Скрытая реклама: как на это нарушение реагирует государство?

Виктория Сюмар, Роман Головенко, для «Хроники» Скрытая реклама или джинса, за период выборов стала не просто привычным явлением. Она фактически заменила реальное освещение избирательной кампании. Эту проблему мы попытаемся проанализировать подробно в следующих статьях. Но пока о другой пример – как на джинсу реагируют государственные органы Украины, которые, согласно закону, должны отслеживать соблюдение законодательства в этой сфере.
Во время мониторинга печатной прессы, который ИМИ при поддержке общественной организации Internews Network У-Медиа осуществляет уже полгода, мы увидели самые разнообразные виды джинсы – политическую от всех кандидатов, личную от лидеров разного уровня, коммерческую и т.д.
Особенно поразил случай откровенной рекламы водки в газете Факты и комментарии, которая является бесспорным лидером в размещении заказных материалов.
В номере 125 за 2009 г. помещен материал На алкогольном рынке Украины впервые внедрена уникальная система защиты под рубрикой Знай наших! Речь идет там о внедрении компанией Национальные алкогольные традиции нового дизайна своей продукции, который имеет комплексную систему защиты пробкового колпачка.
А материал В реставрацию старинной ветряной мельницы мы вложили 100 тысяч гривен, который вышел под рубрикой Наша марка в газете Факты и комментарии № 131 за 2009 г. рассказывает, что торговая марка Истина материально помогла реставрировать один из ветряков в Музее народной архитектуры и быта Украины под Киевом.
Только вот более двух третей текста статьи занимает информация не о ветряк и не о музее, а о ТМ Истина, форму бутылки, этикетку и колпачок, 100-процентное использование отечественных ингредиентов при производстве. Причем саму бутылку изображен как фото с этой статьей о ветряки!
Никаких сомнений, что это скрытая реклама, у наших экспертов не возникло. Мы решили указать на факт нарушения закона государственному органу, который должен следить за соблюдением законности в этой сфере – Госпотребстандарта.
Именно Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики уполномочен запрещать рекламу, которая нарушает требования законодательства о рекламе, требовать ее публичного опровержения и публикации сведений, корректируют (уточняют, дополняют) рекламу (пп. 11 п. 5 Положения о Комитете, утвержденного Указом Президента Украины от 18 марта 2003 года N 225/2003).
И нам неизвестно, при всем засилье скрытой рекламы был хотя бы один случай предупреждение от Держспоживстандрату.
Здесь мы решили помочь властном органу и передали ему зафиксированы нами материалы.
В результате рассмотрение двух небольших газетных материалов растянулся в Госпотребстандарте на два с половиной месяца, после чего ИМИ получил сообщение следующего содержания: В процессе рассмотрения дела … для принятия объективного решения было заказано независимую экспертизу рекламы. Экспертная комиссия, основываясь на результатах изучения материалов, предоставленных для проведения экспертизы, пришла к выводу, что объект изучения не является рекламой.
О характере сомнительных материалов можете сделать выводы сами, просмотрев их интернет-версии.
Сейчас Институт массовой информации направил в Госпотребстандарт информационный запрос с просьбой дать заключение экспертной комиссии относительно этих материалов и перечень лиц, в комиссию входили.
Интересно, какими же аргументами можно обосновать отсутствие рекламного характера в таких материалах … Общество имеет право знать, чем руководствуются чиновники, игнорируя размещение в прессе панегириков производителям алкогольной продукции. Это куриная слепота или позиция страуса?
Напомним, что, согласно статье 9 Закона Украины О рекламе от 3 июля 1996 г., реклама должна быть четко отделена от другой информации, независимо от форм или способов распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу. Кроме того, информационный, авторский или редакционный материал, в котором привлекается внимание к конкретному лицу или товару и который формирует или поддерживает осведомленность и интерес зрителей (слушателей, читателей) относительно этих лица или товара, является рекламой и должен быть помещен под рубрикой Реклама ли На правах рекламы.
И в заключение. Беспорядки в Украине принято объяснять отсутствием нормальных законов, противоречиями между ними. На самом дележе, существование законов не гарантирует правопорядка. Конституция Украины считается одной из лучших в Европе, по крайней мере в части определения перечня и содержания прав и свобод человека, но мало кто почуваетьмя защищенным через тотальное игнорирование правовых норм.
Мы не считаем рекламное законодательство Украины идеальным, но оно является достаточно точным в части недопущения появления в СМИ скрытой рекламы.
Проблема в том, что контролирующие органы, содержащиеся за счет налогоплательщиков, пока не демонстрируют способности выявлять и наказывать нарушения закона, которые требуют совершенного юридического анализа ситуации. И нарушителем закона становится уже сам контролирующий орган. Ведь бездействие – это тоже преступление, и об этом не стоит забывать.
Роман Головенко, Виктория Сюмар, Институт массовой информации
С июня 2009 года в рамках проекта В-Медиа Мониторинг соблюдения журналистских стандартов и повышения медиаграмотности широкого круга украинских граждан, реализуемая общественной организацией Хроника и ОО Институт массовой информации при поддержке Internews Network, на сайте Хроника каждую неделю публикуется анализ соблюдения профессиональных стандартов в работе информационных служб украинских телеканалов. Проект направлен на повышение уровня медиаграмотности украинского общества, стимулирование медиа к ответственности и соблюдения журналистских стандартов, повышения качества медийного продукта. Материалы проекта читайте в рубрике Медиаграмотнисть сайта Хроника.
Фото jeansa.net

Еще по теме:

У статьи Скрытая реклама: как на это нарушение реагирует государство? 0 комментариев.