Комитет свободы слова не хочет запрещать табачные BTL-акции и рекламу табака в интернете для совершеннолетних

Авторы не узнали свой законопроект, подготовленный ко второму чтению Комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова подготовил ко второму чтению законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий) № 5164 и рекомендует парламенту принять его в целом . Такое решение комитет принял на заседании 15 июня.
В процессе рассмотрения депутатских поправок и внесения редакционных правок законопроект претерпел существенные изменения. Так, Комитет рекомендует ко второму чтению версию законопроекта, в которой общий запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий заменено определенным перечнем запретов. По мнению директора Института медиа права, члена рабочей группы по подготовке законопроекта ко второму чтению Тараса Шевченко, это позволяет производителям табачных изделий найти пробелы в законе и продолжать де-факто рекламировать табак.
Члены комитета поддержали полный запрет рекламы табака в печатных СМИ, отклонив поправку, которая позволяла ее в специализированных изданиях, однако оставили рекламу в интернете на сайтах для взрослых.
В новой редакции законопроекта норма о запрете рекламы записана так:
Реклама табачных изделий, реклама знаков для товаров и услуг. Других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещается:
– на радио и телевидении, в том числе с помощью кабельного, спутникового, IP-телевидение, онлайн-телевидение, мобильного телевидения, цифрового эфирного телевидения и других средств передачи сигнала;
– в научных, научно-популярных, учебных, общественно-политических, справочных, литературно-художественных изданиях, изданиях для детей и юношества, изданиях для организации досуга и отдыха, спорта и других изданиях, в том числе во всех печатных средствах массовой информации;
– средствами внутренней рекламы;
– на транспорте;
– с помощью мероприятий рекламного характера (кроме специализированных выставочных мероприятий табачных производителей при условии, что на такие меры допускаются только работники предприятий, имеющих лицензию на оптовую торговлю табачными изделиями или производство табачных изделий);
– средствами внешней рекламы;
– в местах проведения массовых мероприятий политического, образовательного, религиозного, спортивного характера и развлекательных мероприятий, предназначенных для несовершеннолетних;
– в сети интернет, кроме веб-сайтов, предназначенных для совершеннолетних лиц, обязательным условием доступа к которым есть предварительная идентификация возраста пользователей.
Кроме этого, из новой версии законопроекта исчезли упоминания о запрете стимулирования продажи табачных изделий (срок остался только в названии законопроекта), что предполагало запрет BTL-акций табачных компаний. Председатель рабочей группы по подготовке проекта ко второму чтению, член Комитета Елена Кондратюк и ее помощник отмечали, что для этого определения в документе нет места, его нужно вносить в другие законы, не охваченные этим законопроектом. Председатель Комитета Андрей Шевченко отметил, что такую ​​норму можно дописать в переходных положениях. Тогда члены рабочей группы, настроенные против ограничения стимулирования продажи табака, раскритиковали предложенное в законопроекте определение этого термина. Соавтор законопроекта Леся Оробец предложила компромиссное определение: стимулирование продажи табачных изделий – это распространение информации с целью поощрения приобретения табачных изделий, однако и оно не нашло поддержки в комитете.
По словам члена рабочей группы, представителя Института стратегических исследований Министерства здравоохранения Константина Красовского, пункт о запрете стимулирования продажи табачных изделий было предложено также для того, чтобы ограничить информацию о табаке в местах продажи, по сути превратилась в рекламу (сама реклама прежнему была запрещена). Информацию в местах продажи членыКомитета вообще не захотели ограничивать, отклонив поправки Леси Оробец, которые предусматривали оформление информации о товаре только в текстовом виде, без специальной подсветки или оформления витрины.
Перед рассмотрением поправок авторы законопроекта Леся Оробец и Юрий Мирошниченко призвали членов комитета оставить общий запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий. Господин Мирошниченко обратил внимание на название законопроекта, где речь идет именно о запрете. Если Верховная Рада считала бы, что рекламу табака следует ограничить, а не запретить, то этот законопроект не был бы поддержан конституционным большинством в первом чтении, – подчеркнул он. Госпожа Оробец добавила, что не узнала свой законопроект, подготовленный ко второму чтению. Если в таком виде он будет внесен в зал, я за него голосовать не буду, – заявила она.
Заметим, что депутаты, чьи поправки были отклонены, могут настаивать на их рассмотрении в сессионном зале.
Как писала ТК, 30 ноября 2010 парламент принял за основу проект закона № 5164, за который проголосовали 303 народных депутата.
Общественные организации призвали парламент рассмотреть проект о запрете рекламы табака быстрее.
Хроника

Еще по теме:

У статьи Комитет свободы слова не хочет запрещать табачные BTL-акции и рекламу табака в интернете для совершеннолетних 0 комментариев.