Семейные ужасы и «чистое» искусство – в Карловых Варах

Екатерина Константинова, «Зеркало недели» На 45-м Международном фестивале в Карловых Варах, который недавно завершился, главный приз – Хрустальный глобус – получил испанский фильм Москитная сетка. Звездными гостями престижного чешского кинофорума были … Джуд Лоу, которого едва не задушили, Никита Михалков, который публично заявил о смерти кинокритики … Но все же главный эффект фестиваля – насыщенная, многогранная программа, в разных ракурсах исследовала семейные ценности и семейные ужасы начале XXI века.
Город
В знаменитом чешском городке (согласно легенде, он возник благодаря Карлу IV – то случайно наткнулся на горячий источник и вплоть ахнул от восторга!) праздник кино действительно удалось. По всем пунктам – организационными, художественными, зрительскими.
Такие фестивали – прекрасный пример для многих наших украинских организаторов. И открытый урок на тему: как создать прекрасную фестивальную ауру (причем не на словах, а на деле.
Сразу же по прибытии замечаешь, как курортный город (всего 50 тыс. населения), прославившееся целебными водами (12 источников), заранее подготовилось к кинопраздника. И культура праздника не только в программах – она начинается с создания необходимых условий быта, комфорта – и для гостей, и для местных жителей.
Поражает необычайная чистота в Карловых Варах … (Это вам не Крещатик во время наших массовых гуляний) При том, что в чешский город съезжается много молодежи. И отдыхают, как правило, в парках на траве. Однако и в этом случае культура побеждает трэш.
Внешней рекламы фестиваля более чем достаточно. Куда бы посмотрел – везде 45th Karlovy Vary International Film Festival. Гостей с оранжевыми лентами (аккредитация) здесь не меньше, чем курортников.
Древний кинофестиваль разделил такое же древний город на две условные части. На одной стороне (вдоль реки Тепла – крутые ауди, они транспортируют знаменитостей туда-сюда по их первому желанию. А другая часть города – для всех … Впрочем, это не дискриминация по звездной признаку, а швидшеелемент создание престижа.
Старожилы говорят, что организационный уровень фестиваля совершенствуется из года в год. Звезды, гости, журналисты имеют возможность увидеть фильмы, которые не успели посмотреть на большом экране, в специально оборудованных видеорумах. Четко работает пресс-центр. Всегда доступен Интернет, другие виды связи.
На просмотрах заметны зрители в инвалидных колясках. И здесь все для них предусмотрены – специальные подъезды, подходы.
ведь тоже показатель культуры европейского общества.
Карловарский фестиваль, который граничит с востоком и западом, привлекает продюсеров и дистрибьюторов со всей Европы. А публика, стекается на этот фест (многие студенчества, действительно любит искусство кино и невероятно доброжелательная к его создателей.
Стоит сказать также о выносливость публики. Ведь в этом году в различных программах представлены в целом 204 картины (более 400 просмотров. Среди них 15 мировых премьер.
Однако несмотря насыщенность программ, залы переполнены. Организаторы фестиваля одним из главных своих достижений считают именно зрительский феномен – интерес к форуму.
Аудитория фестиваля часто спит даже в палатках, под мостами.
Зритель платит посильные для студенческой кармана деньги за возможность посмотреть тот или иной фильм. И это придает карловарском кинофорума шарм некоего чешского Голливуда.
На фестивале чешское пиво льется рекой. Множество палаток со знаменитым местным напитком популярных сортов. Некоторые фестивальникы, кстати, не считают пиво алкоголем. (Да и немало местных почтенных господ заряжается этим напитком с самого утра …)
Но в основе всего здесь все равно искусство кино, а не киноярмарок тщеславия (как на других подобных мероприятиях), о чем и говорят много гостей, приезжающих в Карловых Вар.
При этом чехи довольно самоиронични. Подтверждение тому – киноролики перед фильмами. В их сюжетах различные знаменитости, обладатели главных призов этого обзора предыдущих лет. И как же они распоряжаются Хрустальным глобусом? Например, Дэнни де Вито разбивает своим трофеем телефон,мешает ему заснуть. А режиссер Милош Форман роздушуе призом прописаны врачом таблетки.
Фильмы
Категория А, закрепленная за этим фестивалем, предусматривает в основных программах только эксклюзив.
А член основного жюри российский кинорежиссер Алексей Попогребский поделился с ЗН некоторыми наблюдениями о форуме:
– В Карловых Варах атмосфера – наддемократична. Считаю правильным направлением том, что большой кинофорум проходит в небольшом городе. Это залог того, что фестивальная машина крутится только вокруг кино.
В основном конкурсе значилось 12 картин. Это ленты разного уровня и художественных направлений. Во многих из них поднимается тема сложных (порой даже искаженных) семейных отношений.
В итоге жюри во главе с американским продюсером Роном Йеркс решило отдать Гран-при картине Москитная сетка испанского режиссера Агусти вилы. (Он получил Хрустальный глобус и денежный приз в 30 тыс. долл.)
В Москитные сетке под прицелом большая сборная семья. Отец соблазняет служанку, мать спит с другом сына-школьника и просит его называть себя шлюхой (что он с радостью и делает), а сам сын повсюду собирает бездомных кошек и собак … Подруга семьи довольно странно воспитывает свою дочь: насильно пихает ей в рот недоеденное мороженое и обстригают малышей волос …
Бабушку в ленте играет дочь великого Чарли Чаплина Джеральдин Чаплин. Ее героиня страдает болезнью Альцгеймера и все время пытается … засунуть голову в духовку.
Одним словом, семейка Адамсов на новый лад. Повсеместная шизофрения. Финал картины показателен. Собралась вся семья, вроде надумали помириться … Но неизвестно, к чему приведет это временное перемирие.
Трудно ответить, почему жюри отдало предпочтение этому фильму. Возможно, потому что Москитная сетка – яркий пример и зрелищного и артхаусного кино.
Специальный приз жюри и 20 тыс. долл. достались картине, которой доверили открывать фестиваль – Куки Яна Сверака (Чехия-Дания, 2010). У этого режиссера есть знаменитый фильм Коля (Оскар и Золотой глобус в 1996-м). Главную роль в новой истории играет сын режиссера Ондрей Сверак. В фильме любимую игрушку мальчика, мишку Куки, пришлось выбросить, потому что он превратился в рассадник вредного пыли, а у ребенка – астма. После этого малыш постоянно представляет, как плохо живется Куки на свалке и как его обижают … пластиковые бутылки, пакеты, другой мусор. В этой притчевому картине Добро побеждает Зло, и Куки возвращается к своему герою. Анимационная язык режиссера Сверака далека от современных технологий. Его куклы не имеют мимики Шрека: они достаточно просты. Но образность и выразительность в ленте впечатляют.
Приз за лучшую режиссуру достался Райко Грличу: Только между нами (Хорватия-Сербия-Словения, 2010). Фильм соткан из юмористических ситуаций, но речь идет о серьезных вещах.
Лучшая женская роль – Анаис Демустье за работу в фильме Милое зло (Оливье Куссмак, Франция, 2009). Это дебют режиссера в большом кино. Жанр – психологический триллер (рассказ о волшебной 15-летнюю девочку, которая давит на жалость, обманывая летнюю супружескую пару).
А вот приз за лучшую мужскую роль разделили Матеуш Косцюкевич и Филипп Гарбач за роли в фильме Мать Тереза кошек (Павел Сало, Польша, 2010).
Достаточно интересная и остроумная, хотя и не получила приза, трагикомедия Брат и сестра от модного режиссера Даниэля Бурмана. В центре – пожилые брат и сестра, которые так и не научились жить друг без друга. Сусанна пытается молодиться с помощью инъекций красоты, чем вызывает откровенную сразу. Брат-гей у нее под каблуком. Он позволяет выть из себя веревки, время от времени впадая в аутизм. Примирение наступает, когда личная жизнь каждого из них устаканюеться.
Наконец, единственный российский фильм в главной программе – Другое небо Дмитрия Мамулии удостоен Специального упоминания большого жюри и Приза Экуменического жюри.
В своей киноистории Мамулия предлагает зрителю своеобразный рисунок … Мужчина в поисках чего дорогого и ценного попадает в лабиринт, где ему приходится видеть вещи, которых он никогда не хотел бы увидеть. Все у него плохо: гибнут овцы, исчезла жена. Сын, которому он приехал в Москву, тоже погибнет. Этого персонажа – гражданина какой среднеазиатской республики -органично изображает алжирец-непрофессионал Хабиб Буфарес. Режиссер показывает агрессивность Москвы – безжалостно, физиологически. Во всех нюансах снят принудительную дезинфекцию эмигрантов в бане, бесконечные мешки, которые герой подрядился таскать в Москве, а еще – реалии больниц и моргов. Физиология, натурализм … В одной из сцен гость столицы сбивает на дороге собаку. И режиссер всматривается в глаза умирающей животные так же, как он любовался овцами в агонии. Иногда к этому герою возникает откровенная враждебность. Этот персонаж без психологических свойств, у него только намерения. Он ищет. Ищет жену … Ищет себя. Что же касается мусульманских традиций, то, наверное, можно спорить с режиссером. Вряд ли это повсеместная практика: мусульманская женщина бросает мужа и ребенка, а сама едет в Москву на работу. Господин Мамулия признался, что в его картине сначала был снят эпизод, в котором герой убивает свою жену. Но … финал оказался другим. Краткая сцена семейной идиллии: супруги в салоне машины … Достаточно сдержанная карловарская публика встретила этот финал восторженными аплодисментами.
– Эта работа была для меня очень интересно, – рассказывает ЗН Дмитрий Мамулия. – Тема гастарбайтеров сегодня модная, но мне хотелось снять философичную и притчевую картину. Моя лента в парадигме современной режиссуры. Это использование определенных кодов. Никаких политических и даже эстетических характеристик. Здесь культура существования персонажа – за пределами определенного круга. Мы старались избегать четких социальных контекстов. По той причине, чтобы это не имело ассоциаций с злободневностью. Натурализм – только мембрана фильма и его внешней стороны. Ведь другими способами нельзя выражать мысли и рисовать картины. Я хотел, чтобы мой не приспособлен к московской жизни герой передвигался как по шахматной доске жизни. Чтобы он был абсолютно чужд заданном среде.
… Многие гости на фестивале делились впечатлениями о фильме. Мол, у него диагноз один – депрессия. На что режиссер отвечал: лелеет свою депрессию и пронесите ее за пределы этого фильма!
Тема заробитчан не ограничилась картиной Мамулии. В конкурсе К востоку от запада был показан фильм Юсупа Разикова Гастарбайтер, где смена декораций – не человек ищет жену, а дедушка из Узбекистана ищет внука, который пропал в Москве (тот тоже подался на заработки. Киноязык Разикова другая – она больше подходит телемуви, лишенная фестивального почерка. В секции К востоку от запада победителем признано (10 тыс. долл.) фильм Аврора Кристи Пуйю (Румыния-Франция-Швейцария-Германия, 2010).
А в программе документального кино лучшие документальные фильмы (5 тыс. долл.) – Семья Микаэля Вистрема и Альберто Херсковица (Швеция, 2010) и Река Юлии Груодиене и Римантаса Груодис (Литва, 2009).
Четкая структурированность внеконкурсных программ давала любителям кино возможность сориентироваться в своем выборе среди параллельных показов – Горизонты (участвовал фильм Алексея Попогребского Как я провел этим летом), Форум независимых (Я Игоря Волошина.
Интересная секция открытые глаза: среди одиннадцати фильмов сразу пять – участники основного конкурса Каннского кинофестиваля 2010 года.
В этой программе остался и украинский след … Естественно, это Счастье мое режиссера Сергея Лозницы (фильм уже проехался многими фестивалями и совсем недавно получил награды в Сочи и Вологде. В Чехии на украинском фильме зал был переполнен, попасть невозможно. И снова, как и в Каннах, Счастье … Лозницы столкнулось с Утомленными солнцем-2 Михалкова. Причем в одной программе.
Кстати, сам Никита Сергеевич таки сжалился над фестивальной публикой и отрезал от своего блокбастера полчаса экранного времени.
Звезды
этом году кинофестиваль посетили многие селебрити. С звездный актер Джуд Лоу (Талантливый мистер Рипли, Шерлок Холмс). Мировую звезду чуть не задушили в объятиях многочисленные поклонники. Но работает актер профессионально: голливудская улыбка и неутомимость в раздаче автографов.
Джуду вручили президентскую награду за выдающиеся актерские достижения. Чтобы отметить это дело, Лоу отобедал с президентом фестиваля, актером Иржи Бартошкою, а чуть позже взял в руки микрофон и исполнил классический хит Чака Берри Johnny B. Goode. Публика была ввосторге.
Хрустальный глобус … но не за Утомленные солнцем-2, а за общий, выдающийся вклад в мировое киноискусство получил Никита Михалков. Возможно, это и стало своеобразной утешением для метра, чей дорогой фильм с треском провалился в нашем прокате.
В Карловых Варах Никита Сергеевич заявил: кинокритика для меня умерла! Если отождествляется фильм с тем человеком, который его делал, с ее родителями и т.д. Почему же фильма не обсуждают, а обсуждают меня и мою семью … Такая критика для меня перестает существовать! Она мне по сути просто неинтересна …
Отвечая на вопрос ЗН, почему хронометраж Утомленных-2 не был сокращен с самого начала (а только к фестивалей), с учетом того, что в картине много натуралистических сцен и не каждый летний ветеран выдержит это испытание, киномэтра начал велеречиво рассуждать о Великой Отечественной …
– В моей картине есть метафизика, в которую многие не привык! Я получал невероятно интересные письма от людей, попавших в магнетической сферу моей картины. Ведь психология войны неоднозначная … Сидит, например, в окопе солдат и думает: вот лежит немец и надо с него снять сапоги, а если вылезешь, то убьют, но ночью этот немец замерзнет и его придется тащить к огню, чтобы отогреть ноги и снять сапоги … Это совсем другой взгляд на войну. Ведь у историка своя правда, а у художника – своя.
… Никита Сергеевич так увлекся многословными рассуждениями о психологии войны, что даже не заметил как пролетели отведенные ему полчаса на встречу со СМИ. Вот демократия! – С удивлением воскликнул мастер.
Зеркало недели

Еще по теме:

У статьи Семейные ужасы и «чистое» искусство – в Карловых Варах 0 комментариев.