Публичность власти: Сначала было слово?

Владимир Кухар, «Украинская правда» Открытость власти для каждого, кто не равнодушен к пути развития страны, остается вопросом, который возбуждает воображение С Запада к нам пришла некая транспарентность власти. Чем она лучше простую украинскую открытость – неочевидно. Зато поговорить есть о чем – тема безгранична.
Можно даже дойти до того, что публичность сама по себе является средством улаживания всех наших неурядиц. Заманчивая мысль. Денег на нее не надо, а с ними сейчас – туго.
От публичности не родят огурцы и не строятся мосты. Самим фактом ее внедрение изменить страну невозможно.
Если серьезно, то демократии без открытости власти таки не бывает. Хуже всего в наших условиях то, что вопрос открытости является до боли простым. В Украине под публичность заложено прочные законодательные основы. Здесь резервов для совершенствования почти нет. Но открытости власти от этого не увеличивается!
Еще в середине девяностых годов можно было проявлять инициативу и создавать прецеденты в отношениях власть-общество. К детального урегулирования открытости власти дошло лишь в 2000-тых.
Властям пришлось выпускать пар, давление которого после убийства журналиста Гонгадзе и кассетного скандала, зашкаливал. Именно при премьерстве Кинаха и Януковича, которые наверху и сегодня, наступил золотой век нормотворчества в информационной сфере.
Вопрос открытости власти имеет два аспекта: общение с обществом через СМИ, и непосредственное предоставление информационных услуг гражданам, работа с их обращениями.
В принципе, все действия власти уже давно должны быть видимыми через Интернет, а по запросам граждан должна быть возможность следить онлайн.
Существующая нормативная база, за небольшими исключениями, дает достаточные возможности для работы с самыми высокими стандартами открытости. За ограниченности формата статьи сосредоточусь лишь на коммуникациях власти с обществом через Интернет, в частности – со страниц официальных сайтов.
Властный интерфейс
Став в 2005 году премьер-министром, Ехануров пообещал, что пиара в работе правительства меньше, а вся информация будет на официальном сайте. И это по-своему правильно.
Если чиновник (а он у нас – в должности политической) предлагает провести рабочее совещание под телекамеры, вместо дела вполне может выйти выброс популизма.
Как открытость власти должна обеспечиваться через Интернет подробно описано в постановлении правительства О Порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти.
Этот документ содержит перечень материалов, обязательных для размещения на сайтах органов исполнительной власти. В нем среди прочего – и основные функции структурных подразделений, а также фамилии, имена, отчества, номера телефонов, адреса электронной почты руководителей.
Центральные органы исполнительной власти редко следуют этой простой требования. Например на сайте Кабмина можно найти контактную информацию далеко не всех руководителей подразделений секретариата КМУ.
Одним из обязательных элементов обнародования на официальных сайтах есть сведения о проведении закупки товаров, работ, услуг за государственные средства. С этим туго. На многих сайтах последние сведения за 2008 год.
Сведения об имеющихся вакансиях должны помочь гражданам реализовать их конституционное право на труд. А также создать условия для прихода на госслужбу наиболее подготовленных специалистов.
сих пор не было заметно нашествия выпускников оксфордов на госслужбу. В том числе, и через закрытость кадровой политики.
Данные о вакансиях редко обнародуют, или делают это лишь накануне конкурсов на их замещение. База данных по органам власти на сайте Главгосслужбы показывает, что вакансий нет. То же – на сайте КМУ.
На сайте органа исполнительной власти должна быть размещена электронная почта структурного подразделения, ответственного за прием и регистрацию входящей корреспонденции.
Это должно хоть как-то компенсировать то, что часто гражданин не может лично занести документ на регистрацию в канцелярию и зафиксировать исходные данные, необходимые для контроля за продвижением обращения.
Органы власти закрывается режимные объекты, адля посетителей оставляют лишь скворечники для писем на входе в учреждения. Попробуйте убедить делопроизводителей принять к рассмотрению обращение, посланное по электронной почте!
Хотя, если в нем есть имя, фамилия и адрес заявителя, они это сделать обязаны.
Нормативные акты не регламентируют форму и объем биографических сведений о руководстве органов власти для обнародования. Однако очевидно, что в европейской стране фото и имя – это слишком мало информации как для заместителя министра, учитывая его широкие полномочия.
Некоторые властные учреждения выполняют большинство этих норм. Но много таких, которые этого не делают или делают для видчипного, потому что это им мешает работать.
Слишком много пока зависит от человеческого фактора – воли первого лица учреждения и конкретных исполнителей в аппарате.
Нормотворчество – через Интернет?
Широкие возможности для участия граждан в формировании политики государства через публикации и обсуждения проектов регуляторных актов дает закон Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности.
Он предусматривает обязательное обнародование проектов регуляторных актов с целью получения замечаний и предложений. Срок, в течение которого от физических и юридических лиц, их объединений принимаются замечания и предложения не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня обнародования проекта.
Этого времени вполне достаточно, чтобы общественность участвовала в обсуждении. Кстати, под определение регуляторного акта подпадает огромный массив документов.
Соблюдать регуляторного законодательства обязаны и центральные органы исполнительной власти, и местное самоуправление. То есть практически все граждане, причастные к хозяйственной деятельности, а она включает не только бизнес, держат в руках рычаг, которым можно требовать публичности от власти.
Понемногу органы привыкают к необходимости выполнять регуляторный закон. Но там, где речь идет об интересах крупных игроков, возникают и большие проблемы.
*
Я умышленно не анализирую нормативные акты, высоко стоят в юридической иерархии. Например законы Об информации, Об обращении граждан, О порядке освещения деятельности органов власти, местного самоуправления, ряд отраслевых законов и указов президента.
Необоснованное засекречивание информации прямо противоречит положениям закона Об информации, согласно которому вся информация в Украине делится на открытую информацию и незначительное количество информации с ограниченным порядком доступа.
Наконец, есть еще Разделе II Конституции Права, свободы и обязанности человека и гражданина со статьями 34, 38, 40. В целом законодательство возлагает на власть достаточно обязательств, чтобы она работала открыто.
Пока за нарушение законодательства в сфере информации соответствовала абстрактная государство, шансов получить более публичную власть не было. Важным шагом к персональной ответственности чиновников за нарушение оказалось введение штрафов за них.
Несоблюдение сроков рассмотрения информационного запроса, равно как и необоснованный отказ в предоставлении информации согласно статье 212-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях, влечет штраф в размере от 425 до 850 гривен. И платить его должна не организация, а чиновник из своего кармана. Но стимулировали эти санкции более открытую работу госаппарата?
Пока не будет практики соответствующих судебных решений, надеяться на это нечего.
Открытость власти зависит от трех факторов: руководства государства; государственного аппарата; активности общества.
В украинских условиях многое зависит от политической воли президента и премьера. К их установок очень чувствительны руководители органов власти. А по законодательству именно они несут персональную ответственность за соблюдение требований по открытости власти.
Государственный аппарат может подстраиваться под настроения руководства, и общества. Но назагал его функция – консервативная, и требовать большего не слишком продуктивно.
А вот от настроений и поведения общества зависит очень многое. Как говорят в футболе, команда играет так, как ей позволяет соперник.
Если общество не будет отслеживатьполитику власти относительно открытости и оказывать давление на нее, власти публичной никогда не будет.
Особенно ярко это было видно за якобы благоприятных для публичности условий – когда в 2005 году власть сменилась под лозунгами открытости.
Относительную открытости власти можно обеспечить только давлением снизу и сверху. Верхом, кажется, сейчас ложатся на другие темы. Может, даже и лучше, что эта для них пока не интересна.
Остается общество. И если общество не будет поднимать свой голос теперь, об открытости власти скоро можно будет забыть. Или поговорить. Между собой в Интернете. Сегодня он имеет все шансы стать современным вариантом советской кухни.
Владимир Кухар, политолог, экс-госслужащий, для интрнет-издание Украинская правда
Фото – www.pravda.com.ua

Еще по теме:

У статьи Публичность власти: Сначала было слово? 0 комментариев.