«Молодость» в стиле инфотейнмент

  Елена Коркодим Освещая события международного кинофестиваля, большинство телеканалов рассказывали о чем угодно, кроме его конкурсной и чрезвычайно интересной внеконкурсной програмиНебо. Воздушный шар. В кадре – блестящие глаза редкого в широтах Украины голливудского актера Тагава Кэри-Хероюки и счастливая корреспондентка ТСН Соломия Витвицкая. Звезда (господин Кери-Хероюки) улыбается и сообщает зрителям всей Украины: Один плюс один. Спасибо. Это не съемки экстрим-шоу или промо-роликов телеканала. Это – сюжет о закрытии 39-го международного кинофестиваля Молодость.
    Звездный путь в освещении Молодости избрал не только 1 +1. Освещая события мероприятия, новостийщики из украинских телеканалов в основном произошли громкими именами и поверхностными выводами. В пресс-центре Молодости уже так устали от текстов копи-пейстерив, что в следующем году пообещали разыграть журналистов. Мы пришли к выводу: если пригласить какого-то далекого от кино иностранца, написать громкую биографию и устроить пресс-конференцию с его участием, непременно найдутся журналисты, которые воспримут все за чистую монету, – иронизирует координатор пресс-конференций и интервью Молодости Ольга Веснянка.
    Желтая эпидемия
  году многострадальная Молодость едва не осталась спонсора, ее торжественное открытие и закрытие переехали из дворца культуры Украина в кинотеатр Киев и в придачу фестиваль еще и прошел испытание эпидемией гриппа. Вот это все и стало украинскими телесенсациямы, не считая двух (или трех) звезд кинематографа, которые в этом году просто ослепили об Объективы камер.
    Немало корреспондентов до сих пор считает, что фестиваль финансируется за государственный счет. Поэтому едва ли не в каждом сюжете были жалобы на нехватку свободного места в культурном центре Кинотеатр Киев, который стал эпицентром событий кинофорума. И ни слова о том, какой ценой организаторам дались поиски спонсора 39-й Молодость. Телеканал ICTV течение одного сюжета (1 ноября) несколько раз дает синхрон недовольного актера и телеведущего Остапа Ступки, которому не досталось приглашение на открытие форума. Он замечает невнимание к украинским актеров и жалуется: На закрытие фестиваля я не пойду. Пусть ищут достойные.
    Так, господин Ступка-младший мог и не знать, что концепция Молодости – представлять украинское именно мировое кино, а не наоборот. Но почему целью кинофорума не поинтересовался журналист? Хотелось бы пусть не каннский ковер устроить, а приличный парад, – скромно говорит арт-директор фестиваля Андрей Халпахчи. Но его короткий синхрон тонет в нарезке видео с недовольным господином Ступкой. Очевидно, тот компетентен отвечать на вопросы о мотивах организаторов фестиваля?
    Учитывая массовую истерию по поводу эпидемии гриппа, в новостных выпусках репортажам с Молодости предшествовали тревожные сюжеты. Это привело к клишованого сравнения культурного мероприятия с маштабам вирусного нашествия. С началом эпидемии завершается еще одно массовое действо в столице – отгремела Молодость, – скорее всерьез, нежели в шутку, сообщила в воскресном выпуске ТСН, 2 ноября, Алла Мазур. Вместо отгремела уместнее было бы сказать чуть не видлебедила Молодость: эпидемия добавила фестиваля еще один фактор риска.
    А вот Первый Национальный обрадовал страну: Несмотря на эпидемию, фестиваль Молодость все еще продолжается.
    VIP-гости кинофорума заставили тележурналистов забыть обо всем. У зрителей из дальних уголков Украины вполне могло сложиться впечатление, что на фестивале никого, кроме Катрин Денев и Жан-Клода Ван Дамма и не было. Львиная доля внимания досталась все же Ван Дамм. Не его вклада в кинематограф как актеру – всех интересовали прежде подробности его браков и отношение к наркотикам. Я позволю себе отменять некоторые вопросы, – не выдержал во время пресс-конференции с участием актера Андрей Халпахчи. В новостях ICTV подробно рассказали, о чем Ван Дамм рассказал на пресс-конференции в Киеве. А там же герой более 20 картин говорит о таких принципиально важных вещах, как трудно говорить через переводчика, хочется непосредственного общения, или заявляет о том, как он хочет попутешествовать по стране. На 1 +1 продемонстрировали, который Ван Дамм коммуникабельный и как он принимает в подарок футболку. Кроме Ван Дамма в этом же сюжете планировали рассказать еще и о Картин Денев, и она с журналистами общаться отказалась. Так мы и не узнаем о цвете ее зубной пасты, как и о ее любимую диету.
    Журналистов совершенно не интересовали ни режиссеры-дебютанты, ни программа из почти 250 фильмов фестиваля. Вместо приблизить зрителей к кино, телеканалы пародировали таблоиды. Так, зрителей Первого национального и 5-го каналов журналисты поставили перед фактом: конкурсный показ фильма Отторжение украинского режиссера Владимира Лерта сорвано. На видео – толпа недовольных людей, в начитке о премьере говорят в прошедшем времени, не хватает только напряженной музыки. В действительности же организаторы фестиваля неоднократно сообщали: показ фильма перенесли на один день сугубо по техническим причинам. Но тогда бы не было интриги.
    Развлекательно или разумно?
  Как и следовало ожидать, больше всего внимания телеканалы уделили открытию и закрытию Молодости. И в первом, и во втором случае съемочные группы получили очень похожие кадры: Катрин Денев из Скифским оленем и танец Жана-Клода Ван Дамма. В верстку новостных выпусков сюжеты с улыбающейся французской примой занимали третью-четвертую позицию. А освещение финала фестиваля телеканалы подали в конце выпусков.
    ли подробнейший сюжет о ходе событий фестиваля и о его закрытии подготовил телеканал ICTV. Правда, журналисту Сергею Смальчуку не удалось избежать некоторых противоречий. В одном материале смешались и представители гостиницы на воде, принимавший актеров, и господин Халпахчи и – вдруг – директор Международного московского кинофестиваля Сергей Михалков, который рассказывает именно о ММКФ, а не о Молодость. В одном абзаце своего текста господин Смальчук жалуется на минимальное участие украинских фильмов, в другом тут же называет молодую актрису Ольгу Куриленко нашей гордостью. В синхроне она рассказывает не о кино, а о том, что не имеет в Киеве ни друзей, ни работы. Зато российские актеры чувствовали здесь себя как дома, – в стиле Хармса переходит к следующей составляющей винегрета журналист и рубит об участии в Молодости России.
    Добросовестно информировали зрителей о кинособытия в новостях Первого национального. По меньшей мере шесть раз. Правда, информацию подавали в несколько экзальтированной тональности, время от времени сбиваясь на инфантилизм. Если Вы хотите сфотографироваться с Жан-Клодом Ван Даммом, увидеть Катрин Денев или пожать руку сыну Чарли Чаплина – вам сюда, в кинотеатр Киев, – пригласила зрителей Первого национального журналистка Олеся Быковская. Как будто она ничего и не слышала, о том, что в перчатке кинотеатра порой не хватало места даже самим представителям СМИ.
    Несколько облегченный формат информирования любителей кино неожиданно предложил и 1 +1. Странно, что эрудированный и удивительно бойкая журналистка Соломия Витвицкая почему-то решила состояться стебом, кокетливо скрыв свой бэкграунд. Хотя именно в ней должно было стать аргументов в пользу кино.
    В интересном формате освещали фестиваль на 5-м канале. Дважды о нем говорили в итоговой программе Время и представили информацию в развернутых информативных сюжетах. К суждений кинокритиков или серьезных выводов дело не дошло, но зрители хотя бы имели возможность точно знать, что именно происходит на фестивале, кроме визитов звезд.
    На Интере репортажи с Молодости подавались с лейтмотивом Охота на Золотого оленя и с разной степенью культурологической глубины. Оксана Кодунова общих чертах охарактеризовала программу фестиваля. Ее коллега Наталья Ковалева в итоговых Подробностях сквозной линией рассказа о фестивале избрала деление фильмов на чорнушни и оптимистичны. Достаточно спорный подход как для кино фестивального, качество которого обычно не измеряется Геппа эндами. Но по крайней мере именно на Интере зритель получил информацию хотя бы о нескольких самых обсуждаемых на фесте лент конкурсной и внеконкурсной программы – в частности, о российском фильме Волчок (режиссер Василий Сигарьов) и Антихрист Ларса фон Триера. К сожалению, относительно мнений, то журналистка поручила оценивать фильмы только двум эмоциональным зрителям, как и большинство ее коллег, не обратившись к кинокритиков.
    Ответственно к Молодости отнеслись на телеканале Украина. В конце концов, этого и следовало ожидать от генерального спонсора фестиваля. Для зрителей из отдаленных от Киева городов Украины приятным, судя по рейтингам GFK, сюрпризом стал теледайджест Молодости – Ночь киноманиякив, где был представлен события фестиваля и представлены отдельные картины.
    Освещение новостей Молодости на этом канале отмечалось динамикой и профессиональной компетентностью. Корреспондентка Наталья Дзюбенко полной мере воспользовалась привилегиями на эксклюзив. Сама журналистка провела на фестивале не один день и активно принимала участие в его мероприятиях, что сказалось на качестве новостей. Впрочем, без казусов не обошлось и у нее. Прямо во время прямого включения с открытия фестиваля на словах: Следующей по величине звездой [после Катрин Денев. - ТК], на которую все ждали … к ней подошел неизвестный и обнял девушку. Госпожа Дзюбенко не растерялась и извинилась за поведение экстравагантного киномана. Но добрых 10 секунд он все равно торчал в кадре, пока рука из-за кадра не вытащила его за воротник пальто. Видео (01:37 второй части записи).
      К интересным выводам пришли ICTV и 1 +1. В новостях обоих каналов подчеркнули: фестиваль особенно богат на звезд. Может, их редакторы никогда не слышали: приглашать известных актеров и режиссеров – традиция Молодости, как и любого другого фестиваля.
    Антихрист от кино
  Этажность, хаос, игнорирование кино – главные составляющие освещение фестиваля телеканалами.
    Корреспондент демонстративно не интересовались конкурсантами Молодости. А собственно они, в отличие от VIP-участников, и были его главной составляющей. Зато журналисты, которые должны были открывать новые имена, поручали эту миссию пресс-службе Молодости. Мы получили e-mail с просьбой перечислить имена режиссеров, которые стали открытием фестиваля, и предоставить их фотографии в электронном виде, – рассказывает о самых интересных запросы представителей СМИ Ольга Веснянка.
    Ни один из каналов не взялся дать какие эмоциональную, но подробную оценку программе фестиваля. Наибольшее внимание журналистов привлек один из 240 (!) Фильмов – Антихрист – звезды европейского кинематографа Ларса фона Триера. Не попала в новости даже картина открытие Молодости – Коко Шанель и Игорь Стравинский Яна Кунена. В лучшем случае, журналисты вспомнили ее название.
    Многие представители СМИ использовали фестиваль как информационный повод, чтобы пожаловаться на проблемы украинского кино. В то же время украинская Стравинский остался как-то без внимания телевизионщиков, равно как и известный американский фронтмент группы Гоголь Борделло Евгений Гудзь (на фестивале демонстрировался фильм Гоголь Борделло: нон-стоп).
    Благодаря неполном информированию, львиная доля украинской аудитории, наверное, до сих пор убеждена: весь фестиваль уместился в несколько залов кинотеатра Киев. Вместе с тем, здесь происходили лишь основные мероприятия и кинопоказы. Немало значительных событий транслировал Дом Кино, кинотеатры Октябрь, Мегаплекс и Баттерфляй Deluxe. И звезды, за которыми так гонялись телекамеры, с нетерпением ждали на них не только в Киеве. За кадром остался тогда еще будущий обладатель гран-при режиссер Райнер Фриммер, который лично представлял картину Девочка. Впрочем, не только он. Во время вечерних пресс-конференций, происходивших в 18:00 – 19:00, журналисты имели возможность пообщаться с актерами или режиссерами, которые в этот день представляли свои картины. Однако этой возможностью пользовались лишь киноманиякы из телепрограмм, – отмечает Веснянка.
    Молодость – уникальный украинский кинофестиваль с сумасшедшей названием, драматической историей и смешными организационными казусами. За это, собственно, и любят эту кинотусовки те, кто не любит поп-корн. Однако, как показали отечественные телеканалы, нацеленность только на звезд и невнимание к профессиональной кинокритики – отличный способ исказить представление о нем.
    Фото – скриншот видеозаписи программы События телеканала Украина
     

Еще по теме:

У статьи «Молодость» в стиле инфотейнмент 0 комментариев.