Болезни украинской журналистики

Виктор Замятин, для «Украинского журнала» Украинская журналистика переживает чрезвычайно серьезный системный кризис. Если выразиться очень коротко, то окажется, что медиасообществе, которая сложилась в Украине, нет ни достаточного влияния на процессы, протекающие в обществе и государстве, ни даже достаточного понимания этих процессов и своей собственной роли и задач в развитии общества. Она в значительной мере существует в информационном и культурном пространстве, созданном за пределами Украины, часто поддерживает мифы, навязываемые украинскому обществу извне. /> Главная проблема украинского информационной среды заключается в том, что из него невозможно узнать, что происходит в реальной жизни. В частности, целый ряд значимых общественных фактов или вовсе не получили должного освещения в средствах массовой информации, или же информация о них была явно недостаточной. Такими были, в частности, реакция СМИ на недавнюю гибель киевского студента в отделении милиции, информация о харьковских договоренности президентов Украины и России, сообщение о продаже стратегических предприятий (металлургические заводы Запорожсталь и имени Ильича). Региональные новости фактически отсутствуют в выпусках телевизионных новостей и на страницах киевских газет. Я еще несколько лет назад отмечал, что свобода слова в Украине существует, хотя иногда – в очень специфический способ минимум с 1991 года. Сегодня дела со свободой прессы менее оптимистичны. В том, что касается ее законодательного обеспечения, то действующее украинское законодательство вполне соответствует современной европейской практике. Но имплементация этого законодательства, причем как с бокудержавы и властных органов, так и со стороны собственников и топ-менеджмента средств массовой информации очень часто является неудовлетворительным, такой, которая не направлена на защиту потребности общества в получении объективной незаангажированной и всесторонней информации.
Можно скорее говорить о следующих вещах. Во-первых, за несколько последних лет произошла чрезвычайно заметна профессиональная деградация работников СМИ (журналистов, редакторов, продюсеров. Сегодня практически невозможно найти действительно профессиональных журналистов и обозревателей, которые бы, в частности, работали в таких сферах, как внешняя политика, международные новости, биржи и ценные бумаги, финансы, энергетика, оборона, право, промышленность, транспорт, макроэкономика, а особенно – общество , региональное развитие и строительство нации. На самом деле таких журналистов очень мало, на общем фоне их материалы можно просто не заметить. Жанр журналистского расследования фактически отсутствует, при том, что в действительности журналисты, имеющие необходимый опыт, в Украине есть.
Журналистские школы, действовали во времена СССР и в постсоветский период, себя исчерпали и фактически прекратили свое существование. Вместо новой качественной украинской журналистской школы, которая была бы неотъемлемой частью общеевропейского информационного пространства, так и не создан.
Во-вторых – характерным признаком украинской медиа-продукции является то, что освещение в украинских СМИ, и прежде всего – на телевидении и в региональной прессе политических процессов не позволяет понять, какие цели и идеологию имеют политические силы, присутствующие сегодня в большой политике, кто является их общественной опорой, каковы источники их финансирования, что они предлагают обществу.
Большинство журналистов в лучшем случае только в теории знакомы с принятыми в европейских странах стандартах своей профессии и совершенно не желают следовать им на практике. Так, например, часто в сообщениях практически невозможно найти границу, после которой заканчивается собственно информация и начинается комментарий.
Масс-медиа, принадлежащих представителям крупного бизнеса, никогда не выступают с критикой действий своих владельцев и их компаний. То же касается масс-медиа, щое объектом государственной или коммунальной собственности (в государственной собственности находится, в частности, Первый Национальный телевизионный канал, газеты Голос Украины и Урядовый курьер.
В-третьих, обратная связь между издателями и обществом практически отсутствует. Ни один издатель вУкраине не смог создать современной общенациональной общественно-политической газеты (газеты День, Зеркало недели, Высокий замок т.п. не являются национальными изданиями, поскольку ориентированы на очень узкий круг читателей, Газета по-киевски (и несколько региональных выпусков) в любом случае не является серьезным национальным изданием, направленным на объединение нации. То же касается многочисленных журналов и деловых изданий.
Когда речь идет о попытках давления на СМИ, ущемление свободы слова и свободы прессы со стороны государства, органов власти, отдельных лиц, партий, корпораций, то не следует забывать, что все эти вещи часто положительно воспринимаются собственниками и руководством медиа и самими журналистами, и они комфортно существуют в таких условиях, или же просто опасаются потерять работу. Речь идет как об отсутствии реального сопротивления, так и о редакционной политике, в основе которой самоцензура. Таким образом, масс-медиа гораздо больше переживают о заработке и возможности удержаться на рынке – не всегда за счет конкурентных преимуществ. Поэтому проблема качества информации отходит на второй план. Это предопределяет обратную реакцию со стороны общества. О какой профессиональной этики медиасообществе обычно говорит только не слишком большая группа, главным образом, киевских журналистов.
Медиа не воспринимаются в обществе в роли лидера, выдающегося общественного авторитета, которому безусловно доверяют. Показатели доверия общества к украинским СМИ, по результатам опросов общественного мнения, всегда превышают показатели доверия к иностранным СМИ (в том числе – российских, которые значительная часть общества не воспринимает как чужие), однако это не должно вводить в заблуждение. СМИ не воспользовались шансом состояться в качестве сильного публичного института, который имеет безусловный влияние на власть.
Впрочем, этот шанс не потеряно. Со всей очевидностью можно констатировать упадок традиционной прессы во всем мире и начало нового развития электронных медиа, которые сразу предлагают потребителю то, чего не может предложить ни одно традиционное издания: интерактивность, личное общение и часто – совместное участие в выработке новостей и информации. Однако не стоит забывать, что ее настоящий развитие будет возможным только тогда, когда интернет придет в каждую семью и станет столь же привычным явлением, как сегодня телевизор.
Слабость и заангажированности украинских СМИ полностью вытекают из уровня развития украинского общества, которое еще не стало нацией. Оно не готово воспользоваться статьей Конституции, которая прямо указывает, что единственным источником власти в Украине является народ. Большинство людей готовы смириться с тем, что принимают участие в различных коррупционных проявлениях, в том числе – получая черную заработную плату. Институты гражданского общества еще слишком слабы, чтобы получить со стороны населения поддержку и доверие, однако их развитие означает, что эти негативные тенденции могут быть преодолены. Следовательно, украинские массмедиа больны теми же болезнями, что и общество в целом – но это вовсе не означает, что эти болезни зашли в неизлечимую стадию.
Украинский журнал
Иллюстрация – www.metkere.com

Еще по теме:

У статьи Болезни украинской журналистики 0 комментариев.