Программа телепередач: сквозь «пенсне» театрального критика, или Как делать дело интеллектуального сопротивления

Анна Опря, «Общественное вещание в Украине» Телезрители, очевидно, заметили одну яркую тенденцию: украинская телепространство буквально оккупировали российские телевизионные знаменитости не лучшего качества … Нагиев, Малахов, Высоцкая, Кушанашвили, Чехова и многие другие. Этим личностям и этой проблеме была посвящена резонансная статья-памфлет Зачем он в наш колхоз Приехал?, Наделавшая немало шума в Интернете, телевизионной тусовке. Автор текста – Олег ВЕРГЕЛИС театральный критик, заведующий отделом культуры газеты Зеркало недели. Украина, заслуженный журналист Украины, а также лауреат литературной Гоголевской премии (за книгу АнтиРаневська). <br /> – Господин Вергелис, в Вашем тексте досталось всем, а особенно нынешним телеархитекторам. Социальная безответственность – это случайное и временное явление современного украинского ТВ, или спланированная линия, которая будет иметь свою протяженность во времени?
– Я убежден: в этом – стратегия. Она может будувтись сознательно, когда происходит калькуляция определенных последующих процессов. А может быть результатом определенных действий, которые не предусматривают умышленно чего, но произошло то, что произошло.
Такая социальная стратегия – антикультура. В частности, антиукраинство. Стратегия предусматривает следующее: процесс привыкания Украинская к явлениям уродливых, недостойных, противоречивых. Которые с помощью телевизионного дрессировки становятся привычными в сознании, в воображении, в повседневности. И чем дальше – тем глубже. Никого уже не удивляет, что на телевидении среди бела дня звучит нецензурная лексика, откровенные матерные слова. Хотя в некоторых странах такие вещи являются поводом к судебному иску. У нас, ввиду абсолютной безответственности, исчез деление на хорошее и плохое. Эта стратегия, которая и возникла в последнее время в форматировании телевизионного продукта (и последующих явлений), стирает нет все устоявшиеся критерии хорошо, плохо, это – качественно, а это – противно. … Недавно меня возмутил факт, который бы мог стать поводом для общественной дискуссии. Когда на сцене не дешевого кабачка, не какого борделя, а на сцене Дворца культуры Украины выступает бригада под названием Comedy Club Россия и во время своего шоу порочит наш флаг … Я, возможно, не самый отъявленный патриот … Но когда эта братва берет украинский флаг, который девочка поднимает в качестве сувенира, и один гламурный подонок говорит гладя: Что это такое? Это что, трусы вот Ющенко …. А зал аплодирует! После этого прошло уже две недели, и нет никакой реакции – ни в прессе, ни со стороны Минкульта, ни со стороны других органов, которые получают зарплаты и должны реагировать на такие позорные вещи. Вот – и есть стратегия приспособление Украинская к явлениям, которые в любой другой стране были бы неприемлемыми. Ибо, если бы такие подонки сделали подобное, например, с флагом России на сцене Кремля – ​​уже бы война началась! Эти клоуны забыли бы свои имена и чистили лагеря на Соловках. То есть такая стратегия в Украине не случайно. И возникает вопрос: почему это происходит? Есть, конечно, определенные сверхзадача: отвлекать внимание населения от чего-то серьезного, заработать еще больше денег на рекламе, а заработаешь их тогда, когда покажешь зрителям примитив к которому люди привыкли. Но процессы эти чрезвычайно тревожны. Ведь сейчас в области массовой культуры не существует никаких тормозов. Гонятся на бешеной скорости – прямо в лицо гражданам. Но остались такие вещи, как воспитание детей, забота о будущих граждан, наконец государственные позиции. Но когда для 40% детей и родителей – таким воспитателем есть ТВ, в частности Новый канал, то что с этой страной может быть дальше? Ничего … Ничего хорошего … Почему ТВ-каналы, о которых мы часто говорим, называются общенациональные? Кто им позволял туда добавлять слово национальный, если они откровенно антинациональные, если ничего национального, порядочного и умного не дают ни голове, ни сердцу? Почему, кстати, коммерческим каналам у нас можно все, а ответственности за это – никакой? Ведь есть Нацсовет по телевидению, которая не только частоты распределяет, а может применять хоть какие рычаги, когда идет шквал безумной аморальности. Этот же вопрос и в Союзжурналистов, и в других профессиональных организаций, имеющих анализировать телевизионную ситуацию. Это также проблема и Администрации Президента, которая имеет не только радоваться сюжетам о хорошей власть, но и уберечь от опасного процесса …
– Вы написали, что страна Голохвастов, закупая оптом и в розницу широкополая секонд-хенд, приучает донашивать чужую хлам. А действительно, ради чего все эти чертовы куклы, давно списанные в утиль у себя на родине, оставили своих любовниц и бойфрендов, свои каморки на Рублевке – и так вальяжно обосновались в чужом телевизоре?
– Они обосновались здесь по нескольким причинам. Во-первых их пригласили, а они не могут отказать, ведь по моей версии, сумма предложенного гонорара не может остановить полет фантазии! Во-вторых, после Ющенко маятник резко качнулся в противоположную сторону – вот и получилось: давайте будем делать все русское. А в-третьих каналы чувствуют, что процент аудитории заметно падает, и они симулятивной хотят подкрутить показатели количеством чужих звезд. Но ведь и у нас ежегодно журфака, театральный, и другие вузы выпускают сотни людей. Среди которых есть живые, эмоциональные, органические фигуры. Я видел таких. И с них выросли новые звезды, если бы ими занимались. Но каналам это не интересно, потому что хотят быстрого рейтинга. У нас вообще люди склонны держать нос по ветру. Если поинтересуетесь – в Киеве выросло количество желающих учиться в русскоязычных гимназиях, не потому, что все очень хотят учиться на русском, а потому, что нос по ветру: телевидение российское, российский вектор в действии … Если бы в том русском, они находили подлинные образцы вкуса, это было бы неплохо. Но, к большому сожалению, вытаскивают не лучшее … Поверьте, даже россияне сейчас с большим удивление взирают на то, что у нас происходит на ТВ. Они спрашивают: Как, вы пригласили того-то и того-то? А для чего? Вам это нужно? То есть адекватные русские начинают крутить пальцем у виска и относиться к нам уже не до как младшего брата, а как к придурковатого увальня, как к Стецько из пьесы Квитки-Основьяненко Сватовство на Гончаровке.
– Когда на ТВ были умные головы и вечерние разговоры, например, как с Владимиром Молчановым, которые смотрели миллионы зрителей. Вам не кажется, что нам предлагают какой брутальный образ русской культуры, ибо сюда не мудрого Познера выписали, не умную Машу Ситтель перекупили и никогда не показывают постановки Эйфмана …
– Ничего они вам не покажут! Если это в Украине демонстрировали российское качественное кино? Вот есть, например, на российском Первом канале такая рубрика – Закрытый показ. Там – новое кино, которое иногда имеет отношения к настоящему искусству. Именно такой линии у нас нет. Нам это не нужно. Показывать сериальную тошноту – пожалуйста! Тут как тут! А новое русское или европейское кино – хотя там есть интересные образцы – нельзя! Я, например, очень люблю фильм Эйфория Ивана Вырыпаева. Хороший фильм для позднего показа Кочегар Алексея Балабанова. Нигде его не увидишь. У нас на ТВ ничего не сообщается о другой стороне жизни, которая существует и получает престижные награды на фестивалях. А творческая Россия в большей степени живет совсем не тем, что демонстрируют нам .- Может, и вправду приглашать к сотрудничеству российских интеллектуалов и интересных людей из других стран, а следовательно и контент не унижать зрителя?
– Не пригласят! Ибо они здесь не нужны. По многим причинам. Определенного статуса ведущие – умные, образованные – не согласились бы у нас в качестве шоу-бизнесовых клоунов, которые прыгают на паркете Танцев со звездами. В них много своей работы. Они же здесь и не нужны, потому что та стратегия о которой я сказал выше, предусматривает иную цель: чем глупее, тем лучше … Это действительно опасно, ведь идет постоянная работа на нивелирование той другой стороны жизни человека: там, где есть интеллект, художественный вкус. Конечно, я не ратую за то, чтобы с утра до ночи показывать концерты симфонического оркестра … Да это и невозможно. Да, есть специализированные каналы. Но в Украине все телеспециализация – на развлечениях, на низовом части жизни и туловища. Сделай мне смешно – программа для палаты № 6. Или программа Пой, если можешь – там возникают вещи, которые нужно демонстрировать для анализа психиатров. Впрочем, длякаждого товара есть свой покупатель. Но есть и свое время, когда это можно продавать. Вот, скажите, пожалуйста, что такое Гуманитарная совет при Президенте Украины?
бы там собрали руководителей хотя бы некоторых коммерческих общенациональных каналов, в частности, Лысенко, Ткаченко, Зеленского, а также директора дворца Украины и вежливо предложили: Дорогие друзья, то что вы делаете – делайте, но делайте его хотя бы за пределами 24:00, за порогом, который позволяет такие прожекты воспринимать. И хотя иногда отвечайте статуса – загальнонациональности …. А что происходит? Гуманитарная совет иногда говорит неизвестно о чем, о авто на тротуарах Крещатика. Хотя жизнь идет параллельным путем. Ага, понимаю, вы спросите, что бы я сделал, чтобы был участником той Гуманитарного совета. Возможно, я бы сразу сказал: Давайте немедленно что-то решать с вашими телевизионными сетями. Потому что чем дальше вы эти сетки затягиваете на нашей шее, тем большим посмешищем становится Украины. Об этом никто не думает и никто не говорит, хотя телевидение – важнейшее из искусств, как говорил когда Ленин о кино.
– Вы упомянули о делах Гуманитарного совета, поэтому стоит коснуться процесса создания Общественного вещания – вопрос, которым занимается именно эта структура. – Это еще один миф, который оставит все на своих местах. Эту НТКУ, которая есть, они назовут Общественным вещанием. А Арфуш и Бенкендорф останутся при своих должностях и интересах. И будет все то же самое, только под другой вывеской. Сейчас я счастлив, что не вижу Первый национальный. Ибо какой он первый? И какой он национальный? Я этот канал не включаю принципиально. И как видите, нигде о нем не вспоминаю. Для меня такого канала не существует! А общественное вещание и дальше творить те, кто сейчас возглавляют НТКУ. Они придумают еще какую совет … Они примут туда уважаемых людей из разных сфер жизни – поэзии, прозы, балета. И то что было, то и будет. Будет Поплавский в разных жанрах и проявлениях.
– Как театр выращивает своего зрителя, так и ТВ дрессирует своего потребителя. Укрощает его с помощью текущего фастфудный репертуара. На всех кнопках, на всех фронтах. Сейчас таким образом идет выращивание послушного электората?
– Да. И если бы только так. Если бы происходило только выращивание послушного электората, об этом можно было дебатировать в Зеркале недели или в Украинской правде. А так идет выращивание дикарь и быдла, извините за выражение. Во всем – обезьянничать, подражать, копировать. Например тот же канал Россия – плохой или хороший – не мне судить, но изучаем их сетку вещания. Есть блок детских программ, называется Бибигон. Есть напивпросвитницьки программы о мастеров культуры, в облегченном жанре, но они есть: что писали, как танцевали, как играли. Хоть что-то зритель для себя вынесет о судьбе Галины Улановой, Толстого, Пушкина или Аллы Ларионовой. Есть блок сериалов, от них никуда не денешься, но есть и программа Специальный корреспондент Марии Ситтель, у нее высокий рейтинг, там нет таких уж заметных спекуляций, сплошного хамства (как у нас), а есть разговор о проблеме, которая существует. Заметьте, у этого канала является сателлит – Культура. Люди могут узнать о событиях в литературной жизни: кто победил в Русский Букер? Спросите, кто победил на нашей Коронации слова, хотя бы у одного зрителя, который смотрит наше ТВ. И он никогда ничего не скажет, потому что такая информация на украинском ТВ отсутствует вообще. Разумеется, русские занимаются идеологией, пропагандой … И она часто великодержавная. Но она их. И она есть. А в чем тогда наша местная идеология, когда сплошные русские обезьянки, купленные в мешок, имеют квакать и оскорблять?
– Каковы возможные пути решения информационных проблем – это новая политика, новый менеджмент, просвещение владельцев? – Очень просто – бороться с этим так, как это делаю я. В последнее время выключил почти все псевдоукраинскую каналы: я их просто не смотрю. И надо заниматься своими делами, надо ждать возможности, когда будет новый выбор. При этом оставаясь при своем мнении, сохраняя достоинство, даже на уровне фейсбуке, Живого Журнала, или на рабочем месте, в коллективе. Каждый на своем уровне может делать дело интеллектуального сопротивления. Учительница в школе должно подсказать детям: Давайте я вам эту картину покажу, а наТелевизор время не тратьте …. С родителями стоит работать: А давайте заинтересуем детей тем или другим, но не Анфисой Чеховой в программе Холостяк … Псевдоукраинскую телевидение действительно стал опасен для здорового человека: это сугубо медицинский процесс.
– Может на работе журналист или художник иметь гражданскую позицию? Ли при этом теряется профессиональная чистота?
– Художник, в первую очередь, должен иметь талант. А гражданская позиция – это не флаг в руке и не митинг. Здесь предполагается позиция нравственности, достоинства, попытка различать черное и белое, правдивое и лживое.
– В книге АнтиРаневская между прочим, Вы рассказываете о любимой музыке Виктора Януковича …
– Это не тайна: на YouTube был размещен ролик, который, по одной из версий, сняли люди из окружения Киркорова … Когда попса пела, а Виктор Федорович танцевал. Предпочтения Виктора Федоровича не каким-то образом ставить ему в вину. Человек любит то, что любит, и в этом плане его вкусы не такие удивительные, как вам кажется. Вот я знаю, что любит он творчество Высоцкого – чем это плохо? Любит фильм Весна на Заречной улице, который снимали в Украине, кстати, а это прекрасный фильм Марлена Хуциева.
… Но не стоит и на канале Интер в некоторых проектах, когда они Имеют честь пригласить хронически пропагандировать откровенный ужас, представляющий вкусы власти. На той программе не было президента. Но там были его люди, которые встали перед глазами населения в очень сомнительных оттенках. Поймите, Украина – сложное государство. И не надо ее раздражать такими коньками … А ведь они постоянно раздражают. Будто бы имеют какую цель – раздражать тем, что демонстрируют. Собрать тусовку миллиардеров, которые нагло кичатся своими миллиардами, виллами и проститутками … Вот для чего именно этим накручивать людей почти каждый вечер на 1 +1? Вы покажите сюжеты, когда те миллиардеры строят детские дома, или дороги, или еще что, но это же тогда рейтинг не будет … Или когда жена некоего богатого ворюги кормит собаку невозможными деликатесами, а затем поит ту же собаку шампанским за 500 евро – это также показывают, и это восторженно смотрят. Поя ту животное шампанским героиня еще и рассказывает, что эта собака просто так не будет пить, а из хрустального бокала, который стоит неизвестно сколько. И у этих людей есть разум? О совести я даже не спрашиваю. Кстати, во время Французской революции казнили и Марию Антуанетту за того, что она слишком часто меняла свои платья … Это особенно раздражало возмущен революционный народ, и в конце концов они ее казнили. Такой вот веселый результат.
– И все же, вернемся к вопросу: какое вообще общественное значение имеют музыкальные или вообще культурные вкусы руководителей страны? Потому что, например, Виталий Портников то сказал, что он бы не заставлял президента читать высокоинтеллектуальную литературу, потому что это отнимало бы у него время, которое тот мог бы потратить на своих прямых обязанностей руководителя страны. Наконец, может, чтобы быть хорошим менеджером, не обязательно быть знатоком глубокой интеллектуальной литературы …
– Я, конечно, не упоминаю об интеллектуальном уровне генерала де Голля, которому были не чужды интересы культурного Франции. Я не буду говорить и о масштабе Черчилля или иных деятелей. Иначе зачем? Но президент должен знать хотя бы поверхностно, что есть в этой стране писательница Мария Матиос, которую на Печерске ловит милиция среди бела дня. Он должен знать, что есть такой мятежный и постоянно недоволен Андрухович … Что происходят определенные значительные культурные события, а не только одно Евровидение, которое так любит Анна Герман. Иначе государство построит исключительно идиотский телепространство, станет олигархическим монстром, приоритетом в которой будет – Comedy Club, который порочит наш флаг. Да, возможно, президент и не погружаться в глубины культурного водоворота, но он должен знать ориентиры … Не должны ни Анна Герман, ни Дария Чепак писать ему какие-то уж слишком умные философские трактаты, ибо это будет выглядеть неестественно. Но он должен осознавать: есть в Украине культурный мир, в нем существуют определенные люди, и именно эти люди определяют, как ни странно, смысл и диагноз этого времени. НЕ Киркоров его определяет, не Арфуш, не Поплавский, а другие … Если нужно, я ему название эти имена.
-Наших политиков не часто увидишь на театральных премьерах. Политика имеет место в украинском театре?
– Сегодня в Украинском театре политика ничего не определяет. Кроме театров, где в реперутари задействованы жены политиков. А так – представителям политикума совсем не интересен театр как вид искусства. Они туда редко ходят. Вот как вам не интересно жизнь папуасов, например, вот так украинским политикам и не интересная жизнь украинского театра. Например, королям в европейских странах это интересно, потому что это сегмент их жизни, воспитания. И посещение театра для них – необходимое дело. Кстати, театр интересен Путину и Медведеву. Следовательно, украинским политикам театр безразличен как вид жизнедеятельности. Театр для них – не электоральная зона. Их привлекает лишь то, что дает наибольший спектр проявления электоральных колебаний. То есть ТВ. Но не сцена. Потому что в театр ходит слишком малый процент населения. Театр от этого не страдает. Ставят бульварные пьесы, – и слава Богу …
– Театр имеет сегодня своего постоянного зрителя?
– Именно театр, как ни странно, переживает некий ренессанс. В отличие от 90-х, когда были сложные времена, когда люди чаще смотрели на парламентские баталии по ТВ, сейчас театры почти полностью заполнены. Для меня это и радость, и печаль. Зритель определенной степени убегает от той реальности, которую провоцирует телевидения. Зритель приходит на разные спектакли, смотрит, общается, залы полные. С другой стороны, театр, таким образом часто теряет художественную самодисциплину. Ага, увидели, что люди идут в зал, то им и можно втюхивать все, что угодно. И последние премьеры, вышедшие в столичных театрах в этом сезоне меня откровенно мало утешают. Несовершенные представления в театре Франко (по блестящей пьесе Шмидта) и в театре им. Леси Украинский (за большой пьесе Чехова). А эти театры – флагманы, и они должны быть безупречными. А им, кажется, все равно, ведь зритель придет, убегая от Нагиева … Зритель будет стремиться живого искусства. Театр и должен стремиться привлечь таких беглецов-интеллектуалов. И сосредоточиться на лучшем, а не на дешевом … Впрочем, бывают и декорации дороги, как у франковцев, а стоимость – медяк … Радуют некоторые премьеры на малых сценах в столице. Стоит посмотреть Трех сестер в Театре драмы и комедии – шедевр Чехова находит неожиданное камерное воплощение, которое чрезвычайно органическое именно для такого сюжета. Интересные работы в театре Крыша – Король Лир, в созвездии – Депо Северное, в Театре на Печерске – Счастье … Вообще когда в государстве заметны определенные признаки тоталитаризма, когда ТВ только развлекает и врет, то часто именно театр становится интересным, непредсказуемым … Так случалось и при монархах, и при Брежневе, когда театр был действительно большим. Так что худа без добра не бывает, и наоборот … Анна Опря, Общественное вещание в Украине
Фото – www.ptv.org.ua

Еще по теме:

У статьи Программа телепередач: сквозь «пенсне» театрального критика, или Как делать дело интеллектуального сопротивления 0 комментариев.