Совершенно секретно. Депутатское переписки

Ирина Геращенко, «Украинская правда» Ежегодно депутаты отправляют в различные органы исполнительной власти несколько тысяч писем. Запросы являются одним из важных элементов демократического контроля по соблюдению прав человека, деятельности исполнительных органов власти, спецслужб
Два года назад мы с коллегами по фракции Ольгой Герасимьюк и Александром Третьяковым предложили парламенту открыть для широкой общественности полные тексты депутатских запросов, названия которых каждую ' пятницы сессионной недели монотонно перечисляет спикер ВР. А параллельно – сделать публичными ответы на них.
Ежегодно депутаты отправляют в различные органы исполнительной власти несколько тысяч писем. Запросы являются одним из важных элементов демократического контроля по соблюдению прав человека, деятельности исполнительных органов власти, спецслужб.
Немало обращений парламентарии готовят как реакцию на письма избирателей, в которых те просят защитить от произвола чиновников, помочь с лечением ребенка, разобраться с несправедливым начислением пенсии.
Но если тексты каждого законопроекта сразу после регистрации появляются на официальном веб-сайте Совета и все желающие могут их почитать, то о запросах (а некоторые из них имеют откровенно лоббистский или провокационный характер), общество узнает совершенно случайно. И часто ума от депутатской активности, аппетитов, инициативы и размах мысли.
Например, в 2008 году лишь в СБУ было направлено 2920 обращений парламентариев, но только треть из них касались защиты прав человека или проблематике национальных интересов, остальные – лоббистские попытки решения вопросов.
Следовательно, публикация запросов добавила бы прозрачности работе ВР, побудила самих депутатов профессиональнее и ответственнее работать над документами. Наконец, помогла бы развеять слухи, что за подготовку некоторых подобных писем берутся деньги.
Мы предложили внести соответствующие изменения в регламент ВР и закона О статусе народного депутата, чтобы сразу после объявления запроса вывешивался полный его текст, потому что сегодня в специальной рубрике можно найти только весьма условную информацию о тематике письма и адресата.
Так же предлагали сделать публичными ответы на запросы. Правительственные структуры, которые набили руку на бюрократическом переписке, часто пересылают обращение по кругу, или же предоставляют совершенно бессодержательные отписки.
Есть серьезные опасения, что такую тактику чиновники применяться и выполняя закон О доступе к публичной информации. Журналистам вроде посылать ответы, но содержательного и информативного в тех бумажках будет мало.
Но несмотря положительный в целом вывод научно-экспертного управления парламента, который рекомендовал принять законопроекты за основу (а в этом управлении работают далеко не худшие украинские юристы), профильный регламентный комитет инициативу завалил.
Мол, Конституционный Суд Украины еще в 2003 году вынес решение, что депутатские запросы в органы исполнительной власти (кроме запроса к президенту Украины, направление которого должно быть поддержано 226-ю депутатами), не требуют принятия решения Верховной Радой.
В запросе, мол, может содержаться информация с ограниченным доступом или конфиденциальная и в таком случае не понятно, как его обнародовать.
конце концов, согласно тому же решению Конституционного Суда, запрос народного депутата – это результат его личного волеизъявления, форма реализации предоставленных ему полномочий и поэтому размещение всех писем на сайте может нарушать особый статус парламентария, нормы законов Об информации и даже государственную тайну.
Следует отметить, что похожую риторику использовали противники закона О доступе к публичной информации, которые более двух лет блокировать его принятия.
И хотя после первого чтения документ можно доработать, учесть и позицию экспертов, и мнение комитета, законопроект о публичности депутатских запросов даже не был вынесен на обсуждение сессионного зала.
Вернуться к этой теме меня заставили два обстоятельства. Первое: предвзятость и дикость некоторых депутатских запросов. В течение последних месяцев обществосовершенно случайно узнало минимум о 3 письма, которые произвели настоящий скандал.
Сомнительное скандальную первенство получил пасквиль коммуниста Петра Цыбенко на Марию Матиос, в котором тот требовал от правоохранительных органов наказать известную писательницу за непристойные литературные образы и изъять последнюю его книгу из книжных магазинов. Милиция мгновенно оторвалась от поиска преступников и бродяг, и бросилась ловить автора, пугая мир своим невежеством.
Потом еще один верный ленинец Евгений Царьков обратился к премьеру Азарову с требованием возбудить законы, вмешаться в работу НТКУ и изгнать ненавистного Шустера, трудоустроенного туда самой Банковой. Это письмо вызвало закономерное возмущение журналистов и дал привет руководству УТ-1 обвинить коммунистов в попытке цензуры.
Или другой пример: член команды Украины для людей лидер Молодых регионов депутат Андрей Пинчук направил в Генпрокуратуру запрос относительно функционирования старейшего столичного кинотеатра Жовтень.
Мол, это помещение можно использовать гораздо эффективнее, организовав там Дворец молодежи. Об этом запросе директор кинотеатра с 80-летней историей узнала, когда к ней ворвалась очередная проверка.
И кто знает, возможно проблемы с закрытием украинских школ на востоке Украины имеют какое депутатское подоплеку? Не случайно же родители учеников утверждают, что к отремонтированных школьных помещений давно присматриваются местные вожди партии власти.
Боюсь, примеров откровенно лоббистских или аморальных писем можно привести немало, но до сих они завуалированы от СМИ.
Но вторая, не менее острая проблема: это реакция власти на депутатские запросы. Точнее, полное ее отсутствие. И если коммунисту Цыбенко повезло, его письмо поднял на ноги чуть ли не весь личный состав милиции, то другие депутаты уже давно и безрезультатно говорят об игнорировании обращений со стороны исполнительных структур.
Особенно эта проблема обострилась за последний год. Нивелирование авторитета и роли парламента в определенной степени способствовала тому, что от правительства приходит написана под трафаретку тарабарщина. Особенно если речь идет о запросах от оппозиции.
Например, мы до сих пор не можем получить информацию, согласно которым следующие правила перекрываются улицы во время проезда царских кортежей, во сколько налогоплательщикам обошелся аудит деятельности кабмина Тимошенко, заказанный нынешним правительством скандально известной американской фирме, почему отсутствует адекватная реакция властей на очередные провокационные действия российского руководства относительно украинского общества.
Так же на наши многочисленные депутатские запросы относительно препятствования профессиональной деятельности
журналистов со стороны охраны президента или спецподразделения Беркут, нет информации об обстоятельствах инцидента и те мифические инструкции, которым якобы руководствовались бодигарды, когда заламывали руки репортерам.
распространенный ответ: в действиях правоохранителей нарушений не обнаружено …. Следует отметить, что подобные отписки возмущают уже не только оппозиционеров. В отчете ВСК по вопросам расследования фактов давления на журналистов, который поддержали 354 депутата всех фракций, есть пункт о неприемлемости формального подхода к депутатских запросов со стороны исполнительной власти.
И можно себе представить, какими будут ответы на журналистские запросы после вступления в действие закона о доступе к публичной информации, если уже сегодня не поднимать проблему бюрократического переписки по-украинский. Поэтому мы будем настаивать на рассмотрении нашего законопроекта в сессионном зале, его принятие пойдет на пользу парламента.
Сегодня многие мои коллеги, которые имеют веб-страницы в Интернете, является активными пользователями социальных сетей, на своих страницах выкладывают все свои законопроекты и запросы, давая прессе и обществу больше информации о парламентской деятельности. Но было бы лучше, чтобы это стало не доброй волей депутатов, а их обязанностью.
Ирина Геращенко, для Украинской правды
Фото – www.pravda.com.ua

Еще по теме:

У статьи Совершенно секретно. Депутатское переписки 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/Ид2971-18Генпрокуратура

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"