«Факты» празднуют первый юбилей

Виктория Скуба, «День» В сентябре 2000 года в эфир вышел первый выпуск «Фактов». Поэтому информационная служба телеканала ICTV отмечает свое десятилетие. После десяти лет «жизни в эфире» при разных обстоятельствах в стране и мировых информационных трансформаций журналисты «Фактов» рассказывают, изменились приоритеты в их информационной политике, которым сегодня они видят социально ответственное телевидение и что, прежде всего, должно быть свойственно профессиональному журналисту.
Виктор Сорока, шеф-редактор программы Факты:
Факты – это программа для людей и про людей. Поэтому акцент информационной политики программы – на общечеловеческих ценностях. Мы говорим обо всем, что касается человека: его здоровье, жизни, образования, потребностей, а также о том, что касается общегосударственных и общественно важных вещей. Если все плохо, мы показываем, как это плохо преобразить. Наши новости должны свидетельствовать о том, что в конце любого туннеля есть свет.
В украинском телеэфире достаточно низкокачественного продукта и жестокости. При таких условиях очень просто говорить о социальной ответственности украинского телевидения. И это пока всеобщая беда. По моему мнению, в последние годы докризисного периода уровень нашего телевидения был лучше. Сегодня кризис будто преодолели, а докризисного уровня качества каналы еще не достигли. Пока они акцентируют внимание на коммерческой успешности, которая важна для работы коммерческого телевидения. А социальная ответственность где-то на втором плане. Хотя Факты рассказывают о социальных акциях, поддерживаем социальные проекты и инициативы.
Журналисту обязательно должны быть присущи профессионализм, честность и порядочность. Если человек знает азы журналистики, является порядочным и честным, то больше ничего для успеха не надо. Это особенно важно в сложные времена, когда должны работать люди, на которых можно положиться, для которых слово – не пустой звук, и телевидение – не способ прежде зарабатывания денег. Такой журналист сможет создать продукт, который будет и социально ответственным, и рейтинговым и интересным.
Петр Демьянчук, ведущий программы Факты:
– информационную политику Фактов формируют потребности нашей аудитории, а это люди от 18 до 49 лет. Наших зрителей интересуют культура, развитие искусства, бизнеса, предпринимательства. Миллионы людей в Украине занимаются бизнесом и их интересует, что меняется в государственной политике в этой сфере. Мы также касаемся и важных для каждого социальных моментов.
Журналистика является социально ответственной профессией, с этого и нужно исходить при создании материалов, которые должны быть, прежде всего, правдивыми. Например, Кабинет Министров сообщает, что доходы украинский растут, но при этом не вспоминает, что уровень валового внутреннего продукта падает и производство – тоже, а это значит, что мы становимся беднее. Тогда журналисты должны говорить людям правду, что вопреки тому, что государство отчитывается о росте доходов, мы становимся беднее. Вот это можно назвать социальной ответственностью в журналистике.
Есть просто информационные материалы, а есть материалы, которые, кроме ответов на вопросы: Что? Где? Когда?, Отвечают на вопросы: Почему? Как? Журналист должен смотреть глубже, находить истину и выносить ее на поверхность.
Елена Фроляк, главный редактор информационной службы канала ICTV:
– Мы стремились и стремимся выпускать респектабельные новости. И хотя с респектабельностью не все так хорошо – и общество, и мысли людей, и жизни вообще далеки от респектабельности, приоритеты у нас остаются неизменными. Еще десять лет назад мы говорили, что самое главное для нас – это человек, семья, здоровье, образование, путешествия. Сегодня эти темы тоже остаются приоритетными. Несмотря на то, что зрители все больше интересуются подробностями шоу-биза и скандалов, мы стараемся последовательно рассказывать о том, что должно интересовать нормальных людей – о здоровье, образование, культуру. Мы создали рубрику Бестселлер, где рассказываем о том, что люди пишут и читают, какие книги издаются. Появилась у нас также рубрика Здоровье, которая акцентирует внимание на здоровом образе жизни, здоровом питании, семьи. За этим, кстати, не следитнаша власть. У нас только закрываются бассейны, а на их месте создаются паркинги для машин, о чем мы тоже говорим. В этом я вижу социальную миссию Фактов.
Социально ответственными можно считать те каналы, которые дают в эфир много социальной рекламы. Кстати, россияне в этом плане далеко впереди. Вспомните их ролики Позвонить родителям или Берегите дружбу. Или же ролик, касался правил дорожного движения с его слоганом: Переедешь на красный, пропадешь с белого. Кроме социальной рекламы, на телевидении должны быть познавательные программы, направленные на обогащение мировоззрения, программы для детей, хорошие обучающие мультики. Я вижу призвание телевидения в том, чтобы интересоваться тем, что делает человека лучше, образованнее, добрее.
Журналист – это прежде инициатива и интерес к жизни. Когда журналист перестает читать книги, смотреть фильмы, живет по принципу: лишь бы день до вечера, тогда журналистика умирает. Я постоянно советую журналистам нашей редакции много читать, тогда будет о чем рассказать другим. Журналист – это горение. Когда человеку интересную жизнь, тогда социальная ответственность за свой продукт появляется автоматически. Ведь в жизни нашего общества очень много проблем, о которых журналисты должны говорить.
Владимир Горковенко, журналист программы Факты:
– Социальную ответственность на телевидении можно сравнить с социально ответственным бизнесом. О социально ответственный бизнес можно говорить тогда, когда он бескорыстно помогает детским садикам, беспризорным, детям-сиротам. На нашем канале тоже есть подобная практика. Когда есть определенная проблема, конфликты, касающиеся простых людей (азвичайни люди в нашей стране являются наиболее незащищенной слоем), мы стараемся правдиво их осветить. Если высокопоставленный попадает в ДТП и страдают люди, мы это показываем. От нас требуют, чтобы мы постоянно отслеживали такие темы. Для нас абсолютно нормальна практика: если человек – неважно, богат он или среднего достатка, – сделала то полезное для других, мы это показываем. С одной стороны, это может восприниматься как реклама, но если человек по своей воле за свой счет построила школу или детскую площадку, взяла на свое содержание сирот или инвалидов, то о таких людях нужно говорить. Это и является проявлением социальной ответственности. Возможно, определенные темы не актуальны для всей страны, но если речь идет о чьих добрые поступки даже в пределах региона, мы говорим о них для того, чтобы этот примеру последовали другие. В нашем жестоком мире позитив не всегда замечается. Поэтому мы хотим, чтобы благодаря нашим новостям мир стал чуточку добрее.
Я сторонник всеядности в журналистике. Сегодня я как политический журналист делаю материал на политическую тематику, а завтра я могу делать сюжет о детский сад или о школе. Для профессионального журналиста такая вариация тем сегодня не должна составлять проблему. Потому что на рынке труда ты становишься конкурентоспособным тогда, когда является универсальным солдатом. Но одновременно эта универсальность не имеет вредить профессионализма. Здесь есть определенная граница: можно быть универсальным, но нельзя быть универсальным во всем. Я могу действительно без проблем написать материал как на политическую, так и на социальную тематику, но мне будет трудно подготовить то на тему квантовой механики или высоких технологий. Поэтому всеядность должна ограничиваться определенным кругом вопросов, но позволять журналисту быть востребованным. Кроме того, журналист должен уметь находить информацию. В последнее время в Украине наблюдается тенденция нехватки прфесийних журналистов-аналитиков. Сейчас в моде репортажный стиль – я услышал, увидел и рассказал. Но репортажный стиль не предполагает глубокого раскрытия темы. И мне жаль, что в Украине не развивается глубокая аналитика. В свое время украинских аналитическая журналистика зарождалась, но, к сожалению, этот формат оказался невостребованным.
Сегодня в украинском медиа-среде существует проблема: если журналисту за тридцать и он лишь журналист, у него появляются комплексы, связанные с желанием получить какую должность. На Западе журналист после пятидесяти лет считается авторитетным, получаетвысокую заработную плату. У нас все с точностью до наоборот: ты можешь иметь аналитический склад ума, быть прекрасным специалистом, но вважатимешся никому не нужным стариком. Я не уверен, что сегодня в украинской журналистике, где развивается репортаж, но нет аналитики, происходят какие-то позитивные изменения. Потому что репортаж – это молодая журналистика, где работают люди, которые действительно кормят себя ногами. Поэтому я не уверен, что нынешняя украинская журналистика лучше, чем та, которой она могла бы быть и какой я хотел бы ее видеть.
Инна Шевченко, ведущая программы Факты:
– Факты рассказывают о проблемах и помогают их решить. Мы не делаем акцента на политике, для нас приоритетными являются люди.
В каждом сюжете есть определенная граница толерантности. Одни каналы могут позволить себе показать труп человека, другие от этого отказываются, потому что должна присутствовать определенная человечность и уважение к зрителю. По моему мнению, особенно важно в новостях не переступать морально допустимые нормы.
Прежде всего нужно, чтобы у журналиста было желание узнавать что-то новое. Журналистика базируется на горении журналиста. Именно желание и любопытство стимулируют создавать нечто уникальное.
Виталий Ковач, ведущий программы Факты:
– Приоритет в нашей программе один – это должно быть интересно нашему зрителю. Согласно этому мы выбираем темы. Если сегодня наш зритель интересуется курсом доллара, то мы говорим о курсе доллара. Каждый канал, разрабатывая информационную политику службы новостей, ориентируется на собственную целевую аудиторию с некоторым расширением границ информационного воздействия. Поскольку мы позиционируем себя как мужской канал, соответственно, стараемся говорить о том, что интересует наших зрителей. Кроме того, мы понимаем, что нас смотрят домохозяйки, пенсионеры, дети, поэтому учитываем и их интересы. Мы стараемся избегать депрессивных новостей, показывать светлые стороны нашей жизни. Ведь мир не построен только на негативе – в нашей стране есть дети, есть трудолюбивые люди, есть прекрасные места.
По моему мнению, абсолютно социально ответственным телевидение не будет никогда. Его задача – не воспитывать, а информировать. Мы говорим о том, что происходит в стране. И очень часто эти события имеют негативный характер. Поэтому наша социальная ответственность заключается в том, чтобы показывать не только темные, но и светлые стороны жизни, сбалансировано подавать информацию, показывать зрителю альтернативу.
Как по мне, для журналистов важнейшими являются два качества – любовь к профессии и любознательность.
Марина Петрова, репортер программы Факты:
– Мы стараемся не только освещать текущие события, но и обращать внимание на тенденции. Мы также открыты к мировым событиям, чтобы зритель имел возможность не только узнавать факты, но и сравнивать тенденции в Украине и мире.
Для журналиста главное – знать своего зрителя и его приоритеты. Зритель Фактов – это человек среднего возраста, умная, активная, которая интересуется не только Украины, но и миром. Соответственно, журналист должен уметь найти то, что будет интересно его зрителю, обществу, стране, открывать нечто новое и подавать правдивую информацию о событиях.
Татьяна Горковенко, руководитель корреспондентской сети:
– Кредо программы Ближе к людям остается неизменным. Любую проблему мы пытаемся освещать сквозь призму человеческих историй. Вместе с тем мы стараемся говорить на те темы, которые интересны большинству наших зрителей. К сожалению, ситуация складывается так, что в нашем государстве накапливается много проблем. Конечно, мы рассказываем об этих проблемах, ищем людей, которые могут указать на пути их решения. Но не забываем, что зрителям хотелось бы узнать и о чем хорошем. Поэтому сюжеты о людях, которые делают добрые, порой даже героические поступки, также приветствуются.
Как учили нас в университете, новости не имеют ни к чему призывать и ни к чему подталкивать, новости информируют. А вот телевидение вообще должно быть таким, чтобы не бояться показывать его детям. Как маме мне не хотелось бы, чтобы мой ребенок видел по телевизору кровавые сцены, программы, которые подробно рассказывают, как организуются преступления.
Прежде журналисту необходимо умение трезво оценитьситуацию, а также оперативность, так как каналов много и между ними существует конкуренция.
Орест Ребман, шеф-редактор программы Факты:
– При выборе тем мы среди прочего исходим из степени их важности для всей страны. Также по инициативе руководителя информационной службы Елены Фроляк наш коллектив старается избегать кровавых тем, разве что произошедшее является топ-новостью для всей страны. Относительно героев программы, то прежде всего мы показываем тех людей, которые чего достигли в жизни. Причем я имею в виду не только топ-политиков, которые и являются героями новостей. Это может быть обычная сельская человека, обустроила свой домик, приглашает туда гостей и успешно занимается зеленым туризмом.
Социально ответственное телевидение прежде всего ориентируется и отвечает на потребности общества. Безусловно, не должен быть таким ТВ, которое в то время, когда дети возвращаются из школы, показывает жестокость и насилие. Если говорить о том, какими должны быть социально ответственны новости, то нельзя давать в эфир заказных материалов, сознательно переставлять акценты, идти на подмену принципов. Журналисты, работающие в информационных службах, не имеют права идти на компромисс со своей совестью.
Телевизионщикам важно уметь кратко и понятно выражать свое мнение, чувствовать новости и время. И, конечно же, никто не отменял ответственности за то, что твое слово может вызвать определенные эмоции и побуждать к определенным действиям.
Алла Корчук, редактор-координатор программы Факты:
– Подходы к выбору тем просты: нужно показывать то, что интересует людей, и при этом быть объективными. Конечно, круг тем широкое, ведь мы говорим и о политике, и об экономике, и о культуре, безусловно.
Социально ответственное телевидение должно быть таким, чтобы с ним считались те, о ком оно прежде рассказывает. Я имею в виду власть. Телевидение должно выступать своего рода регулятором отношений между властью и обществом, постоянно держать вождей страны в соответствующем тонусе и стимулировать их быть ответственными перед народом.
Для журналиста особенно важно умение в том, что происходит вокруг, находить главное, понимать глубину процессов, происходящих и быть объективным при освещении полученной информации.
Виктория Скуба, День
Фото – ICTV

Еще по теме:

У статьи «Факты» празднуют первый юбилей 0 комментариев.