Невероятные приключения олигарха на госслужбе

Инна Ведерникова, «Зеркало недели» Если бы какому Руперту Мердоку пришло в голову стать, например, главой ЦРУ, то ему, кроме необходимости получить соответствующее образование, пришлось бы как максимум продать свои медиаактивы или как минимум передать их в управление … На днях шеф СБУ Валерий Хорошковский (он же – владелец группы «Интер», он же – 15-й номер в рейтинге самых богатых украинских с состоянием в 804 миллиона долларов) поставил общество, мягко говоря, перед странным выбором: коррумпированный чиновник у власти, либо бизнес с потенциальным конфликтом интересов. Мало того, что тем самым Валерий Иванович безжалостно разделил неразделимое, то он еще и запасся ударным аргументом в пользу близкого ему сообщества. И в гостях у Савика Шустера вполне серьезно заявил: «Как бизнесмен, я давно научился самостоятельно определять границу между личным и общественным на государственном посту».

Глава СБУ не уточнил, согласовал он эту резонансную политическое заявление с президентом, который только что объявил войну коррупции. Ньюсмейкер недели не предоставил озадачены общественности и справки о своем моральном здоровье. А как иначе? Ведь если в стране нет закона, который контролирует ход мысли олигарха на госслужбе, то должен быть какой другой документ, который подтверждает его способность адекватно демаркировать границу между личным и общественным.

правде говоря, сначала следовало бы поблагодарить Валерию Ивановичу за то, что он, так лихо отстаивая свою личную амбицию быть большим человеком в Украине, буквально вытолкнул на поверхность проблему конфликта интересов на государственной службе. Которая является одной из первостепенных причин 146-го места Украины в мировом антикоррупционном рейтинге. Если же попытаться отойти от реалий стран типа Зимбабве (а именно с ней мы делим строка этого хит-парада успехов) и попытаться спроектировать историю с Хорошковским на те же Соединенные Штаты, то можно найти много интересного.

Ведь если бы какому Руперту Мердоку пришло в голову стать, например, главой ЦРУ, то ему, кроме необходимости получить соответствующее образование, пришлось бы как максимум продать свои медиаактивы или как минимум передать их в управление. Минуточку, Валерий Иванович … Не жене. НЕ тете. И даже не карманной адвокатской конторе. Чужом дядя! Который строго конфиденциально представляет некий фонд или управляющую компанию, которые определит государство. Но который, согласно тем же законам, управлять собственностью исключительно в интересах вверенного ему бизнеса. Точка. И попробуй господин Мердок утаить хотя бы часть своих несметных богатств или не задекларировать вовремя наличие «всего лишь потенциального» конфликта интересов, или хотя бы поинтересоваться фамилией этого чужого дяди – последствия могут быть непредсказуемыми. От двух до шести. Может, поэтому тамошние олигархи и держат в узде свои властные амбиции? А если и решаются нарушить границу, то имеют очень мало шансов выиграть дело в суде. Поскольку вряд ли разделяют с президентом миссию назначать членов Верховного суда США.

Можем пойти еще дальше. Если учтем, конечно, что цивилизованные люди давно не спорят о том, что такое конфликт интересов и имеет ли он какое-то отношение к коррупции. Это равнозначные вещи. Любая коррупция является следствием конфликта интересов. Ну, если совсем на пальцах, то это как две пластины конденсатора, заряженные различными зарядами. Чем сильнее заряд, тем сильнее пробивает искра. Чем сильнее конфликт интересов, то сильнее коррупция. Тем она масштабнее и глубже. А если у человека серьезный бизнес, то ее интерес на порядок выше, чем у любого другого «коррумпированного чиновника», который ежедневно нагло затаривают холодильник коллекционным шампанским и шоколадом.

Более того, было бы абсолютно неправильно переносить понятия конфликта интересов исключительно на государственной службе. На самом деле штука это достаточно тонкая и психологическая. Возникает в любой профессии. И, в принципе, может решаться на уровне отдельного высоконравственного индивидуума а в собственных глазах мы все – образцы честности и справедливости), которого, впрочем, всегда имеет подстраховывать закон. Таким образом, в мире есть страны, которые, так сказать, давноопределились с понятиями и эту проблему перманентно решают. В государственной сфере в частности. Строго регламентируя правила дорожного движения для государственной машины и обслуживающего ее персонала. А есть и те, кто с этой проблемой живет, путая понятия и заметая следы.

Тем же, кто хочет совершить скачок в высшую антикоррупционную лигу, ни велосипедов изобретать не надо. Среди стандартных мер, призванных исключить конфликт интересов, а значит и коррупции на госслужбе, – действие полномочного органа, выполняющего функцию жесткого и независимого контролера за четким соблюдением процедуры в этой сфере. Начиная от устранения существующего конфликта интересов при вступлении на госслужбу и заканчивая двухлетним (есть варианты) мониторингом деятельности гражданина после отставки с государственного поста. Поэтому открыть бизнес в сфере, которую ты в свое время контролировал от имени государства или хоть каким образом имел на нее влияние, в Америке и Европе просто невозможно. Не говоря уже о шикарную дачу в Майами и «Майбах» на одну зарплату чиновника. Потому что чиновник обязан подробно и регулярно декларировать доходы (в том числе неофициальные), кредиты, имущество и подарки (в том числе и членов семьи). Относительно стоимости последних – самые жесткие нормы. И там уже, как говорится, легче верблюду было бы пройти сквозь игольное ушко, чем заместителю главы АП Анне Герман задекларировать как подарок украшенный бриллиантами часы Franck Mьller за 60 000 долларов.

Как вы понимаете, речь идет о системе управления административной этикой. Которая, собственно, лежит в основе успеха административной реформы, а также всех других возможных изменений на территории любой страны и в рамках любого государства. То есть мы говорим о том, кто с которыми ценностями, с какими правами и с какой мерой ответственности выполняет государственные функции. По вертикали. Начиная от простого чиновника и заканчивая президентом страны. И здесь нужна ряд законов, которая охватила бы всю сферу государственного управления и ее качества. Не знаю, как в Зимбабве, но у нас такой пакет есть. Вы очень удивились? Вот и я. Однако другом: почему эти законы до сих пор не приняли? А если приняли, то отложили введение в действие на неопределенный срок. Теперь по пунктам.

1. Пакет законов о противодействии коррупции. Об их историю «ЗН» неоднократно писало. («Орлы с« решка »на спине» № 50 (778) 19-25 декабря 2009, «Янукович против коррупции: неравная борьба», № 10 (790) 13-19 марта 2010). Должны были начать действовать еще с первого января 2009-го. Раз отсрочены по инициативе действующей коалиции. В законах выдвинуто жесткие требования к чиновникам всех рангов. Включая президента и главу СБУ. Зафиксированы новые европейские требования к декларациям доходов и имущества, закон переводит из разряда липовых в категорию ответственности. А также вводится в оборот интересное нам понятие конфликта интересов.

2. Проект закона о госслужбе. Шестой год бродит в парламенте. Перманентно отклонялся всеми без исключения политическими силами. Регламентирует не только отделение политики виддержслужбы, но и отвечает на вопросы решения конфликта интересов;
3. Проект закона о добропорядочную поведение госслужащих. С успехом был провален парламентом 2009 года. По мнению экспертов, слишком похож на жесткий американский вариант. Что наша ментальность вряд ли потянет. По неофициальной мнением политиков.

4. Закон об урегулировании конфликта интересов на госслужбе. Как и два предыдущих, подготовленный Главгосслужбой согласно европейским нормам. И передан в комитет по реформам. Четко определяет проблему и способы ее решения. Вступит-но закон в силу сегодня, Хорошковскому было бы не до шуток. По поводу продажи «Интера»: он его или продал бы или был бы уволен с должности руководителя СБУ.

5. Закон о лоббизме. Кабмин Тимошенко 2009 года принял распоряжение об утверждении концепции проекта закона о лоббизме. Его принятие позволило бы Хорошковскому и Ко решать свои проблемы и отстаивать интересы бизнеса легально и официально. А не через приемную президента, ВСЮ, коалицию … Или сидеть в тюрьме.

В той же плоскости – моральный кодекс для депутата. Однако такого законопроекта в природе пока не существует.

Вместо выводов.

Почему в Украине возможны такие невероятные приключения олигарха Хорошковского на госслужбе и в прямом эфире?

Все просто. Параллельно с перманентным (19-летним) процессом сращивания бизнеса и власти сегодня в нашем государстве происходит еще и бесцеремонная приватизация административных рычагов известной политической партией. Таким образом, государственную машину в различных формах использует:

а) Партия регионов, которая «пришла надолго», а значит, готова перманентно выигрывать выборы;

б) бизнес, который помогает себе и партии, пристроила его у власти. B47r
дней чиновник, наживается на взятках, лоббизме и заполняет липовые декларации.

И что, кого после этого продолжают удивлять «правильные» новости на «Интере»? Или такие же новеллы судей административного суда? Или ударная работа в «интересах государства» министра по ТЭК, который тоже рассказывает стране о том, как он будет отвоевывать у своего друга Фирташа 12 млрд. кубов газа? Или китч госслужащего первого ранга, не считает негоже появляться на публике с подарком за 60 000 долларов на руке? Или позиция президента, который воспринимает любой вопрос журналиста относительно Межигорье как личное оскорбление? И анекдот о блоху http://www.pravda.com.ua/articles/2010/06/15/5140217/), Валерий Иванович, в этой истории, мягко говоря, не слишком убедительный аргумент для юриста.

Аргумент же здесь может быть один: расставить столбы и посты на принадлежащих участках границы, который отделяет личное от общественного, могут только законы. А не Хорошковский, Бойко, Герман или Янукович. Однако на сегодняшний принятия таких законов упирается исключительно в политическую и государственную волю именно этих людей. Именно этой политической команды, которая сконцентрировала в своих руках всю полноту власти. И наобещала стране сти-и-и-Только реформ … И дала слово уже этой осенью приступить к реализации полномасштабной горизонтальной административной реформы. А значит, тотально пересмотреть подходы к управлению государством и кадрами, принять все вышеперечисленные законы и, по сути … сделать себе харакири? Повернув ценный подарок, уйдя в отставку и оставив Межгорье. И вы верите, что все эти люди на такое способны? Во имя интересов страны? Я – нет.

Инна Ведерникова, еженедельник «Зеркало недели»

Фото – «Зеркало недели»

Еще по теме:

У статьи Невероятные приключения олигарха на госслужбе 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"