Берлинале-2010: ложка дегтя

Ольга Клингенберг, «Зеркало недели» Юбилейный Берлинский кинофестиваль прошел под удивленным взглядом профессионального зрителя … И завершился законным выбором лучшего из худшего Юбилейный Берлинский кинофестиваль прошел под удивленным взглядом профессионального зрителя … И завершился законным выбором лучшего из худшего. Столь слабую программу на престижном кинофестивале, наверное, трудно было и представить. Но, как говорится, случается и такое. Точечная присутствие Украины в Берлине с короткометражным фильмом Мирослава Слабошпицкого Глухота ограничилась лишь участием. Конкурентоспособная работа в, пожалуй, самой увлекательной программе фестиваля осталась без наград. Но после спорного Диагноз, с которым в 2009-м Слабошпицкий входил в фестивальные воды, можно порадоваться по поводу прогресса режиссера и качества короткометражки из наиболее некинематографичнои страны.
Конечно, никто не застрахован от поражений и слабой организации процесса (слабой – в творческой части; обычно и с логистикой, и с качеством показов, и с регулярными поставками звезд на Берлинале все прилично). Но в этом году менеджменськи таланты директора фестиваля Дитера Косслик превратили артистическую событие на туристическую. Берлинский кинофестиваль продемонстрировал умение немцев оживить досуг и бюджет города в найнекомфортниший для развлечений время. Берлинале выполняет роль зазивача и гида по иллюзорных мирах. На любой вкус массового потребителя, который ожидает от фестивального кино экзотики, национальных стандартов и банальных откровений. Именно поэтому люди спят в длинных очередях за билетами, до отказа заполняют залы городских кинотеатров и смотрят картины до последних титров. Прямая противоположность тому, что происходит с отечественными кинофорумов, где на альтернативное коммерческом мейнстрима кино никто не хочет идти. В Берлине же так называемую альтернативу и авторский взгляд давно научились продавать. Здесь проблемы в сферах секса, политики и религии остаются главными фишками, на которые ставит западный мир в игре с интересами общества потребления. В этом году авторитетное жюри решило поставить на религию и присудило Золотого медведя картине Мед. Фильмом про маленького сына собирателя меда турецкий режиссер Семих Капланоглу поставил точку в своей трилогии Юсуф, названной по имени героя, о котором снят его предыдущие локально-фестивальные картины Яйцо и Молоко – они соревновались, например, в конкурсе Венецианского фестиваля в 2008-м. Закономерно, что свои голоса в пользу Меду отдало также экуменическое жюри, которое, как известно, премирует фильмы с высоким религиозным звучанием. Все остальные награды жюри разделило по принципу никого не обидеть и выглядеть профессионально.
Основной причиной снижения качества программ Берлинале называют раздутость фестиваля. Он расползается по швам от невероятного количества фильмов, которые даже теоретически посмотреть невозможно. Берлинале пытается втиснуть в 10-дневную программу и искусство, и бизнес, и ковка новых кадров. Отборщики фильмов, профессиональный уровень которых в последние годы заметно упал, не могут уловить новую, возможно не существующую, генеральную линию Берлинале и предлагают демократизм на широкую ногу: геополитика превыше всего. Особенно из-за этого страдает главный конкурс, который в 2010 году не оставил после себя ни одного фильма, который бы забрал надолго. Если не считать скандального национального колоса Еврей Зюсс: взлет и падение. По-голливудски скроена историческая драма о создании хита фашистской пропаганды – запрещенного после Второй мировой войны до показа фильма Еврей Зюсс – была главным козырем немцев в борьбе за Медведя и теоретически могла бы стать очень мудрым и хорошим фильмом, если бы режиссеру Оскара Релера хватило таланта, вкуса и такта. Досмотреть до конца эту неуклюжую бюргерские клоунаду на экране с избытком страстей и секса может только специалист ради анализа, насколько плохое кино можно сделать на хорошем материале.
Особые ставки делались на загадочность русской души, которую раскрывал в своем последнем фильме Как я провел этим летом Алексей Попогребского. Двое работников метеорологической станциина Чукотке – опытный профи и молодой стажер – получают для завязки действия невнятный конфликт (молодой не решается сказать начальнику о гибели его семьи), и дальше начинается цепочка малоубедительных поступков и отношений, которые колеблются в рамках репрезентации национального характера и романа – воспитания. Третий герой этой истории – безразлична и суровая природа полярного края – удачно просел под фестивальную конъюнктуру. Фотографии пейзажей Чукотки напомнили мне Солярис Тарковского – так начал свою пресс-конференцию Попогребского. Несмотря на то, что пресс-показ фильма зритель покидал массово, отпуская в кулуарах язвительные замечания, а на встречу с авторами пришли исключительно русскоязычные представители прессы, оба актера – Григорий Добригин и Сергей Пускепалис и оператор Павел Костомаров получили Серебряного медведя. Ответ, поможет ли им это продвинуть свой фильм в отечественные массы, скоро узнаем. А вот мнение украинского режиссера и продюсера Владимира Тихого: Картина производит впечатление халтурно сделанного фильма из репертуара советских времен киностудии для детей и юношества им. Горького.
Здесь не хватает только патриотической линии и сюжетов с большой земли для большего контраста и усиления подвига полярников. Такие фильмы когда возвращали на доработку, пересъемка и на выходе получали добротный зрительский фильм. Между тем очевидно, что тема человека и природы оказалась близкой и понятной председателю жюри режиссеру Вернер Херцог.
Одним из объективных лидеров конкурса была румынская картина дебютанта Флорина Сербан Если я хочу насвистывать, я насвистывает, получившей Гран-при от жюри и спецприз памяти основателя Берлинале Альфреда Бауэра. Феномен взлета румынского кино в последние годы будоражит фестивали и вносит в пресную европейскую индустрию нерв, жесткость, злую иронию и качественный драматургический конфликт. Да, очень сильная драма о воспитанника колонии несовершеннолетних, который в один прекрасный день совершает отчаянный поступок, была лидером и кинокритичних опросов, и зрительских симпатий. Сербан снял ее по пьесе своего друга драматурга Андреа ВАЛЕАН и рискнул задействовать в ленте настоящее подростковая среда интерната. Фильм получился живой, эмоциональный, пронзительный и ничем не уступает 400 ударам Трюффо. По-моему, режиссеру-новичку не лишним был бы и законный приз за профессию, но здесь в фестивалей, как правило, действует принцип за выслугу лет. Наградить было решено швейцарского отшельника Романа Поланского, который заканчивал под домашним арестом свой политический детективный триллер Писатель-призрак. Игры сильных мира сего, аллюзии на союз Тони Блэра и Буша-младшего, маленький пешка в большой игре, которым становится герой Эвана Макгрегора, плюс Пирс Броснан в роли опального премьер-министра … Все вместе – узнаваемый тревожный стиль Поланского, ни в плюс, ни в минус его режиссерской мастерства. С таким же успехом приз можно было бы разделить и с другим знаменитым конкурсантом – китайцем Джаном Имоу, который привез в Берлин римейк раннего фильма братьев Коэнов Простая кровь. Детективная неуклюжесть Женщина, пистолет и лапша – прекрасный пример того, как хороший режиссер может качественно делать скучные фильмы. Абсолютно пресным, хотя ни название, ни жанр того не обещали, оказался и фильм двукратного обладателя Серебряного медведя Майкла Уинтерботтома Убийца во мне. Ковбойской стиля Оклахомская законников, прежде всего шерифа-убийцы, здесь уделено гораздо больше внимания, чем игре актеров Кейси Афлека и Джессики. В целом американские звезды и фильмы с их участием не попадают под прицел жюри. Они, скорее, приманка для фестивальных ньюсмейкеров и рядового зрителя. Неудивительно, что присутствие последнего совместного опуса Ди Каприо и Скорсезе Остров проклятых, который демонстрировался наравне с конкурсными лентами, – всего лишь этап пиар-раскрутки картины. Единственной американской ленте Дети всегда правы и ее автору с украинскими именем и корнями Лиге Холоденко достался знаменитый медвежонок Тедди от жюри сексуальных меньшинств – за красивую сказку об идеальной лесбийскую семью. Вообще, очень радует, как классифицируют американскийавторский кинематограф в Берлине.
По сути это сжатые в полтора часа сериальные сюжеты, где сантименты заменяют героям прозрения. Хотя подобную сентиментальность в китайской упаковке приняли на ура – призом за сценарий фильма Вместе в разлуке режиссер Ван Чуанань подтвердил свой успех трехлетней давности. Беспроигрышная в его исполнении формула любовного треугольника в 2007-м приняла Золотого медведя за Свадьба Туи. В новом фильме герои постарше, но мелодраматизм от этого только крепче. Что можно сказать и о самом фестивале, который до 60 лет вырос со всех модных эксцентричных вдяганок и превратился в некоего законсервированного старого брюзгой, который иногда, спохватившись, вспоминает, что нужно поддерживать марку прогрессивного авторского кинофестиваля. Но чем проще, тем лучше.
Ольга Клингенберг, Берлин, для еженедельника Зеркало недели
Фото – Дзеркадо недели

Еще по теме:

У статьи Берлинале-2010: ложка дегтя 0 комментариев.