«Для меня очень важно, чтобы на съемочной площадке царила атмосфера любви»

  Дмитрий Десятерик, «День» Ханна родилась в маленьком польском городке, в раннем детстве вместе с семьей переехала в Германию. Изучала языки и литературу в Мюнхенском университете, собиралась стать учительницей. Но, увлекшись сценой, Ханна начала выступать в авангардном Мюнхенском театре Action, где ее заметил Райнер Вернер Фассбиндер и сперва пригласил к Анти-театра, а затем начал снимать в своих картинах. Их первая совместная работа – Любовь, холоднее за смерть (1969). Фассбиндер и Шигула сделали вместе 21 фильм, среди которых – лучшие ленты режиссера, а главная роль в Лили Марлен (1981) сделала Шигулу знаменитой. 1979 году за роль в картине Фассбиндера замужества Марии Браун она получила приз Берлинского фестивалю.Одночасно Шигула снималась в фильмах самых знаменитых режиссеров так называемого нового немецкого кино, в частности, у Вима Вендерса в ложном движении (1975). После смерти Фассбиндера 1982 года в нее было еще несколько ярких ролей в других режиссеров: Страсть большого киноекспериментатора Жана-Люка Годара (1982), Антоньетта испанского классика Карлоса Сауры (1982), а за роль Евгении История Пьер Марко Ферреро (1983) Ханна наградили на Каннском кинофестивали.Ханна Шигула была почетной гостьей последнего Московского фестиваля. Тогда же состоялась его встреча с прессой.
    – На фестивале показана большая ретроспектива фильмов Марко Ферреро, где вы сыграли несколько ролей. Вы здесь как некий посол кинематографа?
    – Да, ведь здесь его творчество малоизвестная, и для меня это большая радость – приблизить вашего зрителя до этого режиссера. Ферреро принадлежал к так называемого золотого века итальянского кино, это было время, когда творили такие выдающиеся мастера, как Феллини, сколы, Висконти, братья Тавиани, но он все равно оставался неповторимым, он единственный такой. Ферреро очень самобытно сочетал в своих работах, с одной стороны, ущипливий сарказм, острую сатиру на общество, а с другой – склонность к визионерства, провидництва, он змальовував видения нового времени. Сам его вид напоминал лицо античного героя, и в его творчестве можно проследить символику, которая также имеется в мифологических образах. Однажды Ферреро спросили: “Как бы вам хотелось, чтобы вас вспоминали – в роли острого критика общества или как визионера? Он ответил: “Я вообще не хочу, чтобы меня вспоминали. Слава богу, ему это не удалось. И это показывает, насколько провокационной человеком он был.
    Два следующие вопросы поставлены корреспондентом газеты День.
    – Вы снимались у выдающихся режиссеров. Работа с каким из них произвела на вас наибольшее влияние?
    – Две главные режиссеры – Фассбиндер и Ферреро. С Ферреро я сделала два фильма: История Пьер, за роль в котором я получила главный приз на Каннском фестивале 1983 года, и Будущее – это женщина. В Ферреро очарование работы заключалась в том, что не было детально расписано сценария, только какие-то заметки на нескольких страничку. Для людей, которые любят разные сюрпризы, неожиданные повороты, это очень приятно. Т.е. подготовиться по-настоящему к роли, к работе, знимаючись у него было совершенно невозможно.
    В Ферреро мы просто появлялись на съемочной площадке и постоянно удивлялись, роззявлювалы рот от каких новых выходок с его стороны. И в Ферреро и у Фассбиндера общим было то, что они оба не искали никаких объяснений. Они не навязывали ничего не хотели объяснять что-то актеру. Все сводилось к посланию, до того излучения, которое струменило от самого актера. Это напоминало работу волшебника – они походило волшебной палочкой, и, собственно, процесс творчества начинался. Иначе говоря, режиссер-волшебник касается тебя волшебной палочкой, и начинается и актерская игра, которую он хотел. Они очень мало что-то объясняли, очень мало скеровувалы актера, довирялися ему, но если и делали замечания – то очень существенные. И они действительно много помогали.
    – А в чем была специфика работы с таким экспериментаторов, как Ѓодар?
    – Отношения с ним у меня были не такие хорошие. Если сравнить ситуацию во время работы над фильмом, то он напоминал беременную женщину, у которой роды задерживаются. Он всех отправлял домой, говоря: “Я еще не готов, идите обратно. Я домой не пошла, осталась на съемочной площадке. А Ѓодар просто сел на велосипед и катался вокруг озера. Но с ним работать интересно, потому что он действительно экспериментировал, ничего готового не имел, все рождалось буквально спонтанно. И очень часто он появлялся с текстом перед самым началом съемок, от руки написанным, и в течение нескольких дней просто мучил нас, мы играли какой материал, который был удален отношение к истории, рассказанная в фильме.
    Например, Изабель Юппер он почему-то заставил заниматься сортировкой болтов на одной из фабрик, чтобы она поняла на своей шкуре, что это такое – работать на конвейере. Меня он заставил подавать кофе на бензоколонке, потому что за фильмом я играла владелицу бензоколонки. По вечерам мы писали что-то вроде произведений на тему, как прошел день, – это он требовал. Собственно, мне это нравилось. Гораздо меньше мне нравилось то, что он очень часто был всем недоволен. Наверное, прежде всего он был недоволен самим собой. Но сетовал на тех, кто его окружал. Для меня очень важно, чтобы на съемочной площадке царила атмосфера любви, чтобы вся группа любила друг друга.
    – У Фассбиндера, очевидно, все было иначе?
    – Он работал особенно быстро – быстрее всех великих режиссеров. Потому что точно знал, чего хочет. У него были нарисованы расположения камер, все мизансцены, все продумано. Он любую сцену промальовував за позициями. Все движения – как движения танцоров, как какое-то па этой сцены, кто где должен стоять и как двигаться. А про психологию он никогда не говорил.
    – В фильме Татарская княжна Ирины Киквидзе вы сыграли Анну Ахматова. Много говорят о русской душе – а какие качества русской души вам известны?
    – Я считаю, что любая душа, которая имеет способность отдавать себя другим, является мировой душой. Конечно, жизнь Ахматовой было зауженное, омрачена различными тенями. Однако она обладала способностью не давать светлую померкнуты в ее душе. И я думаю, что все люди, которые выдержали некоторые испытания, могут сказать, что лишь благодаря внутренний щедрости души им удалось дать с этим совет. Мы действительно выживает лишь тогда, когда интересуемся всем, что происходит вокруг нас.
    Я слышала, что Ахматова была очень щедрой, делилась постоянно. С одной стороны, щедрость, а с другой – она была непреклонной, не шла ни на какие компромиссы в своем искусстве. Звучали официальные голоса, чтобы она писала понятнее, – она отвечала, что со своего пути не сойдет. Она обладала способностью кристалла – впитывать пучок света и выпускать его расщеплено. Бродский благодарил ей в своей посвящения после его смерти за то, что она за сталинских времен не дала России стать глухой и немой. Режиссер говорила мне: “Надо играть так, словно ты – королева.
    Я попыталась сыграть не только это, но еще и противоположную сторону, показать, что она не видела различий между собой и окружающими. Мне хотелось показать Ахматова в ее смирение. Кстати, когда мы снимали этот фильм в Петербурге, на съемочной площадке появился Александр Сокуров. Он склоняется перед творчеством Фассбиндера, он знал меня за ролями в его фильмах. И я спросила у него: не розгниваються русские, увидев, что икона русской поэзии играет иностранная актриса? И он ответил – это к вашему вопросу – что на уровне души не имеет значения, актриса какой национальности выполняет эту роль.
    – Вы, кстати, родились недалеко от России, в Польше, в местечке Хожив и выехали очень рано. Приходилось ли потом бывать в этих местах?
    – Да, я выступала недавно там с концертом. И жители города показали мне все памятные места моего детства – улицу, дом, в котором я жила, кладбище, на котором похоронены мои родные. Моей няней была девушка, ухаживали за мной, когда мне было 2,5 года. Она совсем постарели, но когда меня увидела, сразу узнала …
    Фото: пресс-служба Московского кинофестиваля
    Дмитрий Десятерик, День
     

Еще по теме:

У статьи «Для меня очень важно, чтобы на съемочной площадке царила атмосфера любви» 0 комментариев.