Анти-Раневская. К вопросу «стерилизации» на ТВ

Олег ВЕРГЕЛИС «Зеркало недели» Моя наивность не знает границ и таможен. Увидев в программе СТБ Фаина Раневская. Великая и ужасная, размечтался. Представил, будто этот телеканал решил отметить справедливый юбилей великой актрисы – 115-летию со дня его рождения. Потому что, по всем справочникам, она родилась в 1896-м. А в старинной метрической книге Таганрогский раввин Зельцер сделал запись … О том, что в браке мещанина Худшая Хаимова Фельдмана и мещанки Витебской губернии Милки Рафаиловна Заговаловои 14 (27) августа 1895 родилась дочь – Фаина Фельдман. Будущая икона театра и кино.
считать, что и этот субъективный материал – поклон ей до настоящего юбилея.
Итак, пятница, 1913 (августа). 19:15. Канал СТБ. Дети у телевизора. Взрослые тоже. Думаю, даже знаменитая комиссия по морали, в настоящее время щелкает пультом в поисках аморалки.
То, что начало разворачиваться на СТБ, – потрясло.
Ее любимые слова – говно и жопа! – Лишь первый невинный файл, бодро втиснут в подсознание.
следующий? Нет, не молчания. Им же так просто рты не закроешь …
Исходя из закадрового текста, прочитанного безпристрастним голосом (как из канализационного люка, обывателю становится достоверно известно много интересного из веселой жизни народной артистки СССР.
Раневская, по версии СТБ, была уродиной. Чудовищем и вульгарным монстром. Никому в жизни, т.е. вообще, она не была нужна. Девка люто ненавидела весь род человеческий и инопланетные цивилизации – тоже.
Садоистальною ненавистью, по СТБ, Раневская отапливала родную сестру Изабеллу. Только потому, что сестрица – красавица и умница, а Фаина – ни тем, ни тем не удалась. Оставив семью, якобы ради мира искусства, Раневская превратилась в тусовщицу, пьяницу. Стала жононенависницею. Первая попавшаяся красавица, как следует из украинской неизвестной версии, вызвала у Фаины нападения звериной ярости. И Раневская была готова гонять по первой встречной симпатяга – хоть с топором, хоть с утюгом.
Такой эпизод в злобно-претензионной СТБшний мазня тоже срежиссирован мастерами непредсказуемого жанра. Теперь частенько прибегают к такому приему в псевдодокументальный кино как реконструкция событий. Для этого с тищи долярив нанимают орду бездарных статистов из пока не расформированных ТЮГив. И эти несчастные, выпучив глаза, кривляющись, изображают знаменитостей – в юности, в бальзаковского возрасте, в старости. Согласно режиссерскому видение, они и бегают на экране. Или, обнажив телеса, иллюстрируют бородатый шутку, как в гримерную актрисы заглянул администратор, а та, хотя была обнаженной, не растерялась: А вас не смущает, что я курю?
Вы вообще знаете, почему Раневская так смело разбросала острые словца? Нет? В документальной стене СТБ найдена замечательная ответ.
Оказывается, актрису обожал Сталин. И она, чувствуя абсолютную безнаказанность, наглели, издеваясь над людьми … (Это можно выдержать?) B47r Наверное, благодаря вмешательству Сталина (об этом не сказано) она и получила свою единственную главную роль в фильме М. Ромма Мечта? (По блату, так сказать, втиснули? Как нынешних актрисуль …)
Конечно, в невероятных историях нужна щепотка слезливо соли. Поэтому тут же добавлено: Мечта не оправдала надежд актрисы!
Я уже Срываюсь с катушек: и эту пропагандистскую сталинскую картину прокрутили миллион раз после войны, а совдеповские пену из нее раз и сбила исключительная игра Раневской …
Развивая соленую тему, героини выписывают приличного любимого. Артист МХАТа – Качалов. Не сложился и в этой песни начало … И это важно, если бодрая закадровая трескотня вновь заставляет содрогнуться: Смотрите после рекламы! С кем Раневская имела лесбийские связи? Спала она …
По их версии – и малая, и спала.
А как может быть иначе – для удовлетворения основных инстинктов нашего зрителя? Что же ему – о творческих муки рассказывать?
И вот у жены (или мужчины?), исходя из показаний известной литературной затейница начале ХХ века Л. Чуковской, Фаине Георгиевне лихо записывают девушек сплошь популярных: Ахматову, Брик, провинциальную актрису Павлу Вульф …
Ожидал, что в стиле реконструкции покажут ископищем женских тел, изображать экстаз известных нам личностей … Наверное, на это у СТБ просто времени не хватило – реклама съела?
Неиссякаемый источник, эта Фаина Георгиевна … Для всего СТБ, для шеф-редактора этой стены – А. Гладушевського, для сценаристка Н. Доровских, смелой интерпретаторкы актерской судьбы.
Вот уж волнует СТБ: была Раневская агентом НКВД? Элементарно, Ватсон! Конечно, проводили с ней активную работу по проникновению в ряды. Потом испугались ее длинного языка, а затем, чтобы не ляпнула чего (поскольку тонкие стены в ее квартирке, органы и выделили ей квартиру новую, шикарную (видимо, за прекрасную работу?).
Добавлю ко всему, что такое творение лихо смонтированное из выдернутых из контекста фраз. Впечатление, будто сам продюсер канала, большой человек, каждый раз тыкал кулаком в спину монтажеров: вот это! Там, где она говорит – дура … Или нечто иное из своих колоритных лаек в киноролей.
… Будто ее лексический запас исчерпывался словарем Эллочки-Людоедка! И в ее репертуаре значились исключительно городские идиотки (они тоже были, причем все сыгранные виртуозно), и не было знаменитых сценических героинь из произведений Достоевского, Чехова, Островского, Горького …
(Люди с телеканала, вы хотя бы знаете, что она переиграла почти всех крупных русских классиков?)
Единичные отдушины этой преступной бред – настоящие документальные кадры с уже немолодой актрисой. Там, где она не ужасная (как на СТБ), а большая …
Гениальная старая, большая умница, настоящая аристократка (при всех своих зехеры, служивших ей и щитом, и талантливым защитой в лихой час). Слышать ее и видеть ее – в фрагментах из древнего документального фильма театроведа Н. Крымовой – удовольствие ирреальное. Посреди нашего местечкового вони, посреди желтого ада, в который загнали художники выдающуюся лицедейки, ее живая разумная речь кажется глотком боржоми в жару.
*
После такого зрелища сразу хочется осуществить гражданский поступок. Например, наслать на них порчу, воспользовавшись инструкциями Битвы экстрасенсов. Или ударить телеграмму уже не шеф-редактору, а Самому (владельцу холдинга-изготовителя): И кто там у вас следующий ..? После Раневской.
*
Нет, я тоже кое помню и в видах, и в жанрах. И в нынешних запросах публики-дуры (которая диктует вкус и спрос. Несколько помню и в технологиях современного ТВ-мельницы, которая, перемалывая чистое зерно, часто вихаркуе на экран только грязные плевелы …
Но все же до последнего грезилось, что в эту топку телевизор умышленно имеет швырять исключительно свое сырье – пластмассовых кукол, выращенных им же, телевизором.
какая нам беда от того, что стотысячный раз в цикле Моя правда Телепня расскажут всю правду о первой любви Наташи Королевой на Борщаговке. Или о большой страсти Билык до цирюльника Зверева (зритель, наверное, давно затаился и ждет: когда у них пойдут дети?.
делай этого! Чертов мельница требует серьезных клиентов.
И, как видим, подобрались к другой – сакральной – территории. К таинственному острову настоящего искусства, на котором до недавнего времени покоились в туманах своих мифов личности величественные, масштабные. НЕ пластмассовые изделия, а настоящие великаны духа, которые определяли потолок культуры ХХ века … А не плинтус масскульта времен текущих.
Жажда новых жертв, естественно, требует оперативных подходов. К Смоктуновского, к Олега Борисова или к Раневской – просто так, с кондачка, не пидберешся. Потому что в их судьбах есть знак осмысленности и значимости, гордости и какой проницательной саморежисуры.
А потому в ход идут другие орудия. Важнейший залп – ложь. Наглая и противна. Которая выдается за всеведение и всезнание.
А в действительности это вуайеризм. Мелочное подглядывания за большой долей. Той, ногтя которой не стоит вся ваша творческая группа.
Кто из вас додумался, что основой якобы документального проекта о реальном человеке должно стать неприличный анекдот?
Не много на себя берете?
ли пидирветеся такой ношей? (Ведь Фаина Георгиевна – демон неугомонный, она и с того света ваше кино посмотрит …)
Так, Раневская, сыгравшая эпизоды всего лишь в двух десятках картин (а забыть невозможно), вошла в наши бытие и сознание еще как фольклорный элемент. Но еще больше из того еефольклора – домыслы. Дорисованы рога к уникальному портрета многогранной личности.
Когда актер театра имени Моссовета Геннадий Бортников, который очень любил ее, чуть не со слезами на глазах говорил мне в 1996-м: Половина из того, что ей приписывают, – выдумки приживалки! Она была иной. Интеллигентным, поистине большой! Хотя, конечно, острой на язык …
Толпа очередных фигурантов по делу Раневской собрана и в СТБшному антихудожественной произведении. Некоторые новейшие друзья этой актрисы мне неизвестны вовсе. Это самовыдвиженцы, наверное? А вот что смеет говорить о ней, о большой, маленький кинорежиссер Егор Кончаловский, непонятно вдвое …
Что вообще значит – два ее любимых слова … Те же г. .. и ж …. Господи, да она до 15 лет перечитала всю классическую литературу, проштудировав больше книг, чем вы настрочили сообщений на свои порносайты.
Ее образованность и аристократизм никогда и ни у кого не вызывали сомнений. Напомню, родом из богатой семьи, отец владел миллионным состоянием, ювелирными фабриками, имел нефтяной бизнес. Окружил ее сонмом воспитательниц. Она лучше знала французский, чем ведущие СТБ – украинский.
Ее некрасивость – особый вид красоты: внутренней, артистической, парадоксальной. Возможно, именно такие профили прежде и рисовали на скифских вазах?
Ее сталинизм – это три Сталинские премии за гениальную игру в бездарных однодневка. И еще – единственная реплика отца народов: Михаил Жаров даже в гриме всегда узнаваемый, а вот Раневская – всегда разная …
Или … что вы болтовню о тусовковисть? Это же совсем не то, что представляете из передач Кати Осадчей. Это был ее фанатизм по отношению к людям искусства. Юной перезнайомилася с цветом культуры: Коонен, Гельцер, Вульф, Ахматова. Ночам мерзла у фасада Большого, чтобы попасть на Шаляпина. Теряла сознание на спектаклях МХАТа, когда видела Станиславского, Качалова … Последнего записали в невесты … А это не тусування, а преклонение. С Качаловым дружила. Бывала в его доме. Он составлял ей протекцию в МХАТ. Но на приеме у Немировича-Данченко, как известно, перехвилювавшись, пролетела. И навсегда заклеймил себя викидышем МХАТа. Позже говорила: Я видела на сцене актрис, которые больше не рождались …
Бедная, бедная Фаина Георгиевна, а мы ведь тоже видели одну такую актрису … Но только в кино. И только в одном телевизионном записи драматического спектакля: Дальше – тишина режиссера А. Эфроса. Вот такие, как вы, уж точно не рождаются. И уже только за то, что над такими, как вы посмели издеваться, я буду ненавидеть их ненавистью страшной и беспощадной … Обурюватимуся, обвинять, разоблачать … Дальше – смешно, как в ее же фильме: Я буду жаловаться королю, я буду жаловаться на короля …
Искусствоведы из одесского базара, чего колупаетеся зубочисткой в тех страстях? Или не читали, что ее единственная любовь – Пушкин?
Знайте же, мелкие бесы большого ТВ, если обеспокоены … Все любви ее – исключительно без взаимности. Хотя был даже один законный брак. И, представьте, с мужем. В годы Гражданской войны, в Крыму, снова влюбилась. Ждала ребенка. Но приговор ее учительницы Павлы Вульф оказался роковым: Ребенка быть не должно … Твои дети – твои роли! И она пошла на … детоубийство. Вот где драма закопана.
После войны возник страстный вспышка – актер Меркурьев, игравший лесника в Золушке. Но взаимности быть не могло. Она будто стеснялась того жанра, в который сама себя загнала – в искусстве, в жизни. Мучилась законам этого жанра … Трагический гротеск. Глаза умного клоуна. Хохот сквозь всхлип. То, что по эту минуту разбивает наши сердца, когда видим или слышим ее.
Салонные песенки о знаменитых женщин постсрибного века … Все это песенки и есть. Потому что извилине современного тусовщика неподвластный такой сложный вид человеческого общения, как интеллектуальные игры чрезвычайно умных эмансипированных женщин …
Во время этих игр, несомненно, возникали ревность, обиды. Но, убежден, объединяло их не телесное, а небесное – идеальное – восприятие мира. Как и написала Раневская о той же Ахматову: В ней было земное, но через Божественное …
Похоже было и в самой Фаины Георгиевны. Дуракам – не понять.
Одно из писем Раневской времен эвакуации: Мне известно, что в Ташкенте Ахматовапросила Л. К. Чуковская больше в нее не бывать, потому что Лидия Корнеевна говорила недоброжелательно обо мне … Это по поводу свято сохраненных сплетен – относительно ориентации. При том что ориентация одна – искусство. Сцена. Все об этом знают. Не терпела полшага, напиввиддачи. Поэтому наживала толпы врагов.
И если есть система Станиславского, то, наверное, должна быть и система Раневской? Почему нет? Из записок ее, среди многих ее откровений (вот о чем надо кино снимать, а не в белье ковыряться) выстраивается система стройная, целостная. Ее краеугольные камни: а) актерское самовольство (если речь идет о ее гений), которое подчиняет драматургию, режиссуру, выступая в спектакле не соавтором, а автором б) отсутствие зазора между личностью актера и художественным образом: то, чего она добивалась всегда; в ) творческий максимализм как доминанта – как религия в искусстве …
*
В знаменитых дневниках отца той же Л. Чуковской – Корнея Ивановича (автора Мухи-цокотухи) – является потрясающие записи о творческих обычаи времен большевистского переворота. В те годы кухарки-начальники приказали группе маститых писателей переписать всю мировую литературу – под запросы и понятия таких же кухарок, свинарок и пастухов. То есть … Красное и черное или Мадам Бовари нужно было отформатировать в таком примитивном изложении, чтобы сложнейшие образы превратились в тупые однозначные схемы. Зато понятны массам.
Горе нам, а то же подобное производится и сейчас.
Очередные эскадроны кухарок – уже на ТВ (важнейшему из искусств) – взялись форматировать многогранные личности мастеров прошлого под очередные запросы рейтингового толпы. Во пипл, которого телевизор сделал метром (выше не вырастет!)
и этом обжора хотят скормиты непристойные анекдоты, грязные байки о тех … О тех, о ком впоследствии любая кухарка гордо скажет: А и она же такая, как я, эта развратница!
Боже, они форматируют Их – под себя … Есть ли сегодня большая трагедия в нашем т.н. искусстве?
И то похожее – не только на ТВ, но и в научной литературе. На полках красуется книга Анти-Ахматова, в которой дефектолог Т. Катаева с мещанской пунктуальностью доказывает, что и Ахматова – грешен, пакостная, подлая.
… И получается, что они, эти незащищенные герои серебряных лет, сейчас действительно анти. Не вписываются в убогие представления все понахальнее и пошлого циников. Сопротивляются. Вываливаются из заранее подготовленных рамок …
Не только СТБ (у которого были и приличные передачи о любителей), но и другие наши каналы, взбесились от рекламного жира, уже давно проводят подпольную спецоперацию. Которую образно называю стерилизацией. Из мира высокой и творческого, из среды интеллигентного и образованного им необходимо выпотрошить все лишние представление – о чести, достоинстве, ум, благородство, профессионализм. Оставив в сухом итоге – непристойность, мерзость, безнравственность. То, что хорошо усваивается организмом одноклеточного избирателя.
Считаю, операция стерилизации актрисы Раневской – одна из удачных попыток такого медицинского направления.
Далее, предчувствую, появятся и другие невероятные истории. Розовые Леся Украинский и Кобылянская; сифилитиков Франко; пьяница Шевченко … О непутевых артистов я уже не говорю.
И в такое – охотно веришь, если выучишь репертуарную политику 15-ти (!!!) ведущих украинских каналов (а у нас все ведущие, это только мы заведены), в которых давно стерилизовано совесть.
… Что же касается Раневской, помните, наверное, ее знаменитое: Жить нужно так, чтобы тебя помнилы даже сволочи!
К сожалению, помнят.
Зеркало недели

Еще по теме:

У статьи Анти-Раневская. К вопросу «стерилизации» на ТВ 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/Ид2971-18Генпрокуратура

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"