонентов. В свое время я работал руководителем районной радиокомпании Источник, владельцем которой является Тернопольская районный совет. Это единственный случай за 16 лет моей журналистской деятельности, когда я был свободным в своих действиях, этому способствовал руководитель местного самоуправления. А начинал я журналистскую деятельность из государственного средства массовой информации, работал в коммерческих изданиях. В одной из газет соучредителями были подразделение облгосадминистрации и частная бизнес-структура. И обязательно нужно было выражать их позиции, а потом уже общественности. Например, такую широкомасштабную к тому времени Всеукраинская акцияУкраина против Кучмы мы обходили.
Наталья Черная, журналистка Тернопольской областной общественно-политической газеты Свободная жизнь плюс:
– Я чувствую себя свободным в своей журналистской деятельности потому, что могу выбирать темы, которые хочу, без ограничений, руководствуясь только совестью, сердцем, этикой . Ведь я работаю в независимой общественно-политической газете. Мы держим руку на пульсе проблем общества. В период предвыборной кампании не ощущаем никакого давления политических сил, имеем возможность выбирать и предоставляем на страницах нашей газеты возможность высказаться как всем политическим партиям, так и людям, которые отзываются на материалы в газете. К нам очень много поступает писем. Мнения читателей не рецензируются. Мы печатаем их независимо от того, в чью они пользу. Наша газета предоставляет такую своеобразную народную трибуну для всех.
Мария Томак, газета День
Фото Руслана Канюки, День

Чешская разведка знала о планах Саддама Хусейна обстрелять здание Радио Свобода в Праге

Представители чешской разведки сообщили, что иракские боевики планировали атаковать штаб-квартиру Радио Свобода Представители чешской разведки сообщили на этой неделе, что в 2000 году они раскрыли намерения иракских боевиков атаковать штаб-квартиру Радио Свобода в центральной части Праги.
Офицеры чешских спецслужб сегодня сообщают, что бывший иракский лидер Саддам Хусейн приказал своим боевикам напасть на пражский штаб Радио Свобода, и чешская разведка узнала об этом из своих источников в иракском посольстве в Праге осенью 2000 года.
Представитель чешской разведки Ян Шуберт отметил в беседе с журналистами, что Хусейн дал инструкции своей секретной службе, чтобы та разрушила иракскую редакции Радио Свобода в Праге, и дал на это значительные финансовые ресурсы. Иракская служба Радио Свобода начала выходить в эфир с октября 1998 года.
Нынешний посол Ирака в Праге Зия ад-Даббас, который был в те годы в оппозиции к режиму Хусейна, отметил Радио Свобода, что власть иракского диктатора очень озлобляло программы иракской редакции в Праге.
Мы подтвердили информацию о том, что режим Хусейна готовил атаку на иракскую службу Радио Свобода через своих агентов в иракском посольстве в Праге, которое было важной ячейкой иракских спецслужб в Европе. Сам Саддам был очень обеспокоен передачами этого радио на Ирак, – говорит дипломат.
Радио имели обстрелять из гранатомета из соседнего дома
Согласно информациями чешской разведки, агенты иракских спецслужб привезли в Прагу для нападения на Радио Свобода гранатомет и боеприпасы к нему, автоматы, гранаты и другое оружие.
Они планировали арендовать для нападения на помещения Радио квартиру на улице Джорджа Вашингтона напротив здания Радио Свобода, вблизи площади Святого Вацлава в центре Праги.
Нынешний Президент корпорации Радио Свободная Европа / Радио Свобода Джефф Гедмин отметил, что новая информация о намерениях атаки на Радио является свидетельством того, что авторитарные режимы враждебно внимательны против независимых средств информации.
Я считаю, что эта история еще раз ярко подтверждает: есть силы, которые готовы на смертельные атаки, чтобы только отключить все то, что мы гарантируем нашим слушателям, – то есть свободный и надежный поток точной информации, – говорит руководитель Радио.
Американские официальные лица отказались комментировать эти сообщения чешской разведки.
Сами же чешские представители сообщили также, что они выслали из Чехии в течение 2000-2003 годов иракского дипломата, который фотографировал Радио Свобода, и еще пятерых сотрудников иракского посольства в Праге.
После падения режима Хусейна в апреле 2003 года новые иракские дипломаты передали чешской власти запасы оружия, которые были спрятаны в подвале посольства для нападения на строение Радио Свобода в центре Праги.
Василий Зилгалов, Радио Свобода
Фото – www.radiosvoboda.org

3 декабря – круглый стол «Создание системы общественного вещания в Украине: европейские стандарты и украинские реалии»

3 декабря в 12:00 пройдет круглый стол Создание системы общественного вещания в Украине: европейские стандарты и украинские реалии. Цель – анализ прогресса Украины в сфере становления общественного вещания и попытка консолидации усилий ключевых участников процесса становления общественного вещания в Украине.
В мероприятии примут участие: посол, глава Представительства Европейской Комиссии в Украине Жозе Мануэл Пинту Тейшейра; представитель Генерального секретаря Совета Европы Аке Петерсен; народные депутаты, члены парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Анна Герман, Андрей Шевченко; председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Олег Наливайко; первый заместитель председателя Национального рали по вопросам телевидения и радиовещания Андрей Мирошниченко; председатель Национальной комиссии по утверждению свободы слова и развитию информационной отрасли Тарас Петрив.
Контакт: Марина Шамота, 096 2-333-490.
Круглый стол будет проходить по адресу:
Киев, ул. Грушевского, 26 / 1,
гостиница Киев, 2-й этаж, Хрустальный зал.

От Анны Герман требуют рассмотрения законопроекта о полном запрете рекламы сигарет

Общественные организации повторно обратятся к председателю Комитета по вопросам свободы слова и информации Анны Герман с требованием рассмотреть законопроект № 5164 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий), под которым подписались 15 народных депутатов Украины от разных фракций (ПР, НУНС, БЮТ, КПУ).
Решено повторно обратиться, поскольку появилось заключение Экспертного управления Верховной Рады на этот законопроект. Предварительную задержку с рассмотрением законопроекта № 5164 члены комитета объясняли именно отсутствием экспертного заключения.
Решение об обращении принято сегодня, 2 декабря, на круглом столе Как продают табачную смерть в Украине. Полный запрет рекламы сигарет – путь к выполнению национального законодательства, который состоялся в помещении информагентства Укринформ. Мероприятие организовано Коалицией общественных организаций За Украину без табачного дыма. В нем приняли участие представители Всемирного банка, секретариата Комитета по вопросам свободы слова и информации, общественных организаций, врачи и народные депутаты. В частности, присутствовали председатель Национального совета по вопросам здравоохранения Николай Полищук и заведующий отделом контроля за табаком Украинского института стратегических исследований МОЗ Украины Константин Красовский.
Напомним, что упомянутый законопроект, в частности, предусматривает, что производители сигарет не смогут организовывать и спонсировать концерты, исчезнет реклама сигарет из интернета, будет запрещено разнообразные акции, лотереи, конкурсы, промо-мероприятия, смс-и электронные рассылки, почтовые письма , вкладки в пачки, которые сейчас активно используются табачными компаниями.
На круглом столе также были презентованы мини-выставку забрендированных вещей и рекламных носителей, по которым среди молодежи поддерживается культ курения.
Хроника

СТБ закрывает утренние «Окна-новости»

Телеканал СТБ закрывает выпуски Окна-новости, выходящие в 7.00 и 8.00. Об этом сообщает пресс-служба канала.
Программа транслироваться до конца 2009 года. По информации пресс-службы, на СТБ уже давно планировали запуск специальной утренней программы, частью которой должны стать ранковиВикна-новости. Но за того, что канал на сегодня делает ставку на талант-шоу и не имеет возможности реализовать этот проект, от новостного блока откажутся.
Как сообщили ТК в пресс-службе канала, сотрудникам утренних Окон предложат участие в других собственных проектах канала. Те, кто не согласится на такие условия, получат компенсацию.
Хроника

«Всевидящее око» Нацсовета увидело скрытую политрекламу в новостях

Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания на заседании 2 декабря приняла в целом решение о временном отказе от проведения и подведения итогов внеплановых проверок телерадиоорганизаций, принятое за основу на предыдущем заседании.
Вместе Нацарада продолжает перманентный мониторинг признаков нарушений избирательного законодательства. По словам председателя рабочей группы по вопросам контроля за соблюдением законодательства о выборах Президента, заместителя председателя Нацсовета Юрия Плаксюк, самыми существенными из них являются невидокремлення политической рекламы и наличие скрытой рекламы в информационных программах.
Всевидящее око Национального совета мониторит и контролирует каждое движение всех кандидатов, что касается политической рекламы, на каждом квадратном метре Украины, – сказал г-н Плаксюк.
По данным мониторинга зафиксированы такие признаки нарушений:
– превышение объема рекламы (в эфире 4 компаний);
– идентификация рекламы (в эфире 11 компаний);
– предоставление эфирного времени без заключения соглашения между распорядителем текущего счета избирательного фонда кандидата и ТРО, поступление средств на счет ТРО (в эфире 11 компаний);
– включение политической рекламы в информационных программ (в эфире 4 компаний);
– несоблюдение принципа равных условиях (в эфире 4 компаний);
– факты отсутствия информации об организациях, проводивших опрос, время его проведения, количество опрошенных, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможных ошибок (в эфире 5 компаний, включая информацию, которая распространяется иностранными каналами);
– факты комментирование или оценки содержания предвыборной агитационной программы в течение 20 минут до и после теле-, радиотрансляции программы соответствующего кандидата (в эфире 1 компании);
– факты участия в предвыборной агитации лиц, не являющихся гражданами Украины (в эфире 1 компании);
– изменение сетки вещания (в эфире 8 компаний);
– изменение программной концепции (в эфире 4 компаний).
качестве примеров Юрий Плаксюк привел такие факты:
– Национальная радиокомпания Украины (НРКУ): реклама кандидата Арсения Яценюка без заключительной заставки, это политическая реклама;
– Визит, г. Феодосия: реклама кандидата Петра Симоненко вышла в блоке коммерческой рекламы, не отделена как политическая реклама;
– ТРК Киев: сюжет об участии кандидата Виктора Януковича в благотворительной акции – вручении слухового аппарата ребенку – не обособленный как политическая реклама;
– НРКУ: реклама кандидата Олега Тягнибока не отделена как политическая реклама;
– Алекс: реклама кандидата Сергея Тигипко не отделена как политическая реклама;
– Смаль, г. Тернополь: скрытая реклама кандидата Владимира Литвина в информационных программах.
Также одна коммерческая радиокомпания как информацию подала выступление Виктора Януковича в Санкт-Петербурге на съезде Единой России, – добавил г-н Плаксюк.
Наше законодательство – противоречива: между информированием избирателя и политической агитацией очень тонкая грань. Любое обращение кандидата может восприниматься как агитация. Но это не позволяет журналистам информировать избирателя о программах кандидатов, о поступках кандидатов. А без такой информации кто-либо не может сделать осознанный выбор. Мы это учитываем. Нужно балансировать между тем, как предоставлять необходимую для избирателя информацию и не превратить ее в откровенную агитацию, – заявила член Нацсовета и член рабочей группы по вопросам контроля за соблюдением законодательства о выборах Президента Татьяна Лебедева.
Как отметила госпожа Лебедева, Нацсовет не может применять санкции – она лишь фиксирует и информирует ЦИК. Только суд может решать, это нарушение прав субъектов избирательного процесса, и наказывать нарушителей. В пятницу Национальный совет направит промежуточные результаты мониторинга в Центральную избирательную комиссию.
Мы лишь после выборов можем вернуться к рассмотрению этих признаков. Мы можем поинтересоваться, например, на каких основаниях была реклама в информационных выпусках, – уточнил Юрий Плаксюк.
Хроника

Марадону не будут пускать на жеребьевку ЧМ-2010

Марадону не будут пускать на жеребьевку ЧМ-2010 Главному тренеру сборной Аргентины по футболу Диего Марадоне запретили посетить жеребьевка группового турнира чемпионата мира, которое состоится 4 декабря в ЮАР. Марадона отбывает двухмесячную дисквалификацию за оскорбление журналистов, и это наказание распространяется и на жеребьевку ЧМ-2010, сообщает сайт английского издания The Telegraph.

Аргентинский тренер оскорбил журналистов в середине ноября после матча отборочного турнира ЧМ-2010 против Уругвая. Аргентинцы выиграли эту встречу со счетом 1:0. После матча Марадона сказал, в частности, что его команда одержала победу для всех аргентинцев, но не для журналистов.

Как рассказал генеральный секретарь ФИФА Джером Валк, до него дошли слухи, что Марадона собирается посетить жеребьевка чемпионата мира. По словам Валка, он послал письмо в Ассоциацию футбола Аргентины (AFA) с напоминанием о том, что Марадона не имеет права присутствовать на жеребьевке.

Генсек ФИФА добавил, что он не может запретить аргентинскому тренеру прилететь в ЮАР, но аккредитацию ему не выдадут. Дисквалификация Марадоны истекает 15 января 2010 года.

«Караоке на Майдане» переходит на СТБ

С 20 декабря проект Караоке на майдане выходить на СТБ. Об этом сообщает пресс-служба канала.
В середине декабря у автора и ведущего программы Игоря Кондратюка заканчивается контракт с 1 +1. По его словам, удачный опыт сотрудничества с СТБ – участие в жюри проекта Украина имеет талант – способствовал тому, что он решил принять предложение канала.
Сейчас СТБ, на мой взгляд, – главный искатель талантов в Украине. А именно этим делом я занимаюсь уже не один год, – цитирует пресс-служба ведущего. Кроме этого Игорь Кондратюк войдет в состав жюри второго сезона Украина имеет талант. Караоке на майдане, по-прежнему будет выходить в воскресенье в 11 часов.
Также переход господина Кондратюка на СТБ связан с запуском талант-шоу The X Factor, которое канал приобрел в октябре этого года. В этой программе он выступит не только в качестве члена жюри, но и как креативный продюсер.
Для нас очень важен опыт Игоря в создании этого проекта. Он как никто другой знает, что такое отбор лучших вокальных талантов и их дальнейшего развития, – отметил генеральный директор СТБ Владимир Бородянский. – Что касается Караоке, то это легендарный проект и мы очень рады, что на СТБ на одну легенду стало больше. С Игорем приятно работать, он профессионал. Думаю он скоро войдет в нашу команду, и станет лицом канала.
Напомним, Караоке на майдане выходило на 1 +1 с 2007 года, до этого проект транслировал телеканал Интер.
Хроника