Чьи следы в истории

Андрей Кокотюха, «Украина молодая» О национальной принадлежности Бабы Яги и перемещения в прошлое в «Машине времени» Когда с началом этого года стало известно о закрытии проекта исторических исследований В поисках истины, с которым несколько лет ассоциировался канал СТБ, задел не сам факт закрытия , а основание для этого. Будучи профессиональным телезрителем, прекрасно знаю и понимаю: телевизионные проекты, не изменяясь, долго не живут. А даже если начнут менять ведущего, акценты, наполнение – все равно не факт, что продержатся дольше следующего сезона в этом виде и под этим названием.
Стремительные изменения сеток вещания и переформатирование каналов каждый сезон демонстрирует не только желание развития, но и часто – кризис идей. Это когда, по известной пословице, в борделях меняют не девушек, а кровати. В странах, где телевидение давно структурировались и поделило аудиторию, годами, а то и десятилетиями существуют, в частности, полностью наполненные исторической информацией каналы. Причем они даже конкурируют между собой, но борются за свою аудиторию, не пытаясь удержать ее за счет реалити-шоу или программ с песнями-плясками. И вряд ли подобный канал где может закрыться из-за нехватки тем – а именно по этой причине, по мнению руководства СТБ, В поисках истины производить не рентабельно и не нужно.
Однако закрытие цикла исторических телерозвидок собственного производства – еще полбеды. Канал постепенно отказался также от показа аналогичных программ, купленных в России. Тогда как именно историческая документалистика, не важно, чьего производства, в свое время сформировала положительный имидж СТБ среди украинский, обычно телевизор не смотрят. Но и это не главное: выяснилось, что исторические исследования оказались сиротами. Если, например, Светские хроники или Караоке на Майдане путешествовали с канала на канал, всегда получая более-менее постоянный порт приписки, то проекты с исторической составляющей оказываются в нейтральных водах телевизионного рынка. Хотя, между прочим, они не менее развлекательные и зрелищные (пример, Diskovery и Viasat History не даст соврать). Просто это развлечение совсем другого плана – на телевидении ведь большей или меньшей степени все развлечение, помимо классических новостей и рекламных блоков.
то же остается. Прежде всего речь о следам предков с Олесем Бузиной – довольно странный, но показательный, на мой взгляд, образец уверенного невежества, который, несмотря на свою короткую историю, удивительно упорно держится в эфире К1. Стартовав в середине декабря прошлого года, программа о нашем, а точнее – о чьем историческое прошлое, чьи традиции и чьи обычаи куда исчезла, подарив зрителям несколько выпусков. А через паузу снова появилась в эфире канала, теперь уже – не понедельничный ночам, а субботним утром. Причем нового Бузина ничего не показывает, повторяются старые выпуски о временах нашего прошлого, когда, по убеждениям автора и ведущего, никаких наций не существовало. Были только славяне, они верили в Бабу Ягу, проходили инициацию и ходили на вечеринки. Правда, по Бузиной, история повторяется. И хорошая традиция превращать мальчика на мужчину трансформировалась в армейскую дедовщину (автор воспринимает это положительно), а то, что для предков – вечерницы, для потомков – ночные клубы со стриптизом (в этом тоже Бузина видит связь поколений).
Автор и ведущий В поисках истины Вячеслав Гармаш, комментируя ситуацию вокруг проекта, признал определенный кризис идей, а точнее – идеологий: к историческим фактам требовали относиться, как к светской хроники или козырного жизни. Но сам Гармаш дальше четко разделяет историческое прошлое России, Украины, Польши, Советского Союза. Для Бузины в следах предков отдельного прошлого Украины – страны, гражданином которой он является, – не существует в принципе. Потому, видимо, его следы быстро засыхают: массовая культура, в частности телевидения, требует четкого представления о предмете разговора. Олесь Бузина совершенно не представляет, о чем именно хочет рассказать и чье именно прошлое его интересует. Ладно, равнодушная Украине – много других интересных стран с незаурядной историей и мифологией. Можно интересоваться кельтскими мифами, наконец … Однако этот автор, как в том анекдоте про трактор, собранный на прежнемтанковом заводе: как не собираем трактор – все равно танк получается. То есть за какую бы тему не взялся Бузина – все равно выходят страницы истории государства российского.
На этом фоне весьма позитивно выглядит Машина времени на 5 канале – журналист Андрей Ефремович уже имеет опыт перемещаться в прошлое со времен программы Продолжение следует, выходившая несколько лет на Первом Национальном. Из того, что пока можно было увидеть, формат этой программы изменился. Ранее Ефремович произвольно собирал перечень из определенных фактов украинского прошлого, не всегда верстая их для эфира в хронологическом порядке, теперь фактам, событиям и людям уделяется больше внимания. Машина времени – украинская прошлое, в котором далеко не все еще готовы разобраться. Этой исторической конкретикой программа выгодно отличается от информативной составляющей следам предков. Правда, когда у Дали будет тоже были странные, мне кажется, перекосы: говоря о первых космонавтов, Ефремович вспоминал украинский Павла Поповича, совершенно игнорируя россиянина Юрия Гагарина, который свое место в неимперская части советской истории таки занял. Но программа, напоминаю, была авторской и авторской остается.
Так же авторские проекты Вячеслава Гармаша и Олеся Бузины. Однако каждый автор образованный и подготовленный по-своему. И, по сравнению с коллегами, сознание и теоретическая подготовка Олеся Бузины за его неопределенность с исторической принадлежностью Бабы Яги и вечеринок не вписывается ни в украинском, ни даже в российский телевизионное пространство. Если Бузина решил быть неким гражданином Вселенной – то всемирная телевизионная служба уже заждалась …
Андрей Кокотюха, Украина молодая
Фото – papope.com

Еще по теме:

У статьи Чьи следы в истории 0 комментариев.