Рожденный сказку сделать былью

  Алла Башук, «Зеркало недели» Осень – время подведения итогов. Вот осень 2009 г. профессора Г. Почепцова. Сентябрь – лекции в Эстонии, откуда он привез свою вторую за этот год книгу, изданную на эстонском языке. Октябрь – лекции по информационным войн в Высшей школе экономики (город Санкт-Петербург). Ноябрь – Ереван, где, по приглашению администрации президента Армении, он будет встречаться с представителями пресс-служб государственных структур и экспертного сообщества. А еще – два новых учебных курса в Киеве – Стратегический анализ для магистров в Киевском политехе и информационные избирательные технологии в Национальной академии государственного управления.
    Талантливый человек – талантлив во всем. Эта знаменитая фраза наиболее полно характеризует Георгия Георгиевича Почепцова, которому исполнилось 60 лет. Обычно здесь еще добавляют известную ипостась человека: пишут о писателе, ученого или журналиста. Но кто является Почепцов? Выпускник факультета кибернетики Киевского университета, писатель-сказочник, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедры (в разное время в различных вузах), один из первых специалистов по коммуникациям и прогнозирования будущего не только на территории Украины, но и, фактически, всего СНГ, и, бесспорно, первый популяризатор коммуникативных дисциплин (ПР, имиджелогия, информационные войны) как отдельной научной сферы знаний. И еще: практик в области политического ПР, консультант многих компаний и государственных организаций, член ряда государственных экспертных комиссий, член Союза писателей, заслуженный журналист Украины. Перечислять можно долго, но имейте в виду: во многих сферах деятельности он был первооткрывателем.
    А начиналось все с новой специальности структурная, прикладная и математическая лингвистика, которая создавалась в 70-е годы на факультете кибернетики в КГУ. Оставшись работать в университете после окончания аспирантуры, молодой специалист Георгий Почепцов, среди других курсов и спецкурсов, разрабатывает и читает семиотику, активный интерес к которой проявился через несколько десятилетий в толстом томе Русская семиотика (2002 г.). Кроме того, этот период – вплоть до 90-х годов – обозначен яркой гранью таланта рассказчика. Одна за другой выходят сказки – и не простые, а фантастические, которые сегодня называются фэнтези. Его перу принадлежат около двадцати детских книг. Среди них особенно запомнились Бюро добрых услуг рассеянного волшебника, Ключ от города колдунов, Дверь в волшебную страну, Планета воздушных шаров, Город королей, Замок на загадочной планете, а трилогию Золотой шар отмечен литературной премией имени Николая Трублаини. Было множество читателей и, по нынешним меркам, просто огромные тиражи. И, хотя вся эта красота представлялась только в Киеве, в Союзе не было границ, и его сказки стали достоянием детей из разных ныне стран. Сказочный мир – это мир вечных образов, истин, ценностей, мир всегда актуального времени и пространства. Я знаю тех, кто наизусть цитирует отрывки из его сказок. Узнаваемые прообразы персонажей (кто помнит университет n-летней давности) вызывают улыбку и являются образцами вечных героев – злых ведьм и колдунов, а также отважных, решительных, любознательных и ловких смельчаков. А мы детьми разыгрывали сюжеты из Золотого шара, еще не зная, что в профессиональной деятельности придется ознакомиться с понятием ролевая игра.
    Перемена мест работы приносит новые сферы знаний и интересов. Следующий тринадцатилетний период жизни Г. Почепцова связан с факультетом, затем – Институтом журналистики. Разработанный им курс Теория коммуникации во многом задает вектор интересов на будущее, отсюда и внимание к миру массмедиа. С 1993 года – работа в Институте международных отношений, где Г. Почепцов возглавил кафедру международных коммуникаций и связей с общественностью. Начинается плодотворный период, когда мир открывает благодаря книгам другого Г. Почепцова: наблюдательного исследователя коммуникативного пространства и его организации, специалиста по ПР, имиджелогии, избирательных технологий, информационных и психологических войн. Эти работы известны всем специалистам информационно-коммуникативной сферы: Теория коммуникации, Паблик рилейшнз, имиджелогия, Коммуникативные технологии ХХ века, Информационные войны, Информационная политика, Информация дезинформация, Пропаганда и контрпропаганда, Психологические войны, Стратегия: Инструментарий по управлению будущим, Стратегические коммуникации, Глобальные проекты: конструирование будущего и многие другие.
    Они дают толчок развитию новой научной сферы во всем СНГ, способствуют появлению разнообразие авторов и названий на рынке образовательной литературы по ПР, имиджа, информационной политики. Кстати, первые статьи ученого были посвящены рекламе и вышли в московском журнале Реклама лет двадцать-тридцать назад, когда передперебудовна страна только осваивала новые понятия. Тезисы ученого всегда изобилуют примерами из мировой практики, систематизируют и структурируют новые сферы деятельности – их общие и конкретные стратегии, инструментарий, – раскрывают неожиданные аспекты наук коммуникативного цикла. Свидетельством особой популярности и актуальности его работ, в частности, является то, что учебники имиджелогия. Инструментарий по управлению будущим и Паблик рилейшнз для профессионалов выдержали уже по шесть изданий. Г. Почепцов – единственный ученый, чьи книги в таком количестве издают и продают в Москве, Санкт-Петербурге, Таллинне и вообще за пределами Украины (здесь продается только 10%). Отсюда – постоянные предложения по поводу прочтения лекций и консультаций. Не только украинским студентам, но и аудиториям из США, Германии, России, Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и других стран посчастливилось слушать лекции метра коммуникации.
    И, наверное, беспрецедентный случай: украинского ученого-гуманитария приглашали возглавить кафедру в МГУ. Но после того как ученый покинул Киевский национальный университет в 2001 г., Г. Почепцов заведует кафедрой информационной политики теперь – Национальной академии государственного управления при президенте Украины. А с 2002-го по 2005 год – он руководитель Управления стратегических инициатив администрации президента Украины. Возможно, именно здесь возникают научные темы последних лет.
    Следует подчеркнуть, что интерес профессора в коммуникативных практик современности никогда не ограничивался чисто научно-образовательной сферой. Г. Почепцов был советником по связям с общественностью у высокопоставленных лиц, консультировал государственные структуры, входил в состав ряда исследовательских групп. В сфере ПР работал на уровне политических партий, общественных организаций, крупных предприятий Украины, в частности в области атомной энергетики, нефтегазовой отрасли, фармацевтики. Это и раскрутка субъекта ПР, и кризисные связи с общественностью, избирательные кампании – практически весь спектр ПР-услуг, который существует на украинском рынке. Г. Почепцов также создал и возглавил Украинскую ассоциацию Public Relations, – ее уже давно нет, Георгий Георгиевич отошел от этой деятельности, но возникли две новые организации. Поэтому в его трудах мы находим не только теоретические обобщения. Большой практический опыт и особый тип мышления, присущий автору, дают возможность выхода на мегаривень.
    Георгий Почепцов не любит жить за чужой стратегией, зависеть от чужих целей и задач. Сейчас он всегда сам планирует свои действия, оставаясь профессором Мариупольского государственного гуманитарного университета и Национальной академии государственного управления при президенте Украины. Его часто приглашают в качестве известного эксперта по информационным и психологических войн в различные телевизионные программы, и не только в Украине. Его точные и глубокие комментарии встречаются в прессе. У него сотни успешных учеников, и сегодня его лекции можно услышать в разных уголках мира. Ведь для коммуникатора главное умение – умение рассказывать истории, успешно делает и учит нас этого метр ПР-технологий. В этом контексте вполне логичным представляется переход от волшебного мира сказки к виртуальному информационного пространства – с его определенной организацией и законами.
    Так кто же все-таки Георгий Почепцов? По-моему, у каждого и для каждого он свой. Главное – всегда актуальна, всегда интересен, всегда готов открывать нам новые горизонты. Спасибо, что продолжаете быть нашим Учителем, раскрываете тайны коммуникации, тешите новыми и новыми работами, а значит – дни моего Почепцова не иссякнут …
    Зеркало недели
   

Еще по теме:

У статьи Рожденный сказку сделать былью 0 комментариев.