Медиаюристов: Кабмин должен принять ряд подзаконных актов о доступе к информации

Медиаюристов определили нормы закона О доступе к публичной информации и новой редакции закона Об информации, которые требуют дополнительного разъяснения в подзаконных актах. Эти законы они детально обсудили во время совещания, которое состоялось в столице 22 февраля 2011.
В мероприятии приняли участие Тарас Шевченко, Игорь Розкладай (Институт медиа права), Роман Головенко (ИМИ), Максим Лациба (Украинский независимый центр политических исследований), Оксана Нестеренко (Харьковская правозащитная группа), Дмитрий Котляр (Национальная комиссия по утверждению свободы слова) , Анна Красноступ (Госкомтелерадио) и другие.
По мнению юристов, Кабмин должен подготовить постановление о структурного подразделения или должностного лица, должен заниматься доступ к информации (ст. 16 закона о доступе к информации). Юристы решили, что это должностное лицо не обязательно должна заниматься только доступ к информации, а может выполнять и другие функции. Единственное, что в ее должностной инструкции должно быть четко записано, – что именно она занимается доступом к информации и отвечает за удовлетворение информационных запросов, чтобы можно было в случае необходимости найти ответственного.
Юристы растолковали ч.5 ст.6. Слова не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владения, пользования или распоряжения государственным, коммунальным имуществом. означают: должны выдаваться копии документов, на основании которых были выделены бюджетные средства. Имена и названия юридических лиц, получивших эти средства, должны быть названы. Информация о зарплатах чиновников (госслужащих и должностных лиц местного самоуправления) также должна предоставляться без ограничений.
медиаюристов детально рассмотрели ч. 2 ст. 8 о порядке доступа к секретной информации. Закон о доступе определяет общий порядок действий в случаях, когда обычный человек посылает запрос, а оказывается, что это секретная информация. В таком случае порядок доступа определяется через трехсложных тест. Чтобы раскрыть секретную информацию и предоставить ее спрашивающему, надо определить, преобладает общественный интерес. Ограничение доступа к информации будет осуществляться в соответствии с законом при соблюдении совокупности трех требований, указанных в является ч. 2 ст. 6. Другие законы по поводу секретной информации определяют специальный доступ (например, закон о государственной тайне определяет, когда предоставляется доступ конкретном чиновнике, который работает с этой информацией, а не кому-либо по запросу), – отметил Роман Головенко.
По мнению Романа Головенко, все эти разъяснения и уточнения должны быть отражены в правилах, принятых Кабмином.
Как отмечал председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Андрей Шевченко, чтобы законы об информации заработали, правительство должно принять подзаконные акты.
Напомним, президент Украины Виктор Янукович подписал законы О доступе к публичной информации и Об информации 3 февраля 2011.
Верховная Рада приняла соответствующие законы 13 января. Законы вступят в силу через три месяца после опубликования, а именно 10 мая 2011.
Законы существенно упрощают доступ граждан к информации органов власти и местного самоуправления, унифицируют порядок аккредитации журналистов, ускоряют сроки получения ответов на запросы, снимают обязанность согласовывать интервью с чиновниками.
Хроника

Еще по теме:

У статьи Медиаюристов: Кабмин должен принять ряд подзаконных актов о доступе к информации 0 комментариев.