Острые углы украинского информационного поля

Виктор Набруско, для «Хроники» По парламентских слушаний «Стратегия гуманитарной политики современной Украины» В условиях реального информационного общества посмотрим на проблемы гуманитарной политики через призму национального информационного ландшафта.
К сожалению, украинская медиаресурс за годы независимости не стал инструментом государственно, нациообъединительное, фактором духовного очищения и общественного согласия, а превратился в банальное купеческие поле и стал фактически угрозой национальной безопасности. Украинское законодательство в сфере средств массовой коммуникации успешно способствовало этому – агрессивная коммерциализация, борьба за своеобразными правилами на рынке информационных услуг, которые мы наблюдаем и сегодня, взяли верх над разумной протекционистской государственной политикой. Нынешняя картина нашей собственной информационной дома удручающая – извините, но по художественно-эстетическому наполнением украинское информационное пространство в годы СССР был более украинский, чем сегодня. Еще хуже – он стал антиукраинским.
Следовательно, вызовы в информационной сфере.
Первое: не обеспечено конституционное право граждан на получение информации, как в физическом плане (непокрытия телерадиосигнала всей территории государства, сбои в работе почты), так и в содержательном смысле. Доминируют разнообразные шоу, шансон-шарманки, лавина примитивной развлекуха и фактически отсутствуют культурологические, детские, познавательные, художественные программы.
Второе: среди способов коммуникации с аудиторией – либерально-плюралистическим, манипулятивным и императивно-доктринальным последнее время, к сожалению, начинает набирать обороты манипулятивный метод, не соответствует принципам демократического развития.
Третье: незащищенность национального информационного пространства от внешних влияний делает его особенно уязвимым в условиях реальных информационных войн, которые мы неоднократно проигрывали в прошлом и обречены проигрывать в будущем, если государство не выработает действенного механизма защиты и противодействия. В частности, речь идет о создании механизма недопущения монополизации недействительными рынков как нерезидентами, так и доморощенными медиамагнатами, что ярко проявляется в нынешних условиях.
Четвертое: в последнее время актуализировалась проблема общественного вещания. Дело, несомненно, нужен с точки зрения перспектив демократического развития. Но надо учесть одну серьезную обстоятельство. Если в странах устоявшейся европейской демократии общественное вещание занимает в общем информационном ресурсе сегмент в пределах 20-30%, то наше государственное вещание, на базе которого формируется общественное, оказалось на задворках информационного поля со скромной долей, значительно меньше 10%. Поэтому в переходных условиях следует исправить этот ненормальный информационно-частотный и технологический дисбаланс, чтобы общественный вещатель достойно представлял интерес всего украинского общества, а не был обречен стать аутсайдером на рынке информационных услуг.
Пятое: содержательный фактор, ценностно-нормативная база национального информационного поля – одни из решающих факторов формирования мировоззренческих взглядов, национально-патриотических убеждений. У нас своя украинская специфика. Отменив как явление шароварщину (если честно, уничтожив самобытность, национально-генетическую корневую систему, когда традиционная украинская песня – удивительное культурное явление мирового масштаба стала неформатом) под флагом космополитизма и абсолютизацией формулы 5С (сенсация, скандал, смерть, секс и страх) содержательная составляющая нашего информационного поля стала внутренней реальной угрозой национальной безопасности. Апелляция к биологическим инстинктам, примитивизация информационного продукта, культ грубой силы, абсолютное отсутствие любых художественно-эстетических идеалов – это путь к формированию пассивной биомассы, а не образованных, патриотических, социально активных граждан.
Шестое: не решена проблема налаживания системы социального партнерства между властью и СМК. Но пока существует практика квотирования должностей, политической целесообразности – никакого партнерства не будет и проблемы сосвободой слова, демократическими ценностями будут обостряться.
Седьмое: в стране фактически провалена программа цифрового вещания. По опыту западных держав такой масштабный технологический проект возглавляет председатель правительства, а не группа разнокалиберных чиновников, как у нас практикуется с ожидаемым отрицательным результатом.
Если заботиться об исторической перспективе Украина в сфере гуманитарной политики, то в контексте приоритетных целей и задач СМК в законодательной сфере следует исходить из следующего.
Государственно-управленческий аспект:
– необходимо создать единый мощный государственный орган, системно занимался бы проблемами информационной политики от законодательного регулирования к формированию и внедрению высоких технологий; – информационно-частотный ресурс государства зафиксировать на законодательном уровне как национальный феномен одного уровня с недрами , землей, воздухом, водой; – информационную политику считать залогом информационного суверенитета, базовой составляющей национальной безопасности.
Ценностно-нормативный аспект:
– в разработке национальной комплексной программы гуманитарного развития следует учесть, что масс-медиа, эффективное средство формирования мировоззренческих позиций транзитного общества, являются хранителями традиционных нравственных императивов и выразителями художественно-эстетических идеалов, а не носителями развращения и разрушения личности . Эти задачи реализуются как через государственную финансовую поддержку, так и через введение жестких регуляторных норм и лицензий по собственному национальному медиа продукта, использование языка.
Технологический аспект:
– в реальной программе цифрового вещания, которую следует принять на уровне закона, следует предусмотреть, что новейшие информационные технологии должны внедряться не только через коммерческо-рыночные мотивации, но и с учетом приоритетов государственной информационной политики; – переформирование информационного поля при переходе к цифровому вещанию должно происходить при четко определенным алгоритмам содержательно-творческой концепции вещателей, предусматривающий защиту национально-духовных ценностей Украины.
Сергей Набруско, секретарь Национального союза журналистов Украины

Еще по теме:

У статьи Острые углы украинского информационного поля 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/Ид2971-18Генпрокуратура

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"