Руководители европейского канала ARTE: «Политической цензуры на ТВ как таковой не существует ни во Франции, ни в Германии!

Екатерина Константинова, «Зеркало недели» В эксклюзивном интервью DT.UA Жером Клеман (президент ARTE France) и Готтфрид Лангенштайн (вице-президент ARTE) рассказали об опыте «строительства» европейского культурного канала В столицу в рамках программы Уикенд с ARTE (в кинотеатре Киев) прибыли гости. Это руководители популярного в Европе телеканала, который так и называется – ARTE.
Этот знаменитый канал является образцом общественного телевидения. Его контент состоит в основном из программ о культуре и искусстве, а также тем, связанных с Европой и Евросоюзом. Кроме того, в программе ARTE – документальные проекты и информационные программы. Многие фильмы, снятых с участием ARTE, получили престижные награды – Оскар, Золотой Глобус, Каннского кинофорума.
Как известно, канал является своеобразным мостом дружбы между Францией и Германией. Его создание благословили Франсуа Миттеран и Гельмут Коль. Многочисленные программы создаются совместными усилиями телекомпаний ARTE France и ARTE Deutschland GmbH.
В эксклюзивном интервью DT.UA Жером Клеман (президент ARTE France) и Готтфрид Лангенштайн (вице-президент ARTE) рассказали об опыте строительства европейского культурного канала … И такой опыт, конечно же, очень пригодился бы и Украина, где, к сожалению, отечественный канал Культура уже не первый год остается на периферии внимания властей и общества.
– Сколько стран имеют доступ к каналу? Какова его мировая аудитория, кроме Франции и Германии?
Готтфрид Лангенштайн: – Канал ARTE вещает во многих европейских странах и за их пределами. По нашим оценкам, более 190 миллионов телезрителей (а это около 80 миллионов семей) могут получать сигнал ARTE через спутниковую связь Atlantic Bird, ASTRA 1, цифровой Hot Bird или через кабельную сеть, в которую сигнал поступает со спутников. Благодаря цифровому пакету CANALSATELLITE HORIZONS нас смотрят и в двадцати франкоязычных странах Африки.
– Какие проекты в рамках канала, на ваш взгляд, имели наибольший резонанс и влияние?
Готтфрид Лангенштайн: – Телеканал ARTE недавно отпраздновал двадцать лет своего существования, а следовательно, список наиболее емблематичным программ был бы очень длинным. Отмечу: мы очень гордимся тем, что наши совместные проекты ежегодно получают огромное количество наград от профессиональных жюри во всем мире. Среди многочисленных примеров – фильм Жизнь других Флариана Хенкеля фон Доннерсмарка, получивший Оскар 2007 года в номинации Лучший фильм на иностранном языке, фильм Дядюшка Бунми тайского режиссера Апичатпонга Верасетакула, недавно получил Золотую пальмовую ветвь, фильм Пляжи Аньес Аньес Варда награжден во Франции премией Сезар в номинации Лучший документальный фильм и гран-при американского Национального общества кинокритиков, Карлос Оливье Ассаяса имеет кинопремию Золотой глобус, Вальс с Баширом Ари Фольмана – так же премию Золотой глобус в номинации Лучший фильм на иностранном языке, а еще – Сезар в номинации Лучший иностранный фильм .
– Ваш телеканал ARTE освещает преимущественно события в мире культуры. Чем больше интересуются ваши зрители – кинематографом, живописью, театром или музыкой?
Жером Клеман: Мы отслеживаем вкусы аудитории. Знаем, что наибольшим успехом пользуются кинематограф и фантастика. Однако интересные документальные программы с исторической перспективой или посвященные таким актуальным темам, как качество пищевых продуктов, воздуха, воды или крайности потребительского общества, имеют большой успех и в аудитории, и в плане резонанса.
Мы также ретранслирует в прямом эфире оперные спектакли из крупных концертных залов по всему миру (Кармен из Ла Скала), посвящаем передачи выдающимся артистам – таким как Мария Каллас, Пласидо Доминго, Рудольф Нуреев … И мы знаем, что зрители никогда их не пропускают.
– Что можете сказать о перспективах развития канала ARTE? Какие задачи ставит перед собой его дирекция? Возможно, расширить объем вещания или повысить рейтинги?
Готтфрид Лангенштайн: – Чрезвычайно важный вопрос. С появлением Интернета мы переживаем беспрецедентное технологическую революцию, когда особенно важна картинка.Линейное телевидение, которым пользовался канал ARTE двадцать лет назад, окончательно исчезло. Теперь все представители профессии, а не только сотрудники ARTE, должны делать все для того, чтобы соединить телевидения с интерактивной современностью Интернету, чтобы охватить многочисленные векторы речи, которые сейчас появляются: планшетники Ipad, смартфоны, высокоскоростной Интернет ADSL, телевизор с Интернетом и т.д. .
Что касается ARTE, то независимо от того, какой вектор речи мы используем, очень важно, чтобы канал оставался верен своему имиджу творческого и оригинального канала. Таким образом мы хотим не только сохранить, но и улучшить качество и новаторский характер программ, которые мы предлагаем нашим зрителям, телезрителям, пользователям Интернета сегодня и предлагать в будущем. И нам это удается. Например, недавно мы создали интерактивную интернет-платформу ARTE Creative, посвященную цифровом искусству, объединяющий стрит-арт, фотографии, нет-арт и т.п.
– Какой аспект украинской культуры, на ваш взгляд, мог бы заинтересовать зрителей Франции и Германии? Какие направления украинской культуры интересуют именно вас?
Готтфрид Лангенштайн: – Мы приезжаем в Украину для знакомства с ней, ведь культура Украине не очень известна широкому кругу европейской публики. Конечно, мы знаем Украины как колыбель славянской культуры, знаем очень богатое архитектурное наследие Киева и его окрестностей, а также Крым и Одессу. Однако современная украинская культура нам еще мало известна. Именно поэтому мы с большим удовольствием встретимся с современными деятелями телевидения и кинематографии.
– Были в вашей телевизионной практике случаи цензуры? Существуют во Франции и Германии определенные институты, которые ограничивают вашу творческую свободу?
Жером Клеман: – За все двадцать лет мы никогда не были объектом цензуры: политической цензуры как таковой не существует ни во Франции, ни в Германии. Свобода слова является абсолютной в Западной Европе. Конечно нам могут сказать, что та или иная программа с критическим содержанием не понравилась некоторым политическим лидерам. Но это не имеет никакого последствия для свободы слова, она – неприкосновенна.
– Франсуа Миттеран лично поддерживал ваш канал … Общались ли вы с ним? Если да, то какие впечатления и воспоминания остались у вас об этих встречах?
Жером Клеман: – Создание канала ARTE стало результатом общего политического решения, принятого Гельмутом Колем и Франсуа Миттераном. Конечно, я имел много возможностей встретиться с Франсуа Миттераном. Для этих великих деятелей, и особенно для Франсуа Миттерана, создание культурного канала Францией и Германией имело большое значение. Основание канала ARTE должно было стать доказательством того, что уже через год после падения Берлинской стены Европа встала на путь интеграции, а в культуре в этом отведена очень важную роль. Я думаю, что проект ARTE даже превзошел все ожидания, потому канал быстро снискал уважение всех, особенно прессы, которая всегда внимательно следила за нашей работой.
– Намерены ли вы сегодня деловые отношения с Николя Саркози?
Жером Клеман: – Случается, что я встречаюсь с президентом. С ним можно иметь открытый диалог по вопросам общей политики, развития СМИ или отношений с Германией. Он очень интересуется кинематографом.
Редакция DT.UA благодарит за помощь в организации интервью Французском института в Украине
Екатерина Константинова, Зеркало недели
Фото – www.dt.ua

Еще по теме:

У статьи Руководители европейского канала ARTE: «Политической цензуры на ТВ как таковой не существует ни во Франции, ни в Германии! 0 комментариев.