Депутаты против полного запрета рекламы табака

Андрей Скипальский, «Украинская правда» Вопросы рекламы в пунктах продаж должен быть поднят в зале, поскольку нельзя такое важное решение принимать с перевесом в 3 голоса. Кстати, «за» запрет табачной рекламы в магазинах и киосках голосовали народные депутаты Уколов, Голуб и Шевченко. Остальные члены комитета голосовали против. Антитабачный законопроект с жесткой запретом любой рекламы сигарет не был поддержан большинством профильного парламентского комитета. Депутаты предпочли мягким варианта.
15 июня 2010 состоялось историческое заседание Комитета по вопросам свободы слова и информации. Историческое не только ввиду рассматривавшийся. Но и с точки зрения беспрецедентного количества членов комитета, которые пришли на заседание – их было 10 из 11.
течение трех с половиной часов депутаты рассматривали резонансный законопроект № 5164 – о полном запрете рекламы табака.
Напомню, речь идет о проекте, который запрещает рекламу, спонсорство, стимулирование продажи табачных изделий, внесенный на выполнение требований ратифицированного Украиной международного договора – Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ).
Статьей 13 РКБТ предусмотрено, что каждая сторона принимает законы о запрете всех форм рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий в течение пяти лет после вступления Конвенции.
Для Украины крайний срок принятия документа – не позднее 4 сентября 2011.
Принятый в первом чтении вариант законопроекта полностью соответствует положениям РКБТ и был поддержан 303-ю голосами народных депутатов.
Но рабочей группе, созданной для разработки законопроекта к последующим чтениям, не удалось достичь компромиссов в большинстве его важных положений. Причиной стало доминирование в рабочей группе представителей табачной, рекламной и медийной индустрии.
В результате на заседание комитета были вынесены два варианта законопроекта: анти-табачный и о-табачный.

Комитет принял решение рекомендовать законопроект ко второму чтению. Зато рекомендован к рассмотрению текст значительно отличается от принятого в первом чтении, ведь за основу большинством голосов был принят именно о-табачный вариант.
Отдельные принятые нормы сводят на нет цель законопроекта – полностью запретить табачную рекламу. Собственно, по результатам рассмотрения можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, комитет рекомендует законопроект № 5164 к 2-му чтению, которое, по позитивному сценарию, может произойти в период с 5 по 8 июля. Это победа борцов с курением, ведь в противном случае его рассмотрение мог быть перенесен на глубокую осень.
Но комитет не проголосовал за полный запрет всех форм рекламы табака – депутаты поддержали только исчерпывающий перечень запретов видов рекламы. Это плохо, ведь могут появиться новые виды, которые не подпадают под запрет или изобретательные юристы табачных компаний назовут старые виды новыми именами.
Перечень запретов охватывает многие известные нам виды рекламы и маркетинговых мероприятий. Кроме того, удалось выгрызть запрет выставочных мероприятий, под прикрытием которых проводились массовые рекламные дискотеки. А также вообще вычеркнуть специализированную рекламу табака в печатных СМИ без исключений. Это победа.
Интернет реклама на сайтах для тех, кому за 18 остается. Это плохо, поскольку нет эффективных инструментов возрастного ценза.
Интернет реклама на сайтах, которые не требуют подтверждения возраста, будет запрещена. Это хорошо.
Комитет поддержал определение спонсорства, которое не позволяет рекламировать не только бренды, но и названия производителей. Это победа.
Большинство членов комитета проголосовали против срока стимулирование, которое есть в названии законопроекта, против запрета рекламы в пунктах продаж, против запрета специального оформления мест торговли табачными изделиями.
Это очень плохо, поскольку сейчас реклама у касс супермаркетов на специальном оборудовании, что привлекает внимание, трактуется как информация о товаре, а это обман потребителей.
Комитет проголосовал за запретлюбого сотрудничества табачных компаний с государственными учреждениями, политическими партиями, и органами местного самоуправления. Это хорошо.
Запретили проведение информационных кампаний по уменьшению вреда курения табачными компаниями. Это хорошо. Ведь в мире еще не было зафиксировано ни одной кампании от производителя сигарет, которая бы привела к уменьшению распространенности курения.
Конечно, окончательное решение по законопроекту остается за Верховной Радой, но рекомендации профильного комитета является очень вважливимы и уже сейчас определяют возможную форму будущего закона.
Зато вопросы рекламы в пунктах продаж должен быть поднят в зале, поскольку нельзя такое важное решение принимать с перевесом в 3 голоса. Кстати, за запрет табачной рекламы в магазинах и киосках голосовали народные депутаты Уколов, Голуб и Шевченко. Остальные члены комитета голосовали против.
Андрей Скипальский, председатель правления Центра гражданского представительства Жизнь, для Украинской правды
Фото – http://www.pravda.com.ua

Еще по теме:

У статьи Депутаты против полного запрета рекламы табака 0 комментариев.