«Стоп цензуре»: судьба законопроекта о публичной информации зависит от Партии регионов и станет тестом на свободу слова для Януковича

Движение Стоп цензуре! поддерживает общественную кампанию Новый гражданин и присоединяется к ее публичного требования принять законопроект О доступе к публичной информации.
Как уже сообщала, 2 ноября он опять будет вынесен на голосование в зале Верховной рады, после нерезультативного сигнального голосования этого законпроект 22-го октября.
Напомним, что в Украине сейчас действующий закон Об информации (1992), нормы которого фактически позволяют государственным служащим злоупотреблять правом на ограничение доступа к информации.
2005 года Украина обязалась принять закон, который бы облегчил доступ к официальной информации. Примерно в 70 странах мира существуют отдельные законы о доступе к информации. На постсоветском пространстве соответствующие законы еще не приняты только в Украине и Беларуси. Кроме того, принятие закона в доступе к публичной информации является одним из требований Совета Европы к Украине.
Сейчас на рассмотрении в Верховной Раде Украины находится законопроект О доступе к публичной информации (№ 2763), внесенный народным депутатом Украины Андреем Шевченко 11 июля 2008. В подготовке этого документа приняли участие представители семи общественных организаций.
прошлом году законопроект был проголосован в первом чтении, но 9 июля 2010 Верховная Рада не поддержала его во втором чтении и в целом.
Недавно, 22 октября 2010, этот законопроект снова вынесли на голосование в Верховной Раде Украины, однако он не набрал необходимого количества голосов, поэтому рассмотрение перенесли на 2 ноября. По результатам сигнального голосования, законопроект не получил необходимого количества голосов, несмотря на положительное решение профильного комитета. Большинство членов профильного парламентского комитета поддерживают этот законопроект, однако в зале депутаты от правящей коалиции получают указание не голосовать – и законопроект проваливается. Однако по информации из разных источников фракция Партии регионов пока настроена не голосовать за законопроект О доступе к публичной информации.
На голосование 2 ноября будет вынесен тот же текст, за который депутаты от Партии регионов не отдали своих голосов на этот раз. Ведь после согласования профильного комитета, согласно регламенту, правки в законопроект вносить запрещено.
21 октября, накануне текущей сессии парламента, участники общественного движения Стоп цензуре! вторично обратились с письмом к председателю Верховной Рады Украины Владимира Литвина и председателей депутатских фракций с призывом принять законопроект О доступе к публичной информации (№ 2763). Под обращением подписались 450 журналистов и представители 150 общественных организаций, поддержавших заявление журналистского движения Стоп цензуре, одним из требований которой является принятие такого закона. Две недели назад ПАСЕ приняла резолюцию, в которой призвала украинские власти принять закон о доступе к публичной информации. Заместитель главы Администрации Президента Украины Анна Герман заверила, что будет сделано все, чтобы этот законопроект в Верховной Раде приняли.
Мы будем делать все, чтобы проект закона о доступе к информации, который был рассмотрен Советом Европы, скорее был принят в парламенте. … Президент очень обеспокоен теми случаями, которые случаются с журналистами в Украину, и просил меня еще раз передать вам, что все случаи насилия против журналистов и случаи препятствования работе журналистов он будет держать на личном контроле и сделает все, чтобы виновные в этом были наказаны, – заверила заместитель главы Администрации Президента Украины Анна Герман.
В случае повторного провала голосования в Верховной Раде, которое зависит исключительно от Партии регионов, почетным лидером которой является президент Украины Виктор Янукович, а председателем – премьер-министр Украины Николай Азаров, закон о доступе к информации будет фактически похоронен.
Напомним, новые инновационные нормы, которых нет в Законе Об информации, и которые предлагают в законопроекте О доступе к публичной информации (Анализ экспертов Института массовойинформации).
1) Не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владения, пользования или распоряжения государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копий соответствующих документов, условия получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, получивших эти средства или имущество. При соблюдении требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, указанное положение не распространяется на случаи, когда обнародование или предоставления такой информации может нанести ущерб интересам национальной безопасности, обороны, расследованию или предотвращению преступления (ч. 5 статьи 6 законопроекта).
2) Ограничению доступа подлежит информация, а не документ. Если документ содержит информацию с ограниченным доступом, для ознакомления предоставляется информация, доступ к которой ограничен (ч. 7 ст. 6).
3) Расширен перечень распорядителей информации, которые должны ее предоставлять по запросам (ст. 13):
– субъекты властных полномочий – органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, органы власти Автономной Республики Крым, их должностные или должностные лица, иншисубьекты, осуществляющих властные управленческие функции в соответствии с законодательством и решения которых обязательны для исполнения;
– юридические лица, финансируемые из государственного, местных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым – относительно информации относительно использования бюджетных средств;
– лица, если они выполняют делегированные полномочия субъектов властных полномочий по закону или договору, включая предоставление образовательных, оздоровительных, социальных или иных государственных услуг, – в отношении информации, связанной с выполнением своих обязанностей;
– суб ' объекты хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынке или наделены специальными или исключительными правами, или являются естественными монополиями, – относительно информации относительно условий и цен поставки товаров, услуг и цен на них.
4) Распорядители информации обязаны обнародовать нормативно-правовые акты, и акты индивидуального действия (кроме внутриорганизационных), принятые распорядителем, проекты решений, подлежащих обсуждению, информацию о нормативно-правовые основы деятельности (ст. 15).
5) контроль за соблюдением права человека на доступ к информации осуществляется Уполномоченным по правам человека (ст. 17).
6) Распорядитель информации должен предоставить ответ на запрос на информацию не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса (ч. 2 ст. 21).
Хроника

Еще по теме:

У статьи «Стоп цензуре»: судьба законопроекта о публичной информации зависит от Партии регионов и станет тестом на свободу слова для Януковича 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/Ид2971-18Генпрокуратура

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"