Ей сорок. Но у нее замечательный вид

Ольга Клингенберг, для «Зеркала недели» Конкурсная программа 40-летней «Молодости» после нескольких лет печального депрессивного кино наконец нащупала пульс того задора и того студенческого драйва, которым и славилась много рокивПеремога фильма Сергея Лозницы Счастье мое в основном конкурсе Молодости – небезоснователен повод для национальной гордости и замечательное свидетельство амбиций независимого украинского продюсирования.
Этот фильм, о котором многие слышали, но мало кто видел, – явление интересного художника, коренится в нашем общем советском прошлом. Он связал свою работу с Украиной. Но фильм – на русском. С российскими ментами … Но разве украинский принципы профессии во многом отличные от принципов коллег-соседей?
Этот фильм – общечеловеческий для постсоветских людей. И тотально неблизкий сознания западной. Этот фильм – попытка режиссера разобраться с нашим настоящим. Которое одно на всех. Причем разобраться не на уровне вопросов-ответов. А на уровне одних вопросов, загадок, страхов. И. .. ужасов реальности, показанных на экране очень жестокосердию.
Откровенная натура и мифологическая путешествие нового Одиссея-дальнобойщика. Кинороздумы о личности на просторах родины. Это не спрятано ни за жанр, ни за драматургию. Ни за свет в конце тоннеля. Герой в финале уходит в непроглядную тьму. Все то, что сами видим ежедневно и знаем априори. Это наша жизнь. Это наше счастье.
Фильм как заноза, медленно впивается в зрителя и начинает надоедать после просмотра, когда наступает момент осмысления … К которому, надо сознаться, не каждый готов.
Счастье мое – очень сложная для понимания картина. Но действительность, которую она представляет, нам знакома. Победа Лозницы, в принципе, выходит за рамки каких фестивальных наград. Здесь целесообразнее говорить о реализуемом художественное высказывание. Очень точный образ времени, отраженный в искусстве кино. С этой точки зрения, Счастье – новаторская авангардная картина. Хотя авторский голос в ней – голос мудрости. И потому этот фильм выходит даже за рамки фестиваля Молодость …
Впрочем, в этом году конкурсная программа Молодости радовала на каждом повороте. И сам пьедестал призеров не вызвал особых споров.
Фильм Високосный год мексиканского драматурга, дебютанта в кино Майкла Роу (ему не повезло попасть в конкурс по Лозницей) имел шансы на победу. В отличие от Счастье, где топос знаком и до такой степени принадлежит Своему, что Другому и не втолковать, и не достучаться, – мексиканская картина вполне универсальна. История одиночества, изоляция прогрессивной сознания в городской клетке. Мелкий служка медиа – журналист, скромный репортер, неудачник критик или обозреватель – ежедневно проживает насыщенное информацией жизни. Такое, в котором есть иллюзия чего-то важного. А на самом деле он замкнут в себе и в своих фантазиях. Из каких воплощает лишь одну сотую. И каждый дает себе слово, что изменится и станет счастливым … Символом такой драмы стала и героиня високосного года. Ее бремя страстей наблюдаем в замкнутом пространстве квартиры. Этот сюжет создан для актерской реализации. Ну и приза Молодости им. Ива Монтана – актрисе местного мексиканского ТЮЗа Монике дель Кармен.
Еще одним лидером симпатий жюри и зрителей стал изобретательный киноаттракционы двух шведов – Улы Симонссон и Йоханнеса Штерн Звуки шума. О борьбе мироощущений в музыке. Банда авангардистов, которая вычленяет музыку из повседневной шума (играют симфонии на человеческих телах, экскаваторах, высоковольтных проводах и т.д.), борется за признание и равноправие с классической музыкой! На поверхности вечный вопрос: где же проходит граница искусства? Но авторы Звуков шума не проникаются поисками, а виртуозно обставляют шумовые музыкальные номера, нанизав их на простенький комедийный любовно-детективный сюжет. Вышла полноценная зрительская картина – замечательный полнометражный игровой фильм.
В короткометражном конкурсе приз разделили две достойные работы. Гендерная фантазия француженки Элеонор Пурья под красноречивым названием Угнетенная большинство на тему бы в мире царил матриархат – фильм, идейно близкий к миниатюре Аркадия Райкина, в котороймужчины и женщины поменялись ролями. И британская картина Девчонка как я – печальный пейзаж провинциальной скуки с проблемой педофилии во главе.
Среди студенческих работ отмечу киноесе о старости – Это я, Хельмут, талантливо разыграно в бесконечных раздвижных декорациях.
… Всего же, конкурсная программа 40-летней Молодости после нескольких лет печального депрессивного кино наконец нащупала пульс того задора и того студенческого драйва, которым и славилась много лет. Лично для меня важны на этом фестивале оказались даже не конкурсанты и круглые столы, а открытый конкурс фильмов за один день. Это настоящее эхо Молодости еще времен Доме кино и тогдашнего студенческого разгула. Завязанного все же в искусстве, а не на тусовках и жонглировании амбициями. Всем желающим снять фильм в экстремальных условиях одного дня и сразу вынести его на суд зрителей и жюри выпала возможность это сделать. Признаюсь, такой толпы, такого интереса к конкурсу и вдохновенного зала я не наблюдала еще с золотой поры фестиваля середины 90-х. Примечательна акция и тем, что участвовал в ней молодые люди, далекие от киноинститутов, киношкол. Свободные от штампов кинообразования – студенты-финансисты, например.
Действительно: снимать теперь могут все. Носителей – слава Богу! Телефон, фотоаппарат, разнообразные видеокамеры, бесконечное цифра. Фильм, снятый любым способом на заданную всем участникам тему – Я хочу, чтобы ты был / была … – Делается за сутки, ночью демонстрируется и сразу награждается (если повезет). Фильмов таких было снято с полсотни. Сорок три из них в набитом под завязку зале Синематека в кинотеатре Киев смотрели, не ведая усталости, до пяти утра. На каких фестивальных круглых столах невозможно было бы столь ярко развернуть картину проблем укркино. Ни на одном кинофестивале я не увидела бы такой потрясающей документальной зарисовки о человеке, который живет в мире своих фантазий, как в работе Дедушка Женя знаком с Doos.
Фильм за один день – приятный абгрейт в 40 лет. С чем Молодость и поздравим.
Ольга Клингенберг, Зеркало недели
Фото – www.dt.ua

Еще по теме:

У статьи Ей сорок. Но у нее замечательный вид 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/Ид2971-18Генпрокуратура

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"