А для души – телевидение … поэтическое

Наталья Малимон, «День» Дай раз в год Волынское телевидение показывает этот фильм. Он называется «Танец памяти» и рассказывает о драматической истории уничтожения граждан ромской национальности в одном из волынских сел … История щемящая и поучительная и находит своего благодарного и задумчиво зрителя даже через годы. Этот фильм получил уже не одну награду на профессиональных конкурсах. Но он далеко не один, отмеченный различными призами. Продукция Волынской областной государственной телерадиокомпании получила уже более сотни наград международного и всеукраинского значения, только гран-при получено около двух десятков. В провинциальном по географическому определению крае (хотя пограничная Волынь значительно ближе к Европе, чем столица) действует мощный государственный телерадиомедиа-холдинг. FM-станция Луцк стала первой в Украине государственным FM-станцией, телерадиокомпания недавно издает и свою газету.
О том, как удается создавать качественный телерадиопродукт, преодолевая подводные камни региональной телерадиожурналистики, наш разговор с Ольгой КУЛИШ, известной на Волыни журналисткой и топ-менеджером, которая ныне исполняет обязанности генерального директора Волынской областной государственной телерадиокомпании.
– Не так давно фильм Танец памяти было показано и на всеукраинском телеканале Культура. Это уже не первый продукт вашей телерадиокомпании, удостоенный, если можно так сказать, права быть показанным значительно более широкой аудитории.
– В нашем государстве реализуется очень хорошая идея – сотрудничество областных государственных ТРК с телеканалом Культура и Всемирной службой украинского телевидения и радиовещания. Их офисы находятся в Киеве. Задача этих структур – производство и трансляция украинских программ на весь мир. Финансирование и штат небольшие, непросто и наполнить качественным русскоязычным продуктом 24 часа эфира. Поэтому сотрудничество с областными телерадиокомпаниями очень оправдана. Ведь мы посылаем свои лучшие передачи и фильмы, которые могут заинтересовать гораздо более широкую, чем волынская, аудиторию. Теоретически их могут смотреть не только в Украине, но и в США и других странах мира. И мы время от времени таки получаем отзывы из разных уголков мира. Наконец мы у себя тоже транслируем часть передач УТР, чтобы видеть, что делают коллеги из других областей, как живут другие регионы Украины.
– И как выглядит Волынь на фоне других областей Украины? Ведь было время, когда телевидение для волынян делали … львовяне.
– К созданию телевидения на Волыни вообще поначалу многие относился скептически. Нас спрашивали: а где вы наберете в своей области профессионалов, кто у вас продуцирует сценаристов, телережиссер? .. В советское время Львовская телерадиокомпания была зональной, охватывала несколько областей, и в Москве считали, что региональное телевидение в каждой области не требуется.
– Мол, львовские тележурналисты приезжать на Волынь, делать о нашей жизни сюжетики – и этого совершенно достаточно. Но впоследствии политика изменилась, было признано, что Волынь все же пограничная область и мы должны иметь свое телевидение. Ленинградский проектный институт даже начал проектирование здания будущего Волынского телецентра, определили участок, где его должны строить. Она все еще в том же состоянии: это частная застройка, дома имели сносить, давать людям квартиры. Но, к счастью, Украина обрела независимость, однако, к сожалению, телецентр мы так и не построили … Хотя эту идею поднимаем постоянно.
Буквально на днях мы открыли Музей Волынской ОГТРК, ибо наша история – достойная, достижения – хорошие. В ходе подготовки экспозиции мне попадало в руки немало интересных документов, о которых уже и забылось. Без сомнения, что Волынское телевидение было создано благодаря огромному энтузиазму и управленческом таланта генерального директора Святослава Константиновича пирожки. Я нашла его предвыборную листовку, когда он баллотировался в депутаты Верховного Совета УССР. В его программе был пункт: К 1995 году создать Волынское телевидение. Депутатом он не стал, а вот телевидение мы создали еще в 1992 году. Конечно, в начале нас никто не заставлял делать документальныефильмы, но таково было стремление души, такие закладывались традиции нашим руководителем. И уже в 1994 году мы получили первое признание. Дипломом лауреата Всеукраинского фестиваля телевизионных программ, посвященных 50-летию освобождения Украины от фашистских захватчиков, было отмечено телефильм Праведниками не рождаются. Волыняне, кстати, первыми в Украине на документальном телеэкране рассказали об этой высокое качество человеческой души – о украинском, которые спасали евреев, рискуя жизнью собственных детей и собственных семей. 1996 начался для нашей телерадиокомпании с гран-при Всеукраинского фестиваля телепрограмм Украина – чудо чудесное, наши телефильмы получили еще и четыре диплома всеукраинского уровня. И так было и дальше: мощные взрывы творческой энергии, энтузиазма, даже поэзии. Тогда нам по-доброму завидовали коллеги. Говорили, если на всеукраинский конкурс работу привезли волыняне, то уже другим можно ехать домой, Волынь все равно заберет все призы … Сейчас подросли, как говорится, другие областные государственные телерадиокомпании, также изготавливают оригинальные фильмы и на своих творческих летучках мы иногда говорим: коллеги, не надо сбавлять темпа, ибо нам уже дышат в затылок! Мы радуемся, что есть уже достойных конкурентов, ведь качественный телепродукт означает более высокий качественный уровень регионального телевидения.
– Какую специфику имеет региональное телевидение?
– Мы прежде всего имеем задачу информировать жителей нашего региона о жизнедеятельности и Украины, но в частности. Имеем освещать все аспекты жизни нашего края. Мы работаем на местную аудиторию. Больше всего времени отводим на информационное вещание, это ежедневная будничная репортерская работа, которая не приносит нам ни призов, ни дипломов, но если мы делаем ее объективно и честно, то приятно слышать благодарность слушателей и зрителей. Поскольку здесь и живем, а не приехали, сделали сюжет и поехали, то это тоже накладывает свой отпечаток на отношения, например, с властью. Однако, по моему мнению, эти отношения очень зависят и от качеств первого лица телерадиокомпании. Помню, как еще до телевизионной эпохи одна из наших радийных журналисток сделала репортаж и приняла в нем не очень корректное сравнение с авторитетом великого коммунистического начальника. Мол, в области легче найти стакан масла (а тогда и это было дефицитом, чем человека, этого человека уважает. Нам ту стакан очень долго вспоминали, однако журналист совершенно не чувствовала давления, которое осуществляли на руководителя – Святослава Константиновича пирожки, хотя были и требования применить относительно него средства административного воздействия. Потому бурное развитие компании произошел благодаря тому, что наш генерал, как мы его называем, всегда был принципиальным в отношениях с властью, требовательным к коллективу и добрым к каждого конкретного работника. А еще собственной телевизионной творчеством и прежде, и теперь показывает пример журналистам и режиссерам.
– Почему, по вашему мнению, телефильмы с Волыни имеют такой высокий уровень конкурентоспособности?
– Главное в наших фильмах то, что мы рассказываем о волынян. Не берем мы не знать какие темы, но творческими средствами возвышаем наших людей, показываем их души, их внутренний мир. А может, это то, что мы для себя называем поэтическим телевидением … Упомяну лишь два отзывы, которые опубликованы в наших центральных профессиональных журналах, в том же Телерадиокурьер … Известный режиссер Роман Ширман, подводя итоги пятилетней деятельности всеукраинского телефестиваля Открой Украину, писал, что этот фестиваль стоило проводить хотя бы для того, чтобы увидеть фильм волынских тележурналистов Соломенная шляпа. Это рассказ о Александр Середюк, директора музея под открытым небом. Подбирая материалы к экспозиции нашего телерадиомузею, нашла и газету, в которой опубликовано обсуждение членов жюри на одном из фестивалей Калиновые острова. Его председателем был тогдашний директор Института журналистики Анатолий Москаленко. Он убеждал, что фильм Ничего, кроме жизни – шедевр, но он … не вписывается в формат фестиваля, так это … поэтическое телевидения. Это был рассказ о нашем волынского гончара, музыканта Валерия Ленартович, это очень интересная личность. Но членыжюри все же присудили фильму Гран-при.
– Какие фильмы хочется пересматривать вам?
– Пока не могу спокойно смотреть уже далеко не новый наш фильм, который получил гран-при еще в 1998 году, – Я хочу другой дороги. Автор сценария и режиссер – Анастасия Пеценюк, оператор – Валерий Фетисов. Мы его тоже показываем раз в год, поскольку это один из наших шедевров. Возможно, попросим Настю, чтобы сняла его продолжение. Она взяла детей из разных слоев. Ребенок из интерната, девочка, у которой мама стоит на базаре, другая девочка, у которой все есть. И показала их внутренний мир. Там нет никакого авторского текста, только голоса детей, но, когда вспоминаю фильм, мне всегда почему подкатывает комок к горлу, потому что эти ребята показали, которые мы с вами тогда были, которой было государство. В последних кадрах дети идут взлетной полосой, перед ними взлетает в небо военный самолет, тогда они над Луцком еще летали … Этот эпизод очень щемящим по своей постановкой, потому символизирует будущую дорогу для детей. Профессионалы же всегда увлекаются, как это было снять, как получить столько разрешений (хотя мы всегда находим понимание, потому должностные лица понимают, что это фильмы для чести Волыни). Как оператору это было снять на не очень профессиональную камеру … Но результат того стоил.
– Что это за фильм Танец памяти, который показали на всеукраинском канале?
– Это тоже один из наших шедевров, снял его нынешний директор творческо-производственного объединения телевидения Николай Генсецький, и жаль, что ответственная должность мешает творческому человеку проявлять собственное творчество чаще. Фильм высокой эмоциональной напряженности, особенно впечатляет последняя сцена, когда после поминок погибших цыган их родственники просто на запыленной дороге танцуют танец памяти … Людям, которые могут создать достойный теле-или радиофильм в нашей компании – всегда зеленая улица. Если со сценарного плана мы видим, что телегруппа идет на шедевр, мы можем отстранить ее от каких будничных дел и на месяц и больше. Даем лучшего оператора, лучшего режиссера или того, с кем у автора сценария является духовный контакт, потому что это тоже важно. Если обычную 20-минутную программу, в которой тоже свойственна умные вещи, но она не претендует на наше, так сказать, поэтическое телевидение, обычно монтируем в аппаратной рабочий день, и этого достаточно для хорошего монтажа, то конкурсную программу или фильм монтируют и месяц. В течение этого месяца авторы будущего шедевра и плачут, и ссорятся, а мы их миры, ибо каждый же пропускает работу через свое сердце. Мы заинтересованы, чтобы у нас было больше работ не однодневок, а достойных, чтобы их смотрели и через десять лет, смотрели и киевляне, и парижане.
– Какой другой продукт вашей телерадиокомпании, не только телефильмы, вы отметили бы? Есть такие, которые могут конкурировать с центральными телеканалами?
– Есть солидные телецикл, например один из новейших – Рецепты от природы, ведущий Наталья Нехорошкина.
– Кстати, зрителям очень запомнился один из ее фильмов – Петров имение, рассказ о эксклюзивный вид отдыха в пределах зеленого туризма, который организован в одном из фермерских хозяйств Волыни. Помню, что и Наталья там так упорно доила корову …
– А знаете, за что критиковали автора этого фильма на нашей летучке? .. По неэстетичный вид подойники. А Наташа отстояла свою позицию, что показывать надо правду. Как было, так и показали. В телецикл же она очень интересно рассказывает о нетрадиционных методах лечения. Нечто подобное есть на Интере, но там это ток-шоу. А Нехорошкина ищет интересных целителей, простых бабушек и дедушек или дядей и теть. Выезжает с ними на природу, зритель видит, как и когда сорвать траву или цветок, чтобы были целебными, как готовятся лекарства, видит героев передачи в естественной для них среде. Она же и другие журналисты из их редакции готовят и передачу Урок для родителей, подобной на центральных украинских каналах и нет. Это передача не в стиле скучного урока учителя, детей нельзя бить, нельзя ругать … Мы делаем постановочные сцены, актеры на конкретных жизненных ситуациях учат родителей, как воспитывать детей, ибо, наконец, у нас их этого учит? Это изюминка нашего волынского телевидения – делать передачи глубокие по содержанию, а неток-шоу, которые, может, требуют от работников меньше работы над собой, над словом, над картинкой, гораздо меньше монтажа … Но так интересно – подбирать кадры, которые говорят сами за себя!
Кстати
Первый Национальный предоставит Слово регионам
Первый Национальный совместно с областными ОГТРК готовит программу Слово регионам, которую планирует запустить в новом телевизионном сезоне, сообщила Хроника. Это будет ежедневная 10-минутная программа, которая будет выходить по будням в информационном блоке после вечерних новостей.
Наталья Малимон, газета День, Луцк
Фото – День

Еще по теме:

У статьи А для души – телевидение … поэтическое 0 комментариев.