Кто ответственен за новые медиа?

  Марьяна Закусило Смесь профессионализма и гражданской журналистики
  Какая разница между журналистикой XX и XXI веке? Первая была профессиональной, теперь стала гражданской. Из такого тезиса начал свое выступление на семинаре Баланс свободы и порядка: регулирование новых медиа, организованном Восточноевропейским институтом проблем медиа, долгосрочный ексерт совместного проекта Совета Европы и ЕС Содействие европейским стандартам в украинской медийной среде Ад Ван Лун.
    Ныне в новых медиа специалисты относят разнообразные средства массовой коммуникации, распространяемые главным образом через интернет:
    1) интернет-плеер теле-и радиоканалов;
    2) CatchUpTV – интернет-сервисы, позволяющие просматривать телепрограммы в записи: Virgin Media, WorldTVpc, LiveInternetTV;
    3) видеосервисы: Hulu, YouTube;
    4) социальные сети: MySpace, Facebook, Hyves, FriendFeed;
    5) блоги;
    6) сети мини-блогов: Twitter, Tumblr;
    7) онлайн-медиаплееры: Boxee;
    8) порталы гражданской журналистики: Digg;
    9) интернет-радио-сервисы: Pandora;
    10) фотосервис: Flickr, Picasa;
    11) компании онлайн-проката видео: Netflix.
      От традиционных новые медиа отличаются широким применением новейших технологий. Например, геоблокинг – блокировка посещения ресурса пользователями из других стран, использование гражданской журналистики, когда информационный контент производит любой, знакомый с технологиями, сбор информации о пользователях из личных профилей (такие базы данных помогают рекламодателям выяснить, кто их клиенты) — и это порождает новые формы персонализированной рекламы.
    Кстати, рекламодатели, по словам господина Ван Луна, охотно вкладывают деньги в новые медиа: расходы на рекламу в социальных сетях в США за последнее время выросли с 2 до 3,5 млн долларов. Другая характерная черта новых медиа: подписка целого ресурса подменяется подписке на контент, созданный конкретным автором – например, как дружба в сети LiveJournal.
    Новые сетевые проекты социальных медиа демонстрируют за последнее время наиболее динамичный рост:
    MySpace роста в 2005-2007
      Twitter 1000% роста в 2008 (в течение кризиса)
      Odnoklassniki 1700% рост в 2007
        YouTube и Flickr роста в 2007-2008
    Однако разделение на новые и традиционные медиа в современном мире является довольно условным. Сейчас все медиа становятся новыми: меняются на цифровые, конвергентные, отмечает член бюро Главного комитета Совета Европы по вопросам медиа и информационного общества Гарегин Чугасцян. Вместе можем ли мы называть все новые способы коммуникации новыми медиа? И. о. председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Андрей Мирошниченко вместо термина новые медиа предлагает применять определение новые средства коммуникации.
    Так же различает эти понятия и шеф-редактор ТК Наталья Лигачева. По моему мнению, будет происходить распределение между медиа, которые будут професионализуватися, и другими способами коммуникации, которые никак не будут регулироваться, – предполагает она. И ключевым в этом распределении станет доверие пользователей. Интернет-ресурсы, которые хотят, чтобы им доверяли, будут добровольно регулироваться и объединяться в ассоциации. Фактически они добровольно определять для себя статус СМИ.
    Тем не менее новые медиа бросают вызов традиционным СМИ. Так, порталы гражданской журналистики и блоги становятся первыми и основными источниками информации, представленной самими свидетелями событий. Особенно заметна их пионерская роль становится в случае катастроф и несчастных случаев. Например, о взрывах в лондонском метрополитене 7 июля 2005 почти нет профессиональных фото-и видеоматериалов, а практически все мировые информагентства пользовались любительской съемкой с мобильных телефонов очевидцев. Когда это событие произошло, корпорация Би-би-си обратилась к англичанам с просьбой присылать фото-и видео на редакционный e-mail. И в течение первых суток редактор интерактивных новостей получил более 20 тыс. писем, 1 тыс. фото и 20 видео.
    Другой пример, приведенный представителем Министерства телекоммуникации Сербии, консультантом по вопросам новых медиа Еленой Сурчулия, – детонация взрывчатки на артиллерийском складе в Сербии. Первый взрыв произошел 19 октября 2006 года в 3:45 ночи. Через минуту на местном форуме появилось первое сообщение: Взрыв на холме? Для сербов в течение первых суток главным источником информации стали именно форумы, блоги и чаты, потому что журналисты традиционных медиа не успевали подготовить профессиональные материалы: даже первый выпуск теленовостей вышел без сообщения о происшествии. Понимая свое отставание, СМИ начали использовать любительский контент, но профессионально анализируя его
    Да, мы не можем соревноваться с блогами в оперативности, но мы можем соревноваться в глубине осмысления темы, – обобщила отношения гражданских и профессиональных медиа Наталья Лигачева.
    При этом новые профессиональные медиа требуют новых качеств от журналистов. Нам нужны универсальные журналисты – которые пишут статьи, готовят новости для ленты, фотографируют, снимают видео, – описала типичные требования главный редактор электронной газеты Сейчас Нина Курьята-Стасив. И, по ее словам, качество съемки отходит на второй план, потому что это не печатная полоса. Таким образом, автор интернет-издание может использовать фотоаппарат-мыльницу или мобильный телефон для фиксации события.
    Кого сделать крайним
  Проблема, что сегодня наиболее обсуждаемая медиаюристов в мире, – как регулировать новые медиа. Этому вопросу была посвящена первая конференция Совета Европы на уровне министров по вопросам медиа и коммуникационных услуг, прошедшей в Рейкьявике 28-29 мая. Напомним, что на ней в состав украинской делегации вошли в том числе и члены Нацсовета.
    В Рейкьявике, кроме всего прочего, обсуждали вызовы, которые ставят перед обществом новые медиа. Как защитить право на конфиденциальность и невмешательство в частную жизнь, как бороться с терроризмом, ныне тесно связал себя с новыми средствами массовой коммуникации? Особенно остро стоит проблема влияния новых форм СМИ на детей, в частности то, что дети и молодежь могут получать опасную для их развития информацию, а также самостоятельно создавать и размещать контент, который может угрожать их или чужой достоинства, – говорит Андрей Мирошниченко.
    Непонятно, какими должны быть ограничения и правила контента новых медиа (например, в сфере защиты общественной морали), каким образом должно происходить регулирования рекламной деятельности в новых сервисах (соблюдение запрета на рекламу алкоголя, табака, лекарств, которые предусмотрены законодательством многих стран)? Как защитить права потребителя, авторские и смежные права, как внедрить систему налогообложения?
    По словам Елены Сурчулия, системы регулирования медиапослуг устанавливают как сами государства, так и Совет Европы, Европейский суд по правам человека и Европейский союз. Подробно она рассказала о Директиву ЕС о аудиовизуальные медиапослугы, что ее страны-члены ЕС должны ввести в национальное законодательство не позднее 31 декабря 2009 года. Так вот, эта директива распределила аудиовизуальные медиапослугы на линейные (традиционное телевидение) и нелинейные (например, видео по запросу) и определила для них различные уровни регулирования. Жесткие правила применяют к рекламе и защиты детей в линейных услугам (телевидение), поскольку пользователи не могут контролировать содержание телепрограмм. Зато в нелинейных услуг (новых медиа) директива предлагает применить либеральные правила, поскольку сами пользователи имеют разную степень выбора и контроля за ними.
    В регулировании зстосовують принцип страны происхождения: предоставителя услуг подчиняются исключительно правилам, применяемых в их собственной стране. Однако глобальный доступ в сети интернет составляет проблему для регулировщиков, говорит госпожа Сурчулия. В интернете очевидно пересечения юрисдикции и, соответственно, невыполнение законов той или иной страны.
    Это продемонстрировала дело против американской компании Yahoo! Inc. В мае 2000 года французский суд решил, что Yahoo нарушила французское законодательство, разрешив пользователям интернета во Франции иметь доступ к аукционного сайта, содержавший нацистские материалы (французский уголовный кодекс постановляет, что даже демонстрация нацистских символов нарушает общественный порядок). В свою защиту Yahoo утверждала, что нацистские материалы предлагались на аукционе Yahoo, базирующейся в США (там находится и сервер), а не во Франции. Однако сам факт, что к материалам существовал доступ во Франции, был достаточным для французского суда, чтобы провозгласить в этом деле свою юрисдикцию. Суд постановил запретить доступ к аукционного сайта пользователям из Франции путем фильтрации и блокирования.
    Зато американский суд признал мероприятие, приписанный французским судом, неподходящим, поскольку фильтрации и блокирования нарушают право на свободу слова. Впоследствии, через несколько лет Yahoo все же ввела геоблокування в своих сервисах. Но это дело стало показательным в вопросе юрисдикции.
    Однако украинские интернет-СМИ больше озабочены другим вопросом: несут ли они ответственность за собственную интерактивность – т.е. за форумные отзывы и читательский контент (блоги и другие проявления гражданской журналистики. Эту тему подняли и Наталья Лигачева, и Нина Курьята-Стасив. Ответ юристов был однозначен: да, несут. Если вы являетесь серьезным сайт, Вы отвечаете за все, что появляется на нем. Хотя вы можете применить так называемый disclaimer – оговорить, за что вы не несете ответственность, – объяснила Елена Сурчулия.
    Пока украинские интернет-издания ограждают себя тем, что четко различают редакционный контент и нередакцийний – авторские колонки, блоги. Причем, для нередакцийних материалов вводят премодерации. Но не для всех. Например, в газете Сейчас есть две рубрики: Читательские колонки и Мнения экспертов. Первая рубрика обязательно проходит предварительную модерацию, во второй выступают те внештатные авторы, которым редакция доверяет.
    Нам пора задуматься над созданием не нового специального закона, а нового правового поля, – резюмировал разговор юрист Институтут медиа-права Игорь Розкладай. Сегодня, по его словам, лишь часть новых медиа таковы, что к ним можно применять законы о ифнормацию, о рекламе, гражданский кодекс и другие. А пока новое правовое поле не создано, основными регуляторами для новых медиа, по словам Андрея Мирошниченко, должны стать моральные и этические нормы.
   

Еще по теме:

У статьи Кто ответственен за новые медиа? 0 комментариев.