Общественное телевидение: попытка № 2

Руслан Кухарчук, «Украинская правда» Категорически никаких представителей ВР, тем более – от каждой фракции. Они спаскудять изнутри всю идеюСудячы из всего, говорить о необходимости внедрения общественного вещания после каждой очередной смены вертикали власти – становятся традицией. Дискутировать начали на эту тему в начале 2005-го, сразу после оранжевой революции. Интенсивно и многоголосием. Насоздавали тогда комиссий, возбудились профильные общественные организации, несколько конференций провели. Оно бы и нормально, если бы вслед за этим последовали дела: принятие нового закона и принятия решения о внедрении общественного вещания с прописывания всего алгоритма.
Наконец идея с общественным телевидением тогда загнулась. Объяснение приводят разные: отсутствует законодательная база, нехватка опытных профессионалов. Но на самом деле причина одна – органы власти, и прежде парламент, по-настоящему никакого общественного вещания не хотели. Точнее – они просто не представляли, что это такое. А от неизвестного легче отказаться, чем его изучать и внедрять.
Пять лет спустя происходит возвращение к идее создания Национального общественного телевидения и радиовещания – НСТР. Теперь ветер дует со стороны администрации президента и Общественной гуманитарной совета при президенте. Конечно, непосредственно этим делом занимается Анна Герман. Трудно сказать, удастся хотя бы на этот раз, наконец, запустить этот многострадальный общественное вещание. Скорее всего, точно этого не знает ни Янукович, ни Гуманитарная совет, ни сама Анна Герман. Однако повод поговорить есть.
Ибо 29 июня на улице Банковой предложили на наше обсуждение документ с названием Концепция создания Национального общественного телевидения и радиовещания.
Первая часть документа – чисто декларативная. Там правильные тезисы о информационные потребности граждан, контроль общественности, свободное высказывание своих взглядов и мыслей … Что тут обсуждать? Все ясно и естественно!
Но главные камни преткновения – в другом. Прежде всего это правовой статус общественного телевидения, способы его финансирования и Наблюдательный общественный совет. Вот здесь есть вокруг чего ломать копья.
Возьмем предлагаемые концепцией источники финансирования. Это госбюджет Украины; поступления от рекламной деятельности; продажа собственного интеллектуального продукта и авторских прав.
Но тогда чем это будет отличаться от положения вещей с Первым национальным? Да ничем! Ибо кто финансирует, тот влияет на формат и наполнение эфирной сетки. Итак, шеф общественного телеканала снова попадет в политическую зависимость от правительства и крайне заполитизированной парламента, которые принимают национальный смету. Впрочем, без казенных средств, к сожалению, таки не обойтись.
Пусть будут, но только на конкретно прописаны статьи расходов. А точнее – на одну единственную статью: финансирование эксплуатации сетей передачи сигнала. Государство эту ценную дело взять на себя. Этим самым она обеспечит гарантии технического функционирования общественного ТВ, и продемонстрирует свою добрую волю в этой полезной делу. Но при этом не будет иметь решающего выплыл на эфирное контент. Хотя, конечно, по желанию и этот технический рычаг можно использовать для политического давления.
Все остальные расходы, в том числе на производство, кадры, зарплату менеджмента – ни в коем случае нельзя компенсировать за счет госбюджета, из названных выше причин. И это должно быть однозначно прописано в законе, или правительственных постановлениях.
Другие источники финансирования:
– реклама, в небольшом количестве, но очень дорогая;
– спонсорство;
– абонентская плата от зрителей.
Наконец именно абонплата должно стать основным источником денежных поступлений. В правительстве уже подсчитали – с каждого гражданина по 1-2 гривны в месяц, и будет общественному телевидению счастья.
И не надо подписывать договоры со всеми домохозяйствами. Надо в добровольно-принудительном порядке подписать договоры с кабельными операторами. Они, в принципе, не бедствуют, поэтому пусть выполняют социальную нагрузку – бесплатно принимают и перечисляют абонплату от населения завозможность смотреть бесплатное, незаангажированное общественное телевидение.
Еще одна позиция в концепции, с которой категорически нельзя согласиться – это способ образования Наблюдательного совета. Сейчас предлагается следующая схема:
Надзор за деятельностью Национальной общественной телерадиокорпорации Украины осуществляет Наблюдательный совет, который формируется по одному представителю от: президента, каждой фракции ВРУ, Кабмина и общенациональных общественных организаций.
Категорическое на это нет! Ибо сама дефиниция общественного вещания заключается в том, что это вещание, собственно, как ни странно, общественное. То есть – не обременено политическими и олигархическими давлением и контролем. Поэтому и контролироваться имеет институтами гражданского общества, а не институтами государственной власти.
В упомянутой Общественном совете может быть только один представитель от органов власти – полпред Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания для надзора за соблюдением действующего законодательства относительно телерадиовещания. В крайнем случае можно еще добавить уполномоченного представителя от правительства – для надзора за использованием государственных средств, направленных на обеспечение передачи сигнала. И все! Точка!
Категорически никаких представителей ВР, тем более – от каждой фракции. Они спаскудять изнутри всю идею общественного вещания.
Это лишь несколько замечаний к предложенной концепции, наличие которой, подчеркиваю, является положительным фактом. Еще отдельно следует проанализировать действующий закон О системе общественного телевидения и радиовещания, принятый Радой и подписан Кучмой еще в 97-м году.
Но это уже тема другой публикации.
Руслан Кухарчук, журналист, президент Ассоциации Новомедиа, специально для интернет-издание Украинская правда
Фото – Украинская правда

Еще по теме:

У статьи Общественное телевидение: попытка № 2 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/Ид2971-18Генпрокуратура

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"