Лариса Цодиков: «Моей судьбой стала работа в спортивной редакции»

Юлия Максимчук, Первый национальный телеканал ТЕТ продолжает серию публикаций к 30 годовщине создания спортивной редакции УТ – Классическое вопрос – как Вы пришли на телевидение?
– По образованию я актриса, но муж не хотел, чтобы я работала по специальности. К тому времени у нас был ребенок, и он считал, что театральные гастроли – это лишнее. В 1957 году при КСТ был организован экспериментальный телетеатр, куда я пошла устроиться на работу. Мне посчастливилось встретить самого Пащина, и он предложил мне сразу попробовать работать помощником режиссера. Почему-то он довольно скептически относился к телетеатр, считал, что театр на ТВ не существует больше 2 лет. Станете помощником, потом станете ассистентом, а там и к режиссеру дорастете.
Начинала я в литературно-драматической редакции, затем пошла в молодежку, окончила режиссерские курсы и окончательно переквалифицировалась. Телетеатр вскоре распался, а я навсегда осталась на телевидении.
Наша молодежная редакция была, как студия в студии, потому что мы занимались разнообразными темами – выпускали молодежные ансамбли, пропагандировали молодые таланты, даже делали первый в Украине КВН. Начинал у нас работать Виталий Коротич, томик стихов с автографом которого я до сих пор храню. Коротич писал сценарии, и были специальные телевизионные версии постановок по его произведениям.

– Как Вы начинали карьеру режиссера спортивной редакции?
– Все спортивные передачи украинского телевидения ведут свое начало из редакции программ для молодежи. Главным режиссером молодежки в конце 50-х годов был Александр Александрович Липницкий. Я тогда работала его ассистентом. Футбол, шахматы, филателисты, фигурное катание – мы делали передачи обо всем, что касается спорта. А в нашей молодежной редакции не было отделов – мы занимались всем, и спорт, программы для воинов, – это те передачи, над которыми приходилось работать собственно мне. Всего телепередачи, выпускала наша редакция, были разнонаправленными. Мне пришлось даже снимать первый рекламный ролик, вышедший на УТ.
– А когда вышла в эфир первая реклама?
– Сейчас мне сложно вспомнить год выхода. Помню, что делали рекламу сладостей. По сценарию было несколько планов, мы снимали в кафе и на детской площадке. Главными героями ролика были девочка и огромный кот. Котом был артист Валентин Макаров, он работал на студии документальных фильмов. А девочку играла дочь нашей молодой ведущей Тамары Щербатюк. А я на этом проекте работала режиссером. Уже позже, в 80-х годах, у нас был создан целый отдел съемок рекламы.

Вы упомянули о передаче для воинов, что это было?
– Мы с Виктором Нестеренко делали передачи для воинов. Это были программы о ребят с Украины, которые служили в Минске, и о белорусов, которым пришлось служить в Киеве. С Валентином Щербачевым пришлось делать подобные передачи в Риге. Сейчас, когда есть современная техника, такие передачи почему-то не делают.
Также мы делали телезмагання военных училищ – это была трудная работа, поскольку приходилось работать с военными. Эти соревнования напоминали детские эстафеты, только с военной спецификой: соревновались, кто быстрее колесо изменит, кто с закрытыми руками автомат разберет-соберет и все такое.
Была у нас и военно-музыкальная тематика. Мы делали специальные передачи – выступления ансамблей военного округа. У нас на ТВ впервые прозвучала всем известная песня День Победы в исполнении военного ансамбля Киевского военного округа, которая сразу стала народной.
– Расскажите о создании спортивной редакции.
– В 1978 году была создана редакция спортивных программ. Меня и нашего главного редактора вызвал глава Комитета гостелерадио и сообщил, что организуется главная редакция спортивных программ к Олимпиаде-80 в Москве. Мне предложили перейти режиссером в новосозданную редакцию, на что я согласилась. Таким образом наша редакция разделилась. Костяк новой редакции – это Витя Нестеренко, Маевский и Валя Щербачев, известные спортивные комментаторы Шарпанський, Липенко и Досаев. Долгое время я была единственным режиссером. Ассистентом режиссера работала ТамараРинзяева.
Наша редакция быстро пополнялась: первым пришел Валерий Костинов, потом Сергей Савелий, молодые специалисты Евгений Аржанов, Сергей Дерепа, Сергей Лифарь, Володя Кардаш, Сергей Клопов.
Первыми комментаторами футбола были Виктор Нестеренко и Валентин Щербачев, позднее присоединился редактор Алексей Семененко. Другими видами спорта занимались Ефим Шарпанський, Фарид Досаев. Виктор Фесюн стал главным редактором. Легкоатлетическим видам спорта занимался Евгений Аржанов, серебряный чемпион Олимпийских игр по легкой атлетике. Шарпанський очень любил баскетбол, гандбол, особенно занимался женской командой. Намного позже пришел молодой режиссер Николай Рябов, которого я учила.
Мы делали крупные спортивные телепередачи. Чаще всего это были встречи со спортсменами, спортивными командами. Это были крупные проекты в прямом эфире, позднее наши встречи со спортсменами различных видов спорта стали выходить в записи. В студию мы приглашали известных футболистов, баскетбольные, гандбольные команды, особенно после побед или просто удачной игры. Специально к Олимпиаде-80 делали серию интервью с выдающимися украинскими спортсменами.
Когда появилась возможность работать в цвете, я, ни минуты не колеблясь, согласилась работать на первой цветной ПТС. Спорт – это экспрессия и страсть, а цвет помогает передавать атмосферу.

– Делали ли Вы спортивные передачи о и для детей?
– Да, мы делали много спортивных передач для детей. Утром по субботам была интересная передача Утренняя гимнастика, ею руководил Фарид Досаев. На фотографии, где я с мячом – подготовка к передаче Веселая эстафета. Это соревнование школьников. Когда мы делали эти передачи, видеозаписи еще не было, и в эфир шло все вживую. Снимать детей – безумно сложно. Режиссеру нужно вовремя показать реакцию детей: кто первый добежал до финиша, как они меняются и др. Режиссеру, сидящий за пультом, нужно иметь быструю реакцию, поэтому я и работала, чтобы все было сделано своевременно и быстро.
Потом у нас была телевизионная школа плавания. Она была и осталась уникальной. Ее автор – Фарид Досаев, который вместе с Марией Федоровной Гавриш, нашей знаменитой чемпионкой по плаванию, и с Анатолием Ивановичем Кудряшовым, заведующим кафедрой плавания Киевского института физкультуры, разработали специальную систему обучения. После выхода этого цикла наша редакция получила такое количество писем, мы вынуждены были повторить ее. Это была замечательная идея обучать спорта по телевидению.

– Вы известны, как женщина-режиссер, которая отвечала за выход футбольных матчей в эфире УТ. Расскажите об этом.
– Почти все матчи были сложными, особенно с московским Спартаком, когда решалось, кто поедет на чемпионат. На таких матчах чувствовалось великое противостояние. Случалось даже, что отработав первый тайм, только тогда чувствовала, которое было напряжение.
Футбол – динамичная игра, ты не знаешь, что произойдет, нужно быть максимально сконцентрированной. Надо быть собранной и готовой к любым ситуациям. На футболе я обычно работала с помощником режиссера, который набирал счет игры. Конечно, в мое время без администратора за пультом работать было сложно, а на некоторых трансляциях просто невозможно. Например, если продолжалась трансляция футбола, хоккея, или других динамичных видов спорта, то счет показывали наложением, ведь невозможно сделать перерыв на показ счета – игра не останавливается. Также на трансляциях большое значение имеет квалификация телеоператора, потому что в любом случае мы смотрим глазами телеоператора. Вовремя развернуться, дать нужный план – в этом мне повезло, ведь работала с настоящими специалистами – Федоровым, Жуковым и другими. Помню, что несколько раз встречались с Лобановским и со всей футбольной командой, когда они стали чемпионами СССР и выиграли кубок УЕФА.

– Можете ли Вы припомнить забавные ситуации прямого эфира?
– Некоторые ситуации предсказать невозможно. Помню, был такой инцидент: лучники из Львова победили в соревнованиях на первенство Украины, и мы пригласили их на передачу вместе с тренером, который указывал, кому что говорить. Я говорю – позвольте, я сам с ними поговорю, каксебя вести и что говорить. И вот началась передача. А этот прямой эфир и нужно уложиться в час. Ребята нормально выступили, а когда дошла очередь до тренера, то он встал, оперся на лук (а это большой спортивный лук), и всем стало понятно, что сейчас тренер скажет нечто важное. А он постоял-постоял, поблимав глазами и говорит: ну, вот и все, – и сел. Менее всего я такого ожидала, он же всех учил, как говорить.
Некоторое время у нас работал редактором Владимир Васильевич Маевский. Это очень талантливый человек, он писал замечательные стихи, мы очень его любили. Шла передача, я не помню, с какого вида спорта, и он говорит в микрофон в студии: … а затем вы встаете и громко отставляет стулья, – пошутил. Он был большим шутником. И участники передачи, когда она закончилась, встают и начинают громко двигать (совать) стульями.
Помню, в молодежке делала передачу, связанную с Киевским национальным авиационным университетом. В передаче принимал участие Герой Советского Союза Олег Константинович Антонов. И вот я бегаю по студии, потому что нужно рассадить гостей, все проверить с операторами. Через некоторое время замечаю, что главный гость отсутствует. Я так растерялась, что сказала: Ну, где этот дядя со звездочкой? А он, оказывается, за мной все время ходил, и был у меня за спиной.

– Расскажите о том, как росла и расширялась спортивная редакция.
– С удовольствием вспоминаю 80-е годы, когда наша редакция пополнялась молодыми талантливыми специалистами. С молодым Костиновим мы придумали снимать программу Старт не в студии, а на улице, возле Голосеевского парка. Это была первая попытка на советском ТВ выпуска спортивной передачи вне студией.
Помню, как учила молодого редактора Сергея Савелия вести себя в кадре во время съемок спортивного очерка. Хотя сначала он очень волновался в эфире, но чувствовалось большое желание работать. Впоследствии он стал заведующим отдела.

– Кого из выдающихся режиссеров Вы можете вспомнить?
– Мне посчастливилось работать с замечательными режиссерами, профессионалами, которые никогда не жалели времени на обучение молодых специалистов. В частности с художественным руководителем и главным режиссером Михаилом Казневським. Я помогала ему на серии передач в музыкальной редакции. Что-то в нем было от Вертинского. Передать его изысканную произношение невозможно. Его манера произношения и обращения с сотрудниками превращали работу на праздник.
Не могу не вспомнить известных Перова, Пилявской, также Чубасова и Липницкий. Александр Липницкий начинал в детской редакции, потом стал главным режиссером молодежки, а впоследствии главным режиссером КСТ. Итак, больше всего мне довелось работать именно с ним. Это всегда было интересно и поучительно.
Не могу не вспомнить Эдуарда Владимировича главное – всегда влюбленного в спорт. Он был первым режиссером, совершавший футбольную трансляцию. Также он придумал спортивную передачу Старт и ее название. Эта передача выходила около 20 лет.
Я вообще была чрезвычайно требовательна – и к себе, и к съемочной группы. Когда монтировали материал, я обязательно все контролировала. Никогда не допускала в эфир комментатора, если не видела своими глазами в чем он одет, как сидит галстук. Это было время, когда далеко не все можно было пускать в эфир. Вспоминаю, приехал московский танцевальный ансамбль, хорошие ребята, у которых брючные комбинезоны были сценическими костюмами. Разумеется, московский коллектив, который уже выступал по ЦТ, никаких вопросов не вызвал. И я выпустила их номер в эфир. А Охмакевич, председатель Гостелерадио, с которым у меня, кстати, были довольно хорошие отношения, пришел к нам на совещание и говорит: что это такое! Теперь мы будем присматриваться к Вам, можно ли Вам доверять? Вы выпустили в эфир группу в брючных комбинезонах!. Я ему объяснила, что это такие сценические костюмы.
А вообще, к нам, на Крещатик, 26, часовой не пускал девушек в штанах! У него была инструкция – девушкам в брюках нельзя! Были и другие запреты: не показывать бородатых или с длинными волосами. Однажды к нам в студию пришел известный баскетболист, чемпион СССР, у которого были роскошные длинные волосы. И ему предложили сделать стрижку, только тогда он сможет выступать в эфире. Конечно, онотказался.
Многие из приглашенных спортсменов не владели украинским языком. А из ЦК компартии требовали выходить в эфир исключительно на украинском языке. Возникала ситуация, что гость думает не о том, что сказать, а как именно это сказать, и в результате выглядит на экране неуверенно, не может произвести должного впечатления, не вызывает доверия зрителя.
– Наверное, были и интересные встречи?
– Да, встреч было много. Когда я работала в литературно-драматической редакции ассистентом режиссера, мы показывали много спектаклей. Репетировали и вживую выходили в эфир. Также было правило, по которому театры, приезжавшие с гастролями в Киев, в последний день выходили со спектаклем из нашей студии. Таким образом, у меня была возможность общаться с известными театральными режиссерами и актерами. Хорошо помню, как я зашла в студию, а там МХАТивци сидели. При моем появлении они встали и не позволяли себе сесть. Это произвело впечатление.
У нас часто в эфире были интересные люди. И главный редактор часто просил меня подойти к гостю в студию, поговорить с ним, настроить на эфир.
Помню молодого Николая Сличенко из театра Ромен, от которого бешенстве все женщины. Танцевал и пел Сличенко самом деле потрясающе. Он производил большое впечатление эмоциональностью исполнения.

– Вы не жалеете, что стали работать в спортивной редакции?
– Я всегда любила спорт. В 1947 году была участницей парада физкультурников в Москве. Когда поступала на актерский факультет, то думала, если не поступлю, пойду в институт физкультуры.
За один раз всего не расскажешь, ведь телевидению я отдала 32 года, а это, согласитесь, – целая жизнь. Моей судьбой стала работа в спортивной редакции. Перед моими глазами прошел целый калейдоскоп известных спортсменов, режиссеров, комментаторов и вообще интересных людей. Все эти лица навсегда останутся в моей памяти как лучшее воспоминание.
Заведующая музейного сектора НТКУ Юлия Максимчук
Интервью и фото опубликован на сайте Первого национального

Еще по теме:

У статьи Лариса Цодиков: «Моей судьбой стала работа в спортивной редакции» 0 комментариев.