Полет бабочки над Катынью

Борис Бахтеев, для «Хроники» Фильм «Катынь. Письма из рая »(Интер) не тронул. Не заставил сопереживать. Вполне в духе современного телевидения, где форма – все, а смысл – так соби5 апреля Интер показал документальный фильм Алексея Бобровникова Катынь. Письма из рая (производство Интер, студия 07 продакшн). Это могло бы стать исключительно резонансным телевизионным событием, если бы не две обставини.Перша время выхода в эфир: демонстрировали фильм полночь посреди рабочей недели. Стандартная ситуация как для нашего телевидения, на котором разговоры на серьезные темы возможны лишь ночью, когда дети спят и когда если и хочется что-то смотреть, то что-нибудь легкое. Вот представьте себе, если бы в реальной жизни премьера фильма о Катыни состоялась в ночном клубе. Второе обстоятельство собственно фильм, его сюжетная построение. Были в нем несколько сюжетных линий: рассказ о событиях в Катыни как, отношение нынешних жителей поселка к той трагедии, преподавание истории в российских школах, политические репрессии сталинской эпохи. Хватило бы на цикл самодостаточных документальных фильмов или по крайней мере серий. Но все эти сюжетные линии были разбиты на маленькие кусочки, тщательно перемешаны и произвольно скомпонованы. Сконцентрироваться ни умственно, ни эмоционально не могли ни на чем. Получился такой себе кинококтейль, нарезка клипов. Так же на маленькие куски были разбиты многочисленные синхроны суммарно, кстати, совсем не чрезмерные по хронометражу. Местные жители, поляки, пенсионер НКВД (кадры 1991 года) все они внезапно выскакивали на экране и так же внезапно, чуть ли не на полуслове, с него исчезали, чтобы вновь вигулькнуты то за десять минут, то за полчаса. Только и оставалось, что лихорадочно (и безнадежно) вспоминать, что, где и когда говорил тот же персонаж раньше, и к чему все это он вел. Получилась такая себе серьезный разговор для умственно ленивых. Где на тридцать пятой минуте демонстрация фильма вдруг оборвалась, и зрителям без всякого перехода, даже без остановки начали рассказывать о шоу Майданс, розыгрыш Рено, премьеру Мэдофф, достойную Оскара, внутричерепное давление доктора Комаровского, уникальные технологии Хортице и другие исключительно полезные вещи. Десять минут продолжалась реклама. Дело не только в том, что бывают рассказы и темы, которые нельзя так прерывать на технологии Хортице. Нельзя, грех. Дело в том, что все эти десять минут было не понять, или фильм о Катыни уже закончился, или нет. Его клиповость не позволяла думать о том, рассказ был прерван на полуслове, а она уже подошла к концу. Синхроны в фильме нередко напоминали выдернуты реплики. Вот рассказывает жительница Катыни о Средневековье, когда не было суда, как у нас. К чему это? А кто его знает! Если бы это было на фоне последовательной рассказы о событиях в Катыни времен войны, слова о Средневековье прозвучали бы как сравнение, если не приговор. Когда же их было вмонтировано среди других синхронов все, реплика эта просто потерялась, выглядела зайвою.От звучат фрагменты из писем поляков домой. Ни имен, ни коротеньких биографий. Прозвучали и только, на экране урок в современной катынскому школе. Проходит некоторое время, и фрагменты из писем звучат снова. И так несколько раз. Под конец фильма кипу листов с распечатками текстов писем оказывается в руках одного из персонажей фильма. То же со школой: на протяжении всего фильма на полминуты-минуту на экране появлялся класс, чтобы только в конце том же классе какая другая учительница обращалась к школьникам польском, а те отвечали ей русском. Что это было: в Катыни действует школа с изучением польского языка? Незрозумило.От купают малыша жителя сегодняшней Катыни. Камера наезжает на него и надолго задерживается. Он от рождения несет на себе вину за ту трагедию так надо понимать? Вот несколько подряд синхронов жителей Катыни. Под конец фильма можно будет догадаться, что многие из них то несколько поколений одной семьи Володченкових. Жители не знают, что происходило за углом их дома, делает вывод закадровый голос. Неужели так все подряд и не знают? Хотя бы приблизительно? Да и откровенными были все катинци с иностраннымителевизионщиками? Вот синхрон жительницы поселка Гнездово, как было написано в субтитрах. Несколько слов о том, что интернированных поляков привезли на местную станцию. Вот и все, о дальнейшем пути от станции ни слова. Вообще-то, Гнездово это окраина Смоленска, написать так, как было сродни взять синхрон у жителя поселка Дарница под Киевом.От закадровый голос говорит, что в российских школах история советского периода это история пятиричок, а Сталин эффективный менеджер. Кадры урока по истории, учительница рассказывает о нападении Германии на нашу семью, которая тогда называлась СССР. Кадры хроники войны. Эти кадры урока в катынскому школе, хроника военных лет, синхроны летних поляков все это вперемешку разбросано по всему фильму. За кадром рассказывают о пакте Молотова Риббентропа, об оккупации Польши, о том, что СССР не объявлял Польше войну. Основном общеизвестная информация, почти ничего нового. В кадре крупным планом катынские школьники. Так это они и являются символами раздела Польши? За кадром звучит отрывок из заключенной поляка: Господи, сделай так, чтобы я с товарищами вернулся в родную Польшу. В кадре крупным планом школьник из семьи Володченкових. Опять урок истории, учительница спрашивает: Кто из вас готов на подвиг? Синхроны катынских женщин, их расспрашивают, или с радостью они отпустили бы детей на войну. Кадры освобожденного 1939 Львова. Вдруг Америка. Закадровый голос: По ту сторону океана революция в моде. Тот же голос ведет о появлении нейлоновых чулок, первые успехи Фрэнка Синатры. Пока в СССР продолжались репрессии, в США вручали Оскаров, когда поляков везли в Катынь, в США вышла первая серия мультипликационного блокбастера Том и Джерри, рассказывает закадровый голос. Так вот кто виноват в Катынском трагедии, сытые и равнодушные пиндос! Так получается? Порядок очень быстро восстанавливали. Это потому, что вся власть действовала синхронно, раз появляется крупным планом старейший Володченков. Тот, о котором прежде было сказано: он убежденный коммунист и всех, кто критикует Сталина, до сих пор зовет врагами народа. Жительница Смоленска внука расстрелянного советского офицера рассказывает целом о сталинских репрессиях. В кадре появляется крупным планом обложка дела ее деда. Вдруг рассказ заходит о том, что место бывшей дачи НКВД является очень популярным среди дачников. Сегодняшний пейзаж, с рыболовом на переднем плане пейзаж с хроники, без людей; снова сегодняшний вид с рыболовом вид из хроники. Тот самый заворот Днепра. Дачники? Почему бы и нет, место действительно красивое. И вот финальная часть. Крупным планом фрагменты писем поляков. Стол, на нем полно колец тоже крупным планом. В тексте о кольца ни слова. Текст сам по себе, кольца сами по себе. Не ужасает и не волнует: ну, кольца, как на витрине, ну и что? Автор показывает семьи Володченкових кадры хроники. На мгновение бедную семью становится даже жалко. Нелегко же, видимо, быть подопытными? Допрос младшего поколения семьи: каким должен быть командир, с которым можно пойти на подвиг? Крупным планом малыш тот, которого купали (если в первом акте малыша купают, в третьем акте он …?). Закадровый голос: Есть ли нечто такое, за что Ярослав, когда вырастет, должен отдать жизнь? Деликатненько так. Но о чем, собственно, фильм? О философские проблемы? Об абстрактных подвиги и обстоятельства, им способствующих? А дама в лесу уже объясняет Володченкову-старшему, как здесь расстреливали репрессированных. Из земли торчит букетик цветов крупным планом. Дама вспоминает о башмачок 33-го размера: то врагом народа была такая маленькая женщина? Или ребенок? Просто поляна в лесу и единичный букетик. Оттуда переходят к польской части мемориала: стена, таблички с именами. Этот Был prawnik, юрист вот слова право. Этот ekonomista, объясняет дама супругам старших Володченкових. Или не самое проникновенное фрагмент фильма без мерцания кадров, без прыганье с темы на тему.Крупним планом Володченков-старший. Кульминация всего фильма прозрения с определенными признаками катарсиса: Это и мои руки обагрены кровью! Это нас всех Этот груз! Этого момента, кажется, становится понятной основная сюжетная линия перевоспитания Володченкових усилиями съемочной группы. Все остальное наполнитель.Вдруг появляется сомнение: перевоспитания одной отдельно взятой российской семьи перед камерой может ли оно быть настоящим, не поставленным? Отгоняет то сомнение волевым усилием: совсем уж циником быть не хочеться.За кадром звучит статистика погибших в войнах, во Второй мировой войне, от тоталитарных режимов и советского частности. Закадровый голос приводит данные Международной Амнистии: Каждый третий правительство применяет убийства без суда. В кадре крупным планом человеческие кости, их сменяет человеческий череп. Камера наезжает на него, надолго задерживается. Занавес, конец. … Что такое документальный фильм? Бывают фильмы-расследования и фильмы-исследования. Бывают фильмы-рассказы, открывающие неизвестные или малоизвестные факты. Бывают фильмы, побуждающих зрителей сопереживать, пропускать даже общеизвестную информацию сквозь сердце. К какому из этих жанров принадлежит Катынь. Письма из рая? Ко всем понемногу и ни в до конца. Напивдослидження, напивинформування, напивспивпереживання. А часто просто пережевывания. Модная сих пор клиповое построение фильмов далеко не всегда уместной и далеко не всегда оптимальным. В данном же случае клиповая структура фильма вызвала подозрение, что она была призвана замаскировать неумение авторов доводить до завершения каждую отдельную сюжетную линию, выстраивать классическую схему завязка развитие кульминация развязка. Может, она скрывает их неумение отделять важное от неважного, составлять факты в логические цепочки? Помогает привнести искусственное ощущение динамичности за неумение сделать повествование динамичной естественным образом? Позволяет не слишком тщательно следить за соответствием картинки и текста? Не знаю, не хотелось бы обвинять. Но так или иначе, увиденное производит впечатление полета бабочек с камерами: что увидел то и показываю. И на простенькое вопросы ли интересным получился фильм о Катыни? невозможно дать однозначный ответ. Можно говорить о любопытство или неинтересность отдельных клипов, отдельных фрагментов этого калейдоскопа. Не более. Как бы там ни было, фильм не зацепил. Не заставил сопереживать. Вполне в духе современного телевидения, где форма все, а содержание так себе? Слишком холодный он вышел, фильм Катынь. Письма из рая. В отличие от супругов Володченкових и даже несмотря на их наглядный пример, зрители не изменят своего отношения к Катынской трагедии. Не прозреют. Не прекратят заполнять интернетовские форумы постами вроде: Лех Качиньский прошлом году заслуженно отправился туда, где ему популярно объяснят, что не надо было выступать против великой России. Принять к сведению, такой будет реакция зрителей. Только и всего. Фотографии inter.ua

Еще по теме:

У статьи Полет бабочки над Катынью 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/Ид2971-18Генпрокуратура

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"