Караван идет

Марьяна Закусило Итоги последнего года Национального совета в составе Курус, Лебедева, Лясовский, Мирошниченко, Мокриди, Плаксюк, Понедилко, Шевченко Хроника завершает подведение итогов 2009 года в сфере медиа. Своим взглядом на итоги года уже поделились топ-менеджеры украинских телеканалов и радийщики. Было опубликовано экспертный опрос (1, 2, 3 части), подборка знаковых цитат 2009 года, итоги в сфере производства телевизионного контента, итоги законодательной деятельности в сфере медиа и обзор кадровых изменений на медиарынке. Сегодня предлагаем вашему вниманию итоги регуляторной деятельности в 2009 году.
Если взглянуть на статистику, в течение года Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, которая отпраздновала 15-летие, работала достаточно плодотворно: провела 51 заседания, приняв 2596 решений. Однако, по мнению исполнительного директора ИТК Екатерины Котенко, из них всех не было ни одного стратегического решения, которое повлияло бы на развитие индустрии на будущее. Все решения были тактическими и точечно решали ситуацию конкретно на сегодня. Нет стратегических решений относительно цифры, относительно общественного вещания. Нет ответа на вопрос, каким должен быть телерадиопростир через 5 лет, какое количество общенациональных вещателей нужна стране. До сих пор не выяснен языковой вопрос (есть языковые рекомендации и их выборочное применение, но нет общего ответа), – заявила она, приветствуя регуляторный орган с 15-летием.
И хотя стратегия оказалась для Нацсовета не первоочередной задачей, среди тактических шагов нашлось несколько громких, по мнению редакции ТК.
Конкурсный бум
За 2009 Нацсовет успела объявить пять конкурсов на свободные теле-и радиоканалы (даты подаем за днем публикации объявлений в официальных печатных изданиях): 28 апреля (238 аналоговых частот), 30 июля (121 аналоговая частота), 9 Октябрь (107 аналоговых частот), 28 октября (29 аналоговых частот) и в последний день года – 31 декабря (18 мест в цифровых мультиплексах на 41, 43 и 64 ТВК в Киеве). На конкурсы выставляли остатки из резерва и более сотни новеньких телевизионных частотных присвоений с маломощными передатчиками. Впрочем, времени хватило, чтобы подвести итоги только двух первых конкурсов.
результате апрельского соревнования 12 радиокомпаний пополнились 18-ю радиочастотами (наибольшее количество – 4 – отошла к Мюзик радио), а 2 телекомпании (Ивано-Франковское областное телевидение Галичина и ООО ТРК Неаполь) – 12-ю телечастот Грависа (телеканала Сити) не удовлетворили ни одной из 95 заявок.
На июльском конкурсе 9 радиокомпаний выиграли 34 радиочастоты (всего – 15 – НРКУ) и 6 телекомпаний (ГТРК Крым, коммунальная телекомпания Львов-ТВ, ООО Гравис, Ивано-Франковское областное телевидение Галичина, ТРК Телерадіосвіт и телеканал ТОНИС) поделили между собой 47 телечастот . После конкурса появилась новая региональная радиосеть ФМ Галичина, а Сити и ТВi все же стали региональными вещателями, получив сети 10-ваттничкив.
Самым скандальным и уже дважды обжаловано в суде оказался конкурс от 9 октября. На него Нацсовет выставил 92 телечастот с 10-ваттный передатчиками и – за компанию – 15 ФМ-частот сети радио Мелодия, лицензию на отнятые у компании Оникс. Однако суд по иску Оникса запретил Нацсовету проводить конкурс в таком формате (подробнее об эпопее с Мелодией речь пойдет ниже).
Итак, Нацсовет опубликовала объявление об аукционе только с 92-ю свободными телечастот, без радио. Заявки на конкурс подали 42 вещатели, в том числе и такие новички как УНИАН-ТВ (имеет место в цифровом мультиплексе МХ-4) и ООО Сейлз Хаус Альтернатива – компания Бориса Фуксмана, который решил создавать телеканал под рабочим названием Радио Телевидение Украины. 16 декабря Нацсовет начала подводить итоги конкурса – слушала концепции телевизионщиков. Уже во время заседания в регуляторного органа поступило постановление Киевского административного суда, по иску ООО Телерадіосвіт (ТВi) запретила совершать любые действия, связанные с конкурсом.
ТВi в лице гендиректора Николая Княжицкого мотивировал свой поступок тем, что боится монополизации рынка в результате конкурса одной из существующих телегруппу. По неофициальной информации, именно Княжицкого считают автором схемы просчета 10-ваттный частот. Соответственно, получить комплект таких частот на конкурсе должен был как раз ТВi. Это очень беспокоило общенациональных вещателей, которые опасались появления на рынке еще одного игрока со статусом сначаларегиональным, а затем и общенациональным. Однако расстановка сил якобы изменились и на 10-ваттничкы начал претендовать MTV-Украина. По крайней мере, с интересами группы Интер в конкурсе связывают назначение Оксаны Головатенко членом Нацсовета. Когда ТВi пошел в суд.
А между тем с конкурсом происходят еще более интересные события: 18 декабря Украинский государственный центр радиочастот отозвал свои выводы относительно просчитанных течение года (с 5 февраля по 11 ноября) частот. Предприятие считает, что проведение конкурса на основании этих выводов может вызвать судебные иски со стороны победителей конкурса, которые не смогут реализовать полученные лицензии, потому что, мол, с 1 января 2010 года вступает в силу постановление Кабмина о запрете просчета аналоговых частот с передатчиками мощностью менее 10 Вт. Очевидно, приближенным к правительству специалистам не дает покоя вероятность пересмотра телевизийноринкового статус-кво.
Керманич Нацсовета очень удивился такому повороту событий. Исходя из шага УГЦР, проведенные за год конкурсы частично недействительны, потому что на них выставлялись, кроме частот из резерва Национального совета, и как только просчитаны каналы. По частотные присвоения уплачивались конкурсные гарантии и даже лицензионные сборы. Кто их возвращать, Андрей Мирошниченко сказать не берется. На его мнению, Нацсовет, когда вернется к конкурсным процедурам, проинформирует всех участников конкурса о письме УГЦР и о постановлении Кабмина, которая начала действовать с 1 января, а дальше продолжит конкурс, несмотря на отзыв частот.
А пока конкурс от 9 октября завис в неизвестности. Обжаловать постановление Киевского админсуда Нацсовете пока не удалось из больничную отпуск председательствующего судьи. А сам процесс ТВi против Нацсовета еще и не начинался: слушания дважды переносили из-за неявки истца.
Ребрендинг с последствиями
Безусловно, самым громким ребрендингом 2009 года – Radio One / Радио Алла и 1 +1 далеко до большой комбинации-2008 – Мегаспорт/К1, однако свою роль в истории они тоже сыграли.
8 апреля Нацсовет разрешил Radio One изменить позывной на Радио Алла и внести изменения в программную концепцию: уменьшить объем собственного вещания с 12 часов в сутки до 6 часов, а долю украинского языка с 100% до не менее 75%. Простое, казалось бы, решение имело непредвиденные последствия: по наиболее распространенной версии именно из-за несогласия с коллегами, которые голосовали за создание Радио Алла, со своих должностей подали в отставку глава Нацсовета Виталий Шевченко и первый заместитель Игорь Курус.
Свято место пусто не бывает, но, очевидно, креслу председателя Нацсовета хватает святости. Первым заместителем члена Нацсовета избрали Андрея Мирошниченко, зато с головой так и не смогли определиться. Шевченко, Курус и Плаксюк делали представления на Владислава Лясовского, однако он взял самоотвод. Впоследствии та же тройка выдвигала на руководящую должность и Мирошниченко. Однако после нескольких переносов голосования, этот вопрос перестали поднимать вообще. И со спокойной душой члены Нацсовета работают под руководством исполняющего обязанности председателя – Андрея Мирошниченко.
Виталий и Игорь Федоровиче остались членами Нацсовета, хоть и потеряли свои рычаги влияния. Зато, время от времени поворачивая на свою сторону Юрия Плаксюк и принимая отпуска и командировки, они могут блокировать проведение заседаний, для которых тогда не хватает кворума.
А вот для ответственного секретаря Владислава Лясовского другой ребрендинг – телеканала 1 +1 – закончился освобождением от регуляторного органа (по крайней мере именно так, по одной из версий, объясняют указ президента о замене Лясовского Оксаной Головатенко 24 ноября).
1 1 вместе с унификацией передатчиков решил изменить программную концепцию. И Нацсовет, который сначала воздержалась от голосования за решения, с которой была не ознакомлена, 11 ноября согласилась с тем, что Плюсы более чем вдвое сократили количество программ собственного производства, почти на треть – долю национального продукта, почти вдвое – количество информационно-аналитических и публицистических программ, более чем вдвое – детское вещание в будни, лишились культурно-художественных программ и существенно уменьшили процент развлекательно-музыкальных, доповнившись фильмопоказом.
Фактически 1 1 вместо того, чтобы вещать согласно лицензии, подогнали документы под нелицензионный положение вещей. Андрей Мирошниченко только повеселиться по изменениям формата канала, который вещает на общенациональной сети УТ-2: мол, хорошо, когда вещатель наводит порядок с документами. А мы убеждаемся, что отношениярегулятора и регулируемых легко описать поговоркой если очень захотеть, можно в космос полететь.
Поскольку мы коснулись кадровых перестановок, то вспомним, что в 2009-м Нацсовет получила нового руководителя аппарата – Дмитрия Кравченко из Государственного комитета телевидения и радиовещания, новому начальнику отдела по связям со СМИ и общественностью – Тамару Кравченко, а также представителя в Крыму — Андрея Иванца.
Цифровое молчания
прошлом году 1 апреля после неоднократных отсрочек наконец запустился мультиплекс МХ-4 провайдерства компании Украинская цифровая телесеть. Но заработала УЦТМ совсем не с тем пакетом, на который имеет лицензию. Из десятка дебютантов общенационального эфира свой сигнал предоставил только М2-Эстрада. Остальные не запускаются по разным причинам, одна из которых – не тот масштаб сети, на который рассчитывали (по состоянию на конец года в Украине оцифровано лишь пять синхронных зон). Поэтому провайдер заменяет их чем может. И это был первый вопиющий сигнал о том, что схема, по которой Нацсовет хотела развивать цифру (поэтапность, если начинают с новичков, а со временем подтягиваются национальные вещатели) не дееспособна. Это уже через полгода Владислав Лясовский скажет: французская модель Куруса не сработала. А перед Новым годом и сам Курус подтвердит это.
Между прочим, перед запуском МХ-4 семь телекомпаний, которые должны были начать в нем речь, изменили учредителей (восьмая темная лошадка – Путешественник – перелицензував структуру собственности в конце года).
Чтобы Национальный совет признал, что цифровой время зря упущено, потребовалось специальное заседание Совета национальной безопасности и обороны по цифре 11 сентября. На нем президент раскритиковал Нацсовет по непрозрачные схемы с МХ-4 и попросил проверить компании, причастные к цифры. Регуляторы согласились с критикой и назначили проверки всем: и провайдерам, и вещателям. Также после заседания СНБО заговорили о том, что будет изменена этапность внедрения цифрового вещания: начнут с общенациональных компаний. Однако дальше слов дело не зашло, поскольку Виктор Ющенко так и не подписал президентский указ за этим решением Совбеза.
Впрочем, по версии Нацсовета, в том, что цифра буксует на месте, виноваты не провайдеры, не вещатели и, конечно, не регуляторы телепространства, а … частотники. Любимый козырь Игоря Куруса: международная координация частот есть только на одну синхронную зону. А нет частотных присвоений – нет выгоды провайдеру развивать сеть, а вещателям нет смысла отдавать сигнал в никуда. И получается логическое замкнутый круг, разорвать который можно, лишь преодолев межведомственные перетягивание одеяла и перевод стрелок на уровне высшего руководства государства.
Судебные дела и лицензионные сборы
Для Национального совета 2009-й стал очередным витком судебного противостояния с индустрией. Государственные служащие проиграли телевизионщикам процесс по обжалованию Правил ведения вещания на теле-и радиоканалах в дни траура (подготовку нового такого положения Нацсовет запланировала на новый год). Продолжается слабое обжалования языковых рекомендаций Нацсовета. После нескольких переносов слушания, суд отказал Индустриальном телевизионном комитета в удовлетворении иску, но ИТК не сдался и подал апелляцию. Также не угасают судебные процессы, инициированные кабельщиками, по спискам адаптированных каналов.
прошлом году начался новый этап судебной войны между акционерным обществом Оникс (радио Мелодия) и Нацсоветом, поводом к чему стал непомерный лицензионный сбор. В конце 2008 года компании Оникс за продление лицензии по новой методике был начислен лицензионный сбор в объеме более 4,2 млн гривен, который она не могла оплатить. Нацсовет соглашалась продлить срок уплаты сбора только на месяц, а не на год, как просили радийщики. Оникс прибег к судебной процедуры, чтобы таким образом отсрочить расчет. Компания выплатила 250 тыс. гривен сбора, мотивируя это тем, что Нацсовет продлила лицензию не на 10 лет, а с формулировкой до завершения рассмотрения в суде.
2 сентября по требованию Генеральной прокуратуры Нацсовет отменила собственное решение о продлении лицензии Оникс в связи с неуплатой лицензионного сбора и де-факто впервые в истории аннулировала лицензию всеукраинского вещателя. На этот шаг и на следующие Мелодия реагировала через суд. Наконец, в суде вещатель отменил и аннулирования лицензии, и решения, по которому начислялся лицензионный сбор, и объявление конкурса на свои частоты, и сам предписание Генпрокуратуры. Регуляторныйорган все это оспаривает в апелляции, и ситуация с Мелодией остается неопределенной, что дает вещатели повод заявлять о давлении и перераспределение их частот.
Вместо длительное противостояние с кабельным оператором Донбасстелеспутник благодаря суда завершилось в пользу компании: Нацсовет выдал ей новую лицензию, почему и сама порадовалась. Наконец мы поставили точку, – сказал по этому поводу на брифинге Андрей Мирошниченко.
Несмотря судебные споры, к которым регуляторный орган относится как к данности, сами члены Национального совета называют 2009 время перемирия с отраслью. Кто-то считает это либерализацией, а мы считаем конструктивом, отмечают они. Доказательством мира стало совместное проведение церемонии награждения премией Телетриумф Нацсоветом и ИТК и участие в ней всех ключевых каналов. В последнее время, я бы сказала, Нацсовет вернулась ближе лицом к каналам, поскольку ранее она прибегала преимущественно только в карательных санкций. А сейчас, то через изменения внутри, или через другие факторы, лицо Нацсовета становится более человеческим, – обобщила впечатление телевизионщиков от своего контроллера гендиректор Нового канала Ирина Лысенко.
Нежелание ссориться с телеканалами и радиостанциями порой выливается в отстранении от конфликтов с пояснением, что это не их приход. В ситуации на Львовской ОГТРК, например, по мнению Нацсовета, с законодательством и лицензиями компаний все хорошо, а с хозяйственной спором, которой все и объяснили, пусть Госкомтелерадио разбирается. Также Нацсовет, поспорив, решила отказаться от проверок общенациональных каналов, потому что не хотели давить на телебизнес перед выборами. И хотя продолжается предвыборный мониторинг всех эфиров на предмет нарушений законодательства о выборах президента, Нацсовет почему-то каждую неделю отчитывается ЦИК основном о нарушениях на региональных компаниях, не упоминая в качестве национальных.
Что касается лицензионного сбора, то в 2009 году он стал поводом для неоднократных изменений в решениях Нацсовета. По просьбе компаний регуляторный орган несколько раз передвигал сроки уплаты, в том числе и Национальной телекомпании Украины (3,4 млн грн), и ООО НБМ-радио (Ретро ФМ – 3 млн грн). По состоянию на конец года все они, по словам Андрея Мирошниченко, рассчитались с долгами. В связи с этим Нацсовет обменялась благодарностями с Генпрокуратурой, ведь 9 миллионов гривен таки поступили в государственный бюджет.
Компаниям, в которых прошлом году заканчивался срок действия лицензии, не повезло, как и тем, у кого он заканчивался во второй половине 2008-го. Летом Верховная Рада приняла Закон Украины О внесении изменений в статью 31 Закона Украины О телевидении и радиовещании об уменьшении влияния мирового экономического кризиса на деятельность электронных средств массовой информации в Украине, который существенно уменьшает порядок уплаты и расчета сбора. Закон вступил в силу 1 января 2010 года, а до тех пор сбор начислялся по методике 2008 года, одобренной Кабмином. Кстати, Нацсовет 24 июня утвердил новую редакцию методики, которая оказалась лишней.
Адаптационные последовательность
Ситуация с ретрансляцией российских телеканалов в Украине в прошлом году менялась по образцу: два шага назад, один – вперед. В 2009 году Перечень иностранных телеканалов, которые могут беспрепятственно транслироваться на территории Украины, 18 февраля пополнился тремя польскими телеканалами из группы TVP (общественное вещание Республики Польша): TVP Info (бывший третий канал польского телевидения, ныне канал новостей), TVP Kultura и TVP Historia , а также спортивным каналом семейства Viasat – Viasat Sport East. 25 февраля к списку добавились российские познавательные каналы Зоопарк и Океан-TV, канал кинопоказа Феникс + кино и телемагазин Топ-шоп-ТВ.
Но уже 14 апреля Нацсовет запретил Первый канал. Всемирная сеть и каналы Цифрового телесемейства и обязал провайдеров к 1 июня исключить их из своих абонентских пакетов (по данным ассоциации Укртелесеть, ни один оператор кабельного телевидения не выполнил это решение Нацсовета. 28 мая российское ЗАО Первый канал. Всемирная сеть подало пакет документов в Нацсовет с целью регистрации в качестве субъекта информационной деятельности. В течение нескольких заседаний Нацсовет переносил рассмотрение этого вопроса, но 24 июня все же зарегистрировала в Украине компанию Объединение российских телеканалов (дочерняя структура ПКВС) как субъект информационной деятельности. Тогда гендиректор российской телекомпании Николай Дубовой отметил, что длительная работа по внесению в списокадаптированных каналов приближается к концу, хотя Виталий Шевченко еще надеялся, что Андрей Мирошниченко не подпишет это решение.
Наконец, 22 июля в список адаптированных были добавлены четыре канала с Цифрового телесемейства: Дом кино, Время далекое и близкое, Теленяня, Телекафе. Признано, что их содержание не нарушает законодательства Украины. Вопрос Музыки Первого и самого ПКВС Нацсоветом так и не рассматривался. Несмотря на декларируемые желание легализовать свое присутствие в Украине, не попали в список ни РЕН-ТВ, ни TVCI, ни РТР-Планета. Относительно последнего канала украинская сторона четко высказала свое пожелание: пусть Всероссийская государственная телерадиокомпания создаст юрлицо в Украине и опровергнет озвученную ранее ложную информацию о нашем государстве, на что ВГТРК находит правовые основания не соглашаться. Например, компания отмечает, что вещает со спутника, который подпадает под юрисдикцию Франции – участника Европейской конвенции о трансграничном телевидении.
Таким образом по состоянию на 22 июля 2009 Перечень иностранных программ, содержание которых соответствует Европейской конвенции о трансграничном телевидении и ретрансляция которых на территории Украины не ограничивается согласно ч. 1 ст. 42 Закона Украины О телевидении и радиовещании, содержит 109 телевизионных каналов. Однако в нем нет самых популярных российских: Первого канала. Всемирная сеть, РТР-Планета, РЕН-ТВ, TVCI.
По ретрансляцию запрещенных вещателей большинства провайдеров вследствие внеплановых проверок предназначались этого года предупреждение. Неадаптированные каналы – наиболее распространенное нарушение со стороны кабельщиков. Они оправдываются тем, что вынуждены работать на одном поле с конкурентами, не выключает ПКВС и РТР-Планета. Надзорный орган, следовательно, проверяет всех. Например, в этом году прошли массовые проверки кабельных операторов Крыма, Донбасса, Одесской области и других регионов.
Одним словом, адаптированные каналы практически единственная дискутивна тема, по которой позиция Национального совета остается последовательной, независимо от того, как меняется кадровая равновесие внутри органа. Во всех остальных вопросах все ощутимее, что влияние с разных сторон, о которых говорил Николай Княжицкий в своем праздничном поздравлении по случаю 15-летия Нацсовета, усиливаются, то есть украинский телевизионный бизнес становится более мощным. Таким был последний год органа в составе: Курус, Лебедева, Лясовский, Мирошниченко, Мокриди, Плаксюк, Понедилко, Шевченко.
Фото Яны Новоселова
На фото – Юрий Плаксюк, Татьяна Мокриди

Еще по теме:

У статьи Караван идет 0 комментариев.