Студия Довженко приютит униженным и разоренным?

На гектары Национальной киностудии им. Довженко и в стены администрации президента залетела революционная идея известного кинорежиссера Романа Балаяна – перенести на территорию студии различные отечественные киноинституции. Создав таким образом не виртуальную, а реал Роман Балаян предложил киноотрасли стратегию «великого переселения» На гектара Национальной киностудии им. Довженко и в стены администрации президента залетела революционная идея известного кинорежиссера Романа Балаяна – перенести на территорию студии различные отечественные киноинституции. Создав таким образом не виртуальную, а реальную модель общего кинобратства, которое, хотя и не снимает, то хотя бы не дружит друг против друга.
Именно в текущем – 2010-м – году исполняется 85 лет с того момента, когда был утвержден план строительства производственно-технической базы украинской кинематографии. Т.е. киевской кинофабрики. Т.е. будущей Национальной киностудии имени Довженко.
Следует отметить, что большевики не медлили. И начали активно возводить строение века через два года после появления того плана, уже в 1927-м (проект архитектора-художника В. Рыкова.
И того же года сразу запустили кино – Ванька и Мститель режиссера А. Лундина.
Впоследствии к работе на студии подключались разные режиссеры. Например, культовый Дзига Вертов. В тот период на нашей студии он снял первый звуковой документальный фильм. И название картины даже сегодня звучит актуально, метафорически – Симфония Донбасса.
Словом, большевистская настойчивость, а также ленинский лозунг важнейшее из искусств … свое дело сделали. Уже в 1929-м заквасили на киевской студии добрый десяток различных картин! (Среди них даже такой шедевр шедеврович как Земля Александра Довженко)
теперь (для сравнения) – словно мостик из социализма в эпоху дикого капитализма – на этой студии кое-как домучують одну фильма. Экранизацию не самого лучшего украинской советской пьесы Дикий ангел А. Коломийца (в главной роли Б. Ступка). Потому студия имени А. Довженко превратилась в гектары упоминания о некогда значительный и формирующий время кинематограф … Превратилась в тихую заводь, где на склоне своих лет коротают дни некогда маститые мастера: сегодня их студийные кабинеты чаще пустуют, блестят только таблички на дверях: В. Савельев, А. Муратов, В. Гресь. и другие официальные лица.
Время ны на миг НЕ остановишь! Бурность промышленного кинопроизводства перебралась на частные фабрики (под Киевом) по выпуску мыла муви. Довженковцам же выпала почетная и бренная миссия (как крикливом Горлуму, герою Властелина колец) – беречь то, не всегда понимая, что …
При этом: поддерживать потертые штаны а) различными арендами б) потешными варягами, скажем, с фестиваля GOGOGLfest, которые утрамбовали за десять дней довженковские стежки-дорожки не хуже асфальтовый каток.
Возможно, именно GOGOGLfest В. Троицкого, который звонко оккупировал студийную территорию и превратил ее в некий аналог театрального братства колец, и принес члену Европейской киноакадемии Роман Гургенович Балаян романтическую мысль о … О том, о чем он и написал подробно – персонально А. Герман, заместителю главы администрации президента Украины.
К ЗН попал текст этого письма: Последние два десятилетия неустроенность отечественной киноотрасли и киносообщества Украине до такой степени снизили творческие инициативы, уже давно пора кричать: Finita!
Молодые кадры нашего киноинститута, студии имени Александра Довженко, студии кинохроники и студии научно-популярных фильмов и анимации давно мечтают лишь об одном – куда бы податься на халтуру, чтобы прокормиться. Это тревожная тенденция. Она может привести к окончательному нивелирования творческих дерзаний украинских кинематографистов, к апатии и, как следствие, потери художественных критериев в нашей киносообществе.
У меня возникла идея, которая, при содействии государства, возможно, могла бы разбудить сонное киноцарство Украине. Суть вот в чем … И киноинститут, и все вышеупомянутые студии необходимо перенести на территорию киностудии имени Довженко – она достаточно вместительна и огромна.
Что касается помещений тех киноинституций, то ихможно продать, а на вырученные средства модернизировать их же хозяйства – на студии Довженко.
Есть вероятность, что эти киноинституции, сконцентрированные в одном месте, почувствуют дружеское плечо, конкуренцию, творческое взаимообогащение в разговорах и встречах, а также в практической работе на разных площадках, но все же на одной территории. Есть непрерывное общение, состязательность и попросту творческое общежития не могут не родить новых замыслов, идей … Ведь каждый отдельно все эти украинские киноорганизации обречены. Об этом знают все. И здесь давно не возникает никаких вопросов.
В идеале мог бы быть большой Украинская киноконцерн то. Эти киноорганизации могли бы перебазироваться на студию Довженко со всеми своими структурами, аппаратурой, другим скарбом. И хотя бы в этом случае они будут защищены Национальным статусом студии Довженко.
Следует искать разумные пути для юридического решения этого вопроса, чтобы никто не был обижен и ущемлен. Исходя из гуманитарной цели, убежден: именно такой шаг может дать плоды сотворчества и дальнейшего перспективного сосуществования. Это шаг к созданию большого кинематографического братства Украине.
***
Идея смелая, прекрасная. И еще – немного тревожная. Чем-то напоминает замыслы ющенковских культурологов – о создании единого киноконцерна. Витает и призрака Арсенала. Когда на одной территории на Печерске Ющенко решил свести экспонаты со всех музеев страны, создав таким образом украинский Лувр.
Если идея Романа Гургеновича вдохновит администрацию президента, будет еще одна тема для СМИ – украинский Голливуд на проспекте Победы.
Директор киностудии имени Довженко Игорь Ставчанский знает о революционном намерении Балаяна. И относится к нему более с дипломатической осторожностью, чем с романтическим увлечением.
– Мы обсуждали с Романом Гургеновичем эту тему, и я вижу в его инициативе, скорее, идеологическую составляющую, чем четкий бизнес-план, – комментирует ЗН эту ситуацию господин Ставчанский. – Дело в том, что многие киноорганизаций, которых рассматривали среди возможных переселенцев, – по сути, банкроты. Причем давно. Допустим, решением сверху все эти студии переселяют на нашу территорию. Что в результате? Все их долги ложатся на наши плечи. И не исключено, что под эти долги кто впоследствии сможет смело претендовать на студийную территорию … Если в деталях обсуждать идею Балаяна, то прежде всего необходимо упомянутые киноорганизации ликвидировать, не признав их долгов. И уже затем интегрировать их как отдельные сегменты в рамки Национальной киностудии. Этот путь непростой, болезненный. Но нужно быть реалистами.
Если же идея Балаяна вдохновит высокопоставленных представителей власти, то не факт, что сохраним нынешнее, пусть шаткое, но все же благополучия на киностудии Довженко … Да, пока в работе только одна картина. Однако, поймите, это государственная студия. И мы во многом зависим от Госкино. Сейчас на стадии доработки проекта, которые запускались еще при Анне Чмиль. В дальнейшем, надеюсь, нам дадут возможность реализовать многие другие – интересных – замыслов.
***
– Сама по себе эта идея может обсуждаться, анализироваться, однако не представляю ни плана действий, ни программы мероприятий, которые сохранили бы то, что имеем, а не разрушили окончательно, – комментирует ЗН эту тему Константин Шамин, директор Укркинохроники. – Я человек законопослушный: если дойдет до переселения – значит, придется действовать … Пока больше вопросов. Что будет с нашим имуществом? Не станет этот замысел поводом окончательно прикрыть студии нашего направления? Даже если продать все имущество, которое есть, и купить на него высокотехнологичное оборудование, – есть ли гарантия, что оно дойдет до нас? Примеров противоположного мы знаем достаточно. И потом. Учтите, что сооружения Киевнаучфильма, Укркинохроники особую коммерческую ценность, поскольку расположены в привлекательных местах столицы. Преимущественно в центре, в районе метро. Возможно, именно дома кого заинтересуют прежде, а вовсе не кино … Предполагаю, что все мы станем сосуществовать в едином центре. Но где гарантии, что киноотрасли выделят, скажем, 200 млн. для полноценного развития и люди получат работу? Таких гарантий нет.
***
Студия Довженко(Сегодня) – это 17 га земли в центре Киева. И еще 50 тыс. квадратов студийных площадей. Поселить там можно не только Голливуд, но и Болливуд с Зитой и Гитой вместе.
Модель коммунальной киноквартиры – вблизи Шулявской – насколько романтическая, настолько и трагична. Поскольку житие в коммуналке часто похоже ли на систематизированную модель ада Данте, то на советский террариум единомышленников. В любом случае, последнее слово – за Банковой … Тем более что новых помещений всегда хватает.
Скрижали истории
Именем Александра Довженко киностудия стала называться в 1957-м (здесь мастер снял свои классические ленты – Земля, Иван, Щорс). Советские 1960-1970-е в справочниках величаются периодом наибольшего взлета киевской студии. В этот период вышли шедевры С. Параджанова, Л. Осыки, И. Миколайчука, Л. Быкова. На студии сохранилось шесть съемочных павильонов. Один из них (площадь 2520 кв.м) – в числе крупнейших в Европе.
Зеркало недели

Еще по теме:

У статьи Студия Довженко приютит униженным и разоренным? 0 комментариев.