Донателла Багливо: Когда художник был далек от политики, сегодня – нет

Даниил Тканко, Назар Шимон-Давида, для Zaxid.net Почему в наше время почти нет крупных художников, режиссеров, музыкантов, писателей, поэтов? – Я часто себя спрашиваю, почему в наше время почти нет крупных художников, режиссеров, музыкантов, писателей, поэтов? Когда мы говорим о гениальных режиссеров, например, то всегда говорим о людях из прошлого, об их кино, что уже стало историей, а это печально.
Режиссер Донателла Багливо является постоянным членом совета экспертов, отбирающих фильмы для Венецианского кинофестиваля и почетным гостем международного кинофестиваля в Риме. Итальянский режиссер приезжает во Львов по приглашению известного мецената, депутата Львовского городского совета, доктора Романа Грицевич. Подаем интервью Zaxid.net с Донателлой Багливо на тему современного искусства, кино Андрея Тарковского и Александра Довженко.
– Считаете, что кино – правильный выбор Вашей жизни?
– Еще ребенком хотела работать в музыкальном магазине, чтобы иметь возможность всегда слушать музыку. Когда мне исполнилось восемь лет, набрала немного мелочи, чтобы купить первую пластинку с классическими произведениями – Травиата, Аида, Бал-Маскарад большого Джузеппе Верди. Впоследствии мечтала работать в цветочном магазине, чтобы иметь возможность наслаждаться красотой цветов. Уже в подростковом возрасте моим предпочтениям стала профессия адвоката-криминалиста, потому что очень любила детективов (смеется). Затем, однажды, пошла отнести какие-то вещи моему дяде, который работал на римской киностудии Чинечитта (итал. Cinecitt), и там увидела мужа, который работал за пультом звукозаписи для кинофильма. То что он делал и как делал, так захватило меня, что я сказала дяде: Кино станет моей профессией! Думаю, это был правильный жизненный выбор. Несмотря на те все проблемы, которые присутствуют в киноиндустрии, я довольна своей профессией и тем, что сделала.

– Что Вы думаете о современное итальянское авторское кино? – В наше время заниматься авторским кино, несомненно трудно, возможно во времена Росселлини, Феллини, Антониони было несколько легче, кино еще формировалось, оно не было таким коммерческим. Сейчас кино делают не за страсти к искусству, а прежде всего ради денег, прибыли, и такая ситуация приносит только культурную бедность и духовную пустоту. Я часто себя спрашиваю, почему в наше время почти нет крупных художников, режиссеров, музыкантов, писателей, поэтов? Когда мы говорим о гениальных режиссеров, например, то всегда говорим о людях из прошлого, об их кино, что уже стало историей, а это печально.
– Если бы Вы имели выбирать в искусстве, в частности в кино, между правдивостью и красотой, почему бы предпочли?
– В произведении искусства, я обычно всегда отдам предпочтение красоте, хотя, если бы имела работать над какой исторической тематикой, хотела бы правды, какой бы она ни была. Делая исторический фильм ты несешь большую ответственность, воспроизводя современникам характер человека из прошлого, о котором далеко не все знают и помнят. Например, о украинского режиссера Александра Довженко, я бы сняла фильм с исторической правдивостью, подчеркивая его гений как художника, мыслителя, патриота, человека, опережала свое время и стала жертвой системы. Я бы хотела, чтобы о нем помнили не только в Украине, но и во всем мире, потому что его искусство является достоянием мирового кино.

– Сегодня, во время тотального засилья коммерческих фильмов, что значит быть режиссером авторского кино?
– Сейчас быть режиссером авторского кино означает просто выживать. Несмотря на это, меня постоянно приходят журналисты, студенты со всего мира, чтобы взять интервью или работать над научной работой об Андрее Тарковском, например, но что-то никто не спешит исследовать жизнь и творчество режиссеров чисто коммерческого кино. Это как раз та компенсация, которую со временем получает режиссер авторских фильмов. Я например, много лет мечтаю снять фильм об Александре Довженко, но то не слишком стремлюсь сделать кино про какого режиссера коммерческих кинопроектов. Почему? Ответ прост – не интересно!
По моему мнению, зритель должен смотреть, как коммерческое, так и авторское кино, чтобы постоянно сравнивать и понимать разницу. Компромиссныйвариант – когда режиссер снимает коммерческое кино, чтобы заработанные средства инвестировать в авторском. Но, как показывает практика, именно создатели авторского кино основном и остаются в истории. Неправда, что современный зритель хочет смотреть только коммерческие фильмы. Современного зрителя интересует прежде качественное кино, хорошо понятно, эстетически завершенное, профессионально смонтировано.
– По Вашему мнению, художник должен выражать свою политическую и социальную позиции или наоборот, быть далеким от политики?
– Когда художник был далек от политики. Сегодня – нет, если не найдешь общий язык с политиками, не сможешь реализовать свои творческие проекты. Однако, работая над политической темой должна быть всегда честным, не тенденциозным, зритель должен быть свободным от навязывания тех или иных идей, лозунгов. Не нужно проталкивать собственную политическую позицию. Эту ошибку совершают много художников, режиссеров, телевизионщиков, журналистов (смеется) Не думаю, что художник должен быть далеким от политики. Напротив, через искусство и красоту, через кинопленку он может донести людям то, на что способны никакие политические дискуссии.
– Вы помните вашу первую встречу с Андреем Тарковским? Как это произошло?
– Моя первая встреча с Андреем Тарковским состоялась в саду, прилегающем к кинозала RAI (итал. Radiotelevisione Italiana). Я была приглашена пересмотреть один фильм. Это как раз был типичный коммерческий фильм, который мне вообще не понравился. Я вышла из зала и пошла в сад, чтобы подождать своего коллегу, который остался досматривать фильм. В саду был парень, худой такой, нервно ходил туда-сюда, он был одет в брюки зеленого вооруженного стиля и в курточку. Он смотрел на меня, наматывая круги, и мне было как-то неловко от такой ситуации, поэтому делала вид, что что-то пишу. Закончился фильм, вышел мой коллега и говорит: А сейчас познакомлю тебя с моим другом. Другом оказался как раз этот парень. Он тогда почти не разговаривал итальянском, а с его акцента я поняла, что это русский. Так началась наша многолетняя дружба с Андреем Тарковским.
– Какие сцены из Ностальгии Андрея Тарковского Вам особенно памятные?
– Все сцены с Ностальгии есть в моей памяти. Не могу сказать, что какие мне более памятными. В фильме чувствуется драма жизни самого Андрея, который вынужден был жить вдали от своей родины. Каждый кадр, каждая вещь отражали состояние его души. Весь фильм – это сплошная поэзия.
– Или рассказывал Вам Андрей Тарковский о своих украинских корнях?
– Думаю, Вам будет интересно то, что Андрей очень часто рассказывал мне о своих украинских корнях по линии отца. Мы планировали когда осуществить вместе даже путешествие автомобилем из Рима в Москву через край его предков – Украину. Идея была такая – снять фильм, делая киносъемки во время путешествия и рассказывая об известных писателей этого края, среди которых должен быть отец поэт Арсений Тарковский. (Арсений Тарковский – поэт и переводчик с восточных языков, уроженец Елисаветграда (ныне Кировоград), происходил из старой украинский-польской шляхетской семьи Тарковских, что переехала на Юг Украины с Волыни, – авт.) B47r
– Что рассказывал Вам Андрей Тарковский о своем любимого режиссера Александра Довженко?
– Об Александре Довженко Андрей говорил, что его фильмы, в частности Земля, определили будущее мирового кино, поэтому всегда останутся актуальными. Однако он боялся, что со временем о Довженко начнут забывать. Андрей часто говорил мне: что останется молодому поколению? Они должны знать фильмы Довженко! Никто, кроме Довженко, не смог воспроизвести такой красоты в черно-белом кадре. В это время, я имела свою студию неподалеку RAI. Однажды мы вышли съесть Панин в бар, а Андрей очень любил прогуливаться по парку недалеко моей студии. Посредине этого парка были развалины старой виллы, которые, кстати, остались до сих пор. Мы зашли в руины усадьбы и снова, раз начали разговор о Довженко и искусство. Андрей предложил: Здесь, на этом месте было бы хорошо сделать школу кино, где бы можно было показывать вашим студентам авторские фильмы моей родины. В его голосе ощутимым был скрыт гнев, Андрей всей душой презирал политику Советского Союза. Он добавил вопросом: Как так, что вы не можетепознавать наше искусство, читать наших поэтов, познавать нашу культуру? Мы часто прогуливались этой виллой, мечтая все же, что когда откроем здесь собственную киношколу.
– Вы впервые едете во Львов. Почему именно наш город?
– Еду во Львов впервые, также впервые в Вашем городе будут представлены мои фильмы. Я еду по приглашению и при содействии доктора Романа Грицевич. В организации проекта Итальянское авторское кино во Львове участвует также Львовская национальная академия искусств, где есть друзья, и где планирую провести встречу с преподавателями и студентами.
Справка Zaxid.net
21-22 января Итальянское авторское кино во Львове в Доме Ученых, что на улице Ноябрьского Чина, 6. презентовать кинодоробок известного итальянского режиссера Донателлы Багливо и ее киностудии СИАК2000, что является многолетним партнером Итальянской телерадиокомпании Rai. Программа на которой будет присутствовать сам режиссер, сочетающую документальное и художественное кино. Все выбранные для показа фильмы были участниками и лауреатами итальянских и международных кинофестивалей, среди которых Каннский. Донателла Багливо, в свое время работала с такими мэтрами итальянского кино, как Федерико Феллини, Марчелло Мастроянни и Бернардо Бертолуччи, была многолетней соратницей Андрея Тарковского и участвовала в создании его знаменитого фильма Ностальгия.
Даниил Тканко, Назар Шимон-Давида, Zaxid.net
Фото – http://zaxid.net

Еще по теме:

У статьи Донателла Багливо: Когда художник был далек от политики, сегодня – нет 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/Ид2971-18Генпрокуратура

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"