Последний день К1

  Отар Довженко Новости К1 – жертва неудачной синергии каналов «Интер»-группы. А «спасибо» за их закрытия следует сказать Анне Безлюдной (+ опрос экспертов) Анонимные упреки в адрес нового старого руководства группы Интер, которое, получив полную власть, якобы мстит бывшему генпродюсера закрытием новостей на канале К1, вряд ли справедливы. Возможно, Сергей Созановский, Лариса Горская или их новоявленные московские консультанты и лишат канал-сателлит Интера информационного вещания. Однако настоящим гробокопом для новостей К1 была Анна Безлюдная. Именно она сначала ограбила свое любимое дитя, а потом заложил под него мину замедленного действия.
    К1 доинтеривських времен, один из первых полноценных неефирних вещателей всеукраинского масштаба, был нестандартным каналом, ориентированным на хоть и нишевую, но ценную аудиторию – образованных людей. Его козырями были качественный недешевый кинопоказ, публицистические программы, аналитика и нетипичные новости (впоследствии постепенно отпало все, кроме последнего).
    Со времени их создания эти новости ярко выделялись из числа информационного продукта украинских каналов. Прежде всего, по формату – это был несколько облегчен, зрелищный продукт с уклоном в оптимистичный лайф. Именно К1 первым начал практиковать двойное ведение новостей, и именно здесь, на зависть последователям (1 +1, Первом национальном), оно прижилось. Ведущие Однажды, в отличие от четным коллег с других каналов, не выглядели так, словно проглотили зонтик и боятся, что сейчас она раскроется внутри, а вели себя в кадре органично: шутили, улыбались. Кроме улыбок, новости К1 бросались в глаза удивительно четкой картинкой, свидетельствовала щедрость инвестора канала Дмитрия Фирташа, который оплатил дорогу модерна аппаратуру. А мониторинг новостей во время избирательной кампании 2006 года практически не обнаружил в программах и спецпроектах канала явных нарушений стандартов, которые свидетельствовали бы о возможной джинса. Естественно, что новости на спутниково-кабельном канале оставались малозаметными в масштабах страны и не могли быть серьезным инструментом влияния на общественное мнение. Возможно, именно это и позволяло Одному дню быть уникальным в своем роде да не классически информационным, но хотя бы чистым от политических заказов продуктом. И он умудрился сохранить эту девственность даже тогда, когда Интер погряз в информационной войне с Юлией Тимошенко.
    В начале 2007 года, когда произошел альянс Интера и телегруппы Дмитрия Фирташа (К1, К2 и Мегаспорт), перед вновь назначенным генпродюсером с неограниченными полномочиями Анной Безлюдной стояла серьезная задача – поднять Интер, который сполз на вторую строчку рейтинговой таблицы, и создать эффективную медиагруппе. Новости Интера, перенесены в 2006 году в неудачное слот 21.00 – 21.30, сильно потеряли позиции. Идея вывода информационного вещания в отдельный телеканал под брендом Подробности, которая озвучивалась в те времена, не была одобрена, и Безлюдная, критически оценив технические мощности Интера и К1, решила создать информационный продакшн Национальные информационные системы и отсеять большинство, по ее мнению, кадрового балласта с информационно-аналитической службы Интера. Компания, которая разместилась в помещении и на более совершенной технической базе К1, должна была производить новости для двух каналов.
    Именно тогда из соображений перестроечных целесообразности Анна Безлюдная ограбила свой родной К1, бросив на спасение интеровских новостей его наиболее раскрученные лица (Анна Гомонай, Руслана Сеничкина, Андрея Данилевича), ведущих репортеров, которые впоследствии стали ее гвардией для выполнения политических заказов (Дмитрия Драбик, Андрея Сайчука, Романа Винтонива и других), выпускающих редакторов, операторов, режиссеров и т.п. Несмотря на то, что перечисленные люди для многих (особенно бывших интеровцев, уволенных в 2007 году) стали олицетворением вселенского зла в журналистике, перед тем сделал себе имя на К1 и были частью бренда Однажды. Их место в эфире К1 заняли менее опытные и раскрученные ведущие и журналисты. Новости канала-флагмана и дальше получали все самое лучшее, а канала-сателлита – обеспечивались по остаточному принципу.
    Следующий удар по новостям на К1 был нанесен избранной модели организации работы НИСу. По элементарной логике, совместный продакшн должен означать работу единственным ньюзрумом, координацию действий и объединение усилий. Однако новости К1 остались автономными. Синергия новостей двух каналов существовала лишь в головах руководства ООО НИС, тогда как в действительности две информационные службы жили отдельной жизнью: съемочные группы ездили отдельно на одни и те же события, журналисты четко делились на интеровских и к1-овских. В таких условиях малый канал, получая ресурсы, необходимые для стабильного существования, по сравнению с в 20 раз рейтинговишим Интером был всегда обделен кадрами, темами, эксклюзивными материалами (или вспомните хотя бы одну громкую сенсацию, вытянутую на свет журналистами К1?), Идеями для развития и усовершенствованию, рекламой и продвижением. Неудивительно, что со временем они перестали быть рейтинготворчим продуктом.
    Если бы в то время главной задачей для Безлюдной было не продемонстрировать владельцам молниеносное рост доли канала Интер на несколько процентов и символически отвоевать первое место, а грамотно выстроить холдинг, в UA Inter Media Group нашлось бы место для полноценных новостей на двух телеканалах. Кроме того разведены во времени Подробности и Один день с учетом различий форматов не конкурировали между собой. Однако в ситуации, когда малые каналы с максимально урезанным штатом и собственным производством в основном пасутся на отработанном каналом-флагманом секондхенд, а их главная задача – не путаться под ногами у старшего брата, их новости действительно становятся рудиментом. Их показатели даже не дотягивают до среднесуточных канала, а расходы на них значительно больше, чем на семнадцатом повтор какой-либо Кармелиты. Прекратить производство новостей на таком К1 было бы абсолютно правильным решением для любого прагматичного менеджера.
    Но не будем забывать, что канал, о котором сейчас идет речь, – в действительности не К1, а Мегаспорт. Беспрецедентная махинация, проведенная летом 2008 года группой Интер и санкционированная Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания, позволила двум каналам обменяться логотипами, а фактически – сетями распространения. Благодаря этой афере К1 стал эфирным всеукраинским каналом, – вместе с преобразованием в отстойник для применяемого интеровского телепродукта – привело к заметному росту доли. Однако канал с логотипом К1 продолжал работать по мегаспортивською лицензии, условия которой, в частности и по количеству информационного продукта собственного производства, – игнорировать не решался даже всесильный Интер. Очевидно, именно это опасение, а не сантименты до своего первого ребенка, не позволило Безлюдной закрыть новости К1 еще в 2008-м, как она сделала с новостями Вовремя НТН – информационной программой с не менее интересным форматом и славной историей. Ведь на тот момент практически все собственное производство К1 было закрыто или перенесено на Интер.
    Возможно, новое руководство группы Интер нашло выход из этой ситуации, что позволит, формально не нарушая требований лицензии ООО Мульти медиа сервис (1 час информационно-аналитического вещания в сутки, 6 часов 30 минут собственного производства), экономить еще больше. А может, оно уверено в том, что нарушение этих требований ничем не угрожает. Во всяком случае обтекаемая ответ пресс-службы группы на вопрос о будущем новостей К1 свидетельствует о том, что их судьба решается и, вероятно, разговоры о закрытии не является дымом без огня. А озвучена, хотя пока и не подтверждена, количество людей, которые подлежат сокращению – 20 – еще раз свидетельствует, какими малыми силами делался Один день.
    Качество новостей К1 за наших дней подробно проанализировал в своем мониторинга Игорь Куляс. Из всех уже поставленных Игорем диагнозов новостям украинских телеканалов этот – один из самых положительных. Но – с такой оценкой трудно не согласиться. Закрытие этих новостей будет несомненной потерей для украинского телепространства, особенно накануне выборов, когда посмотреть новости без нахальной джинсы и акцентов, расставленных штабами кандидатов, будет просто негде. Возможной альтернативой новостям К1 может стать разве что Сегодня на канале ТВi, который намерен стать всеукраинской эфирной сети.
    же время и руководство Интер-группы должно осознавать, что закрытием Однажды окончательно похоронит бренд разумного канала, один из самых ярких в истории украинского телевидения, созданный в свое время Безлюдной. И процесс преобразования К1 на канал, где можно по второму кругу смотреть интеровские мыльные оперы или сериал Солдаты-7, но который не имеет никакой собственной идентификации, помимо логотипа в верхнем правом углу, завершится. И если в один прекрасный день концепция интеровского холдинга изменится, и на базе всеукраинской сети Мегаспорт-К1 надумают создать полноценный семейный телеканал, построить новую информационную службу и раскрутить ее бренд с нуля будет значительно труднее, чем сегодня – сохранить, переформатировать и возродить Один день.
    P.S.
    ТК поставила к экспертам вопросы Что потеряет информпространство с закрытием новостей такого формата как Один день? и получила следующие ответы:
    Гана Безлюдная, экс-генеральный продюсер медиагруппы Интер:
  Отказалась комментировать.
    Александр Макаренко, тренер-консультант МГО Интерньюз-Украина со телепроизводства:
  – Больше всего потеряют люди, которые работали на К1, которые вкладывали частичку своей души и свой профессионализм в создание этих новостей. Потеряют зрители, которые смотрели новости на канале К1. А вот телевизионный рынок ничего не потеряет. Разве что приобретет – освободившихся журналистов.
    Скрыпин Роман, заместитель главного редактора телеканала ТВi:
  – Честно говоря, то, что на К1 не будет новостей, информационное пространство даже не заметит. Очевидно, что рынок получит свободные рабочие руки. Потому что на К1, несмотря на все идеологические моменты, была довольно хорошая школа инфотейнмент.
    Максим Равреба, заместитель главного редактора, руководитель ТВ-департамента ИА Интермедиаконсалтинг:
  – Лично я редко смотрел новости на К1, потому что мне это было неинтересно. Так же как я не смотрел новости на Интере. Потому что концепция новостей Анны Безлюдной – тематические сюжеты, как разматывалы ковер в аэропорту или какой длины было платье на первой леди и т.д. – Это вообще не новости, а что-то другое. А вот картинка – да, она была достойная. И это единственное, что я могу сказать о программе Один день на К1.
  Что же касается оценки того, хорошо или плохо, что закрыли новости, то тут могу сказать однозначно – плохо. Я был одним из самых ярых противников Безлюдной и безлюдовщины, но у меня нет никакого злорадства по поводу увольнения тех людей, которые числились в ее фаворитах, и закрытия проектов, которые она выпестовала.
    Тарас Петрив, председатель Национальной комиссии по утверждению свободы слова и развитию информационной отрасли при Президенте Украины:
  – Я считаю, что от закрытия новостей больше потеряет потребитель, который заходил в информационный супермаркет украинских телевизионных новостей и долгое время был обречен на чрезмерную политизацию, несбалансированность, а тот некачественность товара. Один день – это достаточно сбалансированные новости для людей. Вместо Один день давали человеческий взгляд на события дня. Более того – это была хорошая база для молодых интересных журналистов. Я всегда с интересом смотрел сюжеты Татьяна Козырева, Елены Гнесь, Натальи Мельничук. Могу сказать, что новости К1 имели свою особую аудиторию, и очень приятно, что некоторые эксперты рассматривали их как информационное вещание вроде канала общественного телевидения. По своей тональности и экспертным оценкам, они были приближены к новостям, которые мы видим, например, на польском, словацком или чешском телевидении. То есть журналисты Один день умели выйти за пределы паркета и заказных материалов.
    Андрей Колесник, директор компании Cortex:
  – Думаю, что закрытие Однажды лишь случайно совпало с кадровыми процессами на Интере – причина этого решения не связана ни с Безлюдной, ни с ее людьми. Скорее всего, начинается целенаправленная работа по выстраиванию медиагруппы. И тут К1 повторяет путь нашего Нового канала и российского СТС: канал переформатируют в молодежный. Первый шаг уже сделано – К1 закупил сериал Солдаты:) Второй – минус новости. Кстати, в свое время молодежный канал Новый тоже начинался с убийства новостей – Репортер вернули в эфир спустя какое-то время, вероятно, по каким-то внеформатным соображениям. На мой взгляд, здравое зерно в таких действиях есть: потому что молодежное смотрение – это поменьше негатива, побольше развлекаловкы. Полагаю, такая концепция найдет поклонников, тем более перед выборами, когда плотность негатива увеличивается в разы. То есть первая причина – переформатирование. Вторая – бюджетирование. Сейчас в медиа пришли бюджеты на будущий год и видно, что количество денег сильно сократилось. Полагаю, что Интер при дележе бюджета понял, как дорого им обходится Один день и решил его заменить проектом аналогичным по рейтингу, но несравнимо менее затратным в производстве. А здесь уже гораздо дешевле поставить в сетку N-ный повтор Квартала и иметь те же показатели, чем содержать целую новостную службу.
       

Еще по теме:

У статьи Последний день К1 0 комментариев.