Записи тэгированные: фильм

Караван идет

Марьяна Закусило Итоги последнего года Национального совета в составе Курус, Лебедева, Лясовский, Мирошниченко, Мокриди, Плаксюк, Понедилко, Шевченко Хроника завершает подведение итогов 2009 года в сфере медиа. Своим взглядом на итоги года уже поделились топ-менеджеры украинских телеканалов и радийщики. Было опубликовано экспертный опрос (1, 2, 3 части), подборка знаковых цитат 2009 года, итоги в сфере производства телевизионного контента, итоги законодательной деятельности в сфере медиа и обзор кадровых изменений на медиарынке. Сегодня предлагаем вашему вниманию итоги регуляторной деятельности в 2009 году.
Если взглянуть на статистику, в течение года Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, которая отпраздновала 15-летие, работала достаточно плодотворно: провела 51 заседания, приняв 2596 решений. Однако, по мнению исполнительного директора ИТК Екатерины Котенко, из них всех не было ни одного стратегического решения, которое повлияло бы на развитие индустрии на будущее. Все решения были тактическими и точечно решали ситуацию конкретно на сегодня. Нет стратегических решений относительно цифры, относительно общественного вещания. Нет ответа на вопрос, каким должен быть телерадиопростир через 5 лет, какое количество общенациональных вещателей нужна стране. До сих пор не выяснен языковой вопрос (есть языковые рекомендации и их выборочное применение, но нет общего ответа), – заявила она, приветствуя регуляторный орган с 15-летием.
И хотя стратегия оказалась для Нацсовета не первоочередной задачей, среди тактических шагов нашлось несколько громких, по мнению редакции ТК.
Конкурсный бум
За 2009 Нацсовет успела объявить пять конкурсов на свободные теле-и радиоканалы (даты подаем за днем публикации объявлений в официальных печатных изданиях): 28 апреля (238 аналоговых частот), 30 июля (121 аналоговая частота), 9 Октябрь (107 аналоговых частот), 28 октября (29 аналоговых частот) и в последний день года – 31 декабря (18 мест в цифровых мультиплексах на 41, 43 и 64 ТВК в Киеве). На конкурсы выставляли остатки из резерва и более сотни новеньких телевизионных частотных присвоений с маломощными передатчиками. Впрочем, времени хватило, чтобы подвести итоги только двух первых конкурсов.
результате апрельского соревнования 12 радиокомпаний пополнились 18-ю радиочастотами (наибольшее количество – 4 – отошла к Мюзик радио), а 2 телекомпании (Ивано-Франковское областное телевидение Галичина и ООО ТРК Неаполь) – 12-ю телечастот Грависа (телеканала Сити) не удовлетворили ни одной из 95 заявок.
На июльском конкурсе 9 радиокомпаний выиграли 34 радиочастоты (всего – 15 – НРКУ) и 6 телекомпаний (ГТРК Крым, коммунальная телекомпания Львов-ТВ, ООО Гравис, Ивано-Франковское областное телевидение Галичина, ТРК Телерадіосвіт и телеканал ТОНИС) поделили между собой 47 телечастот . После конкурса появилась новая региональная радиосеть ФМ Галичина, а Сити и ТВi все же стали региональными вещателями, получив сети 10-ваттничкив.
Самым скандальным и уже дважды обжаловано в суде оказался конкурс от 9 октября. На него Нацсовет выставил 92 телечастот с 10-ваттный передатчиками и – за компанию – 15 ФМ-частот сети радио Мелодия, лицензию на отнятые у компании Оникс. Однако суд по иску Оникса запретил Нацсовету проводить конкурс в таком формате (подробнее об эпопее с Мелодией речь пойдет ниже).
Итак, Нацсовет опубликовала объявление об аукционе только с 92-ю свободными телечастот, без радио. Заявки на конкурс подали 42 вещатели, в том числе и такие новички как УНИАН-ТВ (имеет место в цифровом мультиплексе МХ-4) и ООО Сейлз Хаус Альтернатива – компания Бориса Фуксмана, который решил создавать телеканал под рабочим названием Радио Телевидение Украины. 16 декабря Нацсовет начала подводить итоги конкурса – слушала концепции телевизионщиков. Уже во время заседания в регуляторного органа поступило постановление Киевского административного суда, по иску ООО Телерадіосвіт (ТВi) запретила совершать любые действия, связанные с конкурсом.
ТВi в лице гендиректора Николая Княжицкого мотивировал свой поступок тем, что боится монополизации рынка в результате конкурса одной из существующих телегруппу. По неофициальной информации, именно Княжицкого считают автором схемы просчета 10-ваттный частот. Соответственно, получить комплект таких частот на конкурсе должен был как раз ТВi. Это очень беспокоило общенациональных вещателей, которые опасались появления на рынке еще одного игрока со статусом сначаларегиональным, а затем и общенациональным. Однако расстановка сил якобы изменились и на 10-ваттничкы начал претендовать MTV-Украина. По крайней мере, с интересами группы Интер в конкурсе связывают назначение Оксаны Головатенко членом Нацсовета. Когда ТВi пошел в суд.
А между тем с конкурсом происходят еще более интересные события: 18 декабря Украинский государственный центр радиочастот отозвал свои выводы относительно просчитанных течение года (с 5 февраля по 11 ноября) частот. Предприятие считает, что проведение конкурса на основании этих выводов может вызвать судебные иски со стороны победителей конкурса, которые не смогут реализовать полученные лицензии, потому что, мол, с 1 января 2010 года вступает в силу постановление Кабмина о запрете просчета аналоговых частот с передатчиками мощностью менее 10 Вт. Очевидно, приближенным к правительству специалистам не дает покоя вероятность пересмотра телевизийноринкового статус-кво.
Керманич Нацсовета очень удивился такому повороту событий. Исходя из шага УГЦР, проведенные за год конкурсы частично недействительны, потому что на них выставлялись, кроме частот из резерва Национального совета, и как только просчитаны каналы. По частотные присвоения уплачивались конкурсные гарантии и даже лицензионные сборы. Кто их возвращать, Андрей Мирошниченко сказать не берется. На его мнению, Нацсовет, когда вернется к конкурсным процедурам, проинформирует всех участников конкурса о письме УГЦР и о постановлении Кабмина, которая начала действовать с 1 января, а дальше продолжит конкурс, несмотря на отзыв частот.
А пока конкурс от 9 октября завис в неизвестности. Обжаловать постановление Киевского админсуда Нацсовете пока не удалось из больничную отпуск председательствующего судьи. А сам процесс ТВi против Нацсовета еще и не начинался: слушания дважды переносили из-за неявки истца.
Ребрендинг с последствиями
Безусловно, самым громким ребрендингом 2009 года – Radio One / Радио Алла и 1 +1 далеко до большой комбинации-2008 – Мегаспорт/К1, однако свою роль в истории они тоже сыграли.
8 апреля Нацсовет разрешил Radio One изменить позывной на Радио Алла и внести изменения в программную концепцию: уменьшить объем собственного вещания с 12 часов в сутки до 6 часов, а долю украинского языка с 100% до не менее 75%. Простое, казалось бы, решение имело непредвиденные последствия: по наиболее распространенной версии именно из-за несогласия с коллегами, которые голосовали за создание Радио Алла, со своих должностей подали в отставку глава Нацсовета Виталий Шевченко и первый заместитель Игорь Курус.
Свято место пусто не бывает, но, очевидно, креслу председателя Нацсовета хватает святости. Первым заместителем члена Нацсовета избрали Андрея Мирошниченко, зато с головой так и не смогли определиться. Шевченко, Курус и Плаксюк делали представления на Владислава Лясовского, однако он взял самоотвод. Впоследствии та же тройка выдвигала на руководящую должность и Мирошниченко. Однако после нескольких переносов голосования, этот вопрос перестали поднимать вообще. И со спокойной душой члены Нацсовета работают под руководством исполняющего обязанности председателя – Андрея Мирошниченко.
Виталий и Игорь Федоровиче остались членами Нацсовета, хоть и потеряли свои рычаги влияния. Зато, время от времени поворачивая на свою сторону Юрия Плаксюк и принимая отпуска и командировки, они могут блокировать проведение заседаний, для которых тогда не хватает кворума.
А вот для ответственного секретаря Владислава Лясовского другой ребрендинг – телеканала 1 +1 – закончился освобождением от регуляторного органа (по крайней мере именно так, по одной из версий, объясняют указ президента о замене Лясовского Оксаной Головатенко 24 ноября).
1 1 вместе с унификацией передатчиков решил изменить программную концепцию. И Нацсовет, который сначала воздержалась от голосования за решения, с которой была не ознакомлена, 11 ноября согласилась с тем, что Плюсы более чем вдвое сократили количество программ собственного производства, почти на треть – долю национального продукта, почти вдвое – количество информационно-аналитических и публицистических программ, более чем вдвое – детское вещание в будни, лишились культурно-художественных программ и существенно уменьшили процент развлекательно-музыкальных, доповнившись фильмопоказом.
Фактически 1 1 вместо того, чтобы вещать согласно лицензии, подогнали документы под нелицензионный положение вещей. Андрей Мирошниченко только повеселиться по изменениям формата канала, который вещает на общенациональной сети УТ-2: мол, хорошо, когда вещатель наводит порядок с документами. А мы убеждаемся, что отношениярегулятора и регулируемых легко описать поговоркой если очень захотеть, можно в космос полететь.
Поскольку мы коснулись кадровых перестановок, то вспомним, что в 2009-м Нацсовет получила нового руководителя аппарата – Дмитрия Кравченко из Государственного комитета телевидения и радиовещания, новому начальнику отдела по связям со СМИ и общественностью – Тамару Кравченко, а также представителя в Крыму — Андрея Иванца.
Цифровое молчания
прошлом году 1 апреля после неоднократных отсрочек наконец запустился мультиплекс МХ-4 провайдерства компании Украинская цифровая телесеть. Но заработала УЦТМ совсем не с тем пакетом, на который имеет лицензию. Из десятка дебютантов общенационального эфира свой сигнал предоставил только М2-Эстрада. Остальные не запускаются по разным причинам, одна из которых – не тот масштаб сети, на который рассчитывали (по состоянию на конец года в Украине оцифровано лишь пять синхронных зон). Поэтому провайдер заменяет их чем может. И это был первый вопиющий сигнал о том, что схема, по которой Нацсовет хотела развивать цифру (поэтапность, если начинают с новичков, а со временем подтягиваются национальные вещатели) не дееспособна. Это уже через полгода Владислав Лясовский скажет: французская модель Куруса не сработала. А перед Новым годом и сам Курус подтвердит это.
Между прочим, перед запуском МХ-4 семь телекомпаний, которые должны были начать в нем речь, изменили учредителей (восьмая темная лошадка – Путешественник – перелицензував структуру собственности в конце года).
Чтобы Национальный совет признал, что цифровой время зря упущено, потребовалось специальное заседание Совета национальной безопасности и обороны по цифре 11 сентября. На нем президент раскритиковал Нацсовет по непрозрачные схемы с МХ-4 и попросил проверить компании, причастные к цифры. Регуляторы согласились с критикой и назначили проверки всем: и провайдерам, и вещателям. Также после заседания СНБО заговорили о том, что будет изменена этапность внедрения цифрового вещания: начнут с общенациональных компаний. Однако дальше слов дело не зашло, поскольку Виктор Ющенко так и не подписал президентский указ за этим решением Совбеза.
Впрочем, по версии Нацсовета, в том, что цифра буксует на месте, виноваты не провайдеры, не вещатели и, конечно, не регуляторы телепространства, а … частотники. Любимый козырь Игоря Куруса: международная координация частот есть только на одну синхронную зону. А нет частотных присвоений – нет выгоды провайдеру развивать сеть, а вещателям нет смысла отдавать сигнал в никуда. И получается логическое замкнутый круг, разорвать который можно, лишь преодолев межведомственные перетягивание одеяла и перевод стрелок на уровне высшего руководства государства.
Судебные дела и лицензионные сборы
Для Национального совета 2009-й стал очередным витком судебного противостояния с индустрией. Государственные служащие проиграли телевизионщикам процесс по обжалованию Правил ведения вещания на теле-и радиоканалах в дни траура (подготовку нового такого положения Нацсовет запланировала на новый год). Продолжается слабое обжалования языковых рекомендаций Нацсовета. После нескольких переносов слушания, суд отказал Индустриальном телевизионном комитета в удовлетворении иску, но ИТК не сдался и подал апелляцию. Также не угасают судебные процессы, инициированные кабельщиками, по спискам адаптированных каналов.
прошлом году начался новый этап судебной войны между акционерным обществом Оникс (радио Мелодия) и Нацсоветом, поводом к чему стал непомерный лицензионный сбор. В конце 2008 года компании Оникс за продление лицензии по новой методике был начислен лицензионный сбор в объеме более 4,2 млн гривен, который она не могла оплатить. Нацсовет соглашалась продлить срок уплаты сбора только на месяц, а не на год, как просили радийщики. Оникс прибег к судебной процедуры, чтобы таким образом отсрочить расчет. Компания выплатила 250 тыс. гривен сбора, мотивируя это тем, что Нацсовет продлила лицензию не на 10 лет, а с формулировкой до завершения рассмотрения в суде.
2 сентября по требованию Генеральной прокуратуры Нацсовет отменила собственное решение о продлении лицензии Оникс в связи с неуплатой лицензионного сбора и де-факто впервые в истории аннулировала лицензию всеукраинского вещателя. На этот шаг и на следующие Мелодия реагировала через суд. Наконец, в суде вещатель отменил и аннулирования лицензии, и решения, по которому начислялся лицензионный сбор, и объявление конкурса на свои частоты, и сам предписание Генпрокуратуры. Регуляторныйорган все это оспаривает в апелляции, и ситуация с Мелодией остается неопределенной, что дает вещатели повод заявлять о давлении и перераспределение их частот.
Вместо длительное противостояние с кабельным оператором Донбасстелеспутник благодаря суда завершилось в пользу компании: Нацсовет выдал ей новую лицензию, почему и сама порадовалась. Наконец мы поставили точку, – сказал по этому поводу на брифинге Андрей Мирошниченко.
Несмотря судебные споры, к которым регуляторный орган относится как к данности, сами члены Национального совета называют 2009 время перемирия с отраслью. Кто-то считает это либерализацией, а мы считаем конструктивом, отмечают они. Доказательством мира стало совместное проведение церемонии награждения премией Телетриумф Нацсоветом и ИТК и участие в ней всех ключевых каналов. В последнее время, я бы сказала, Нацсовет вернулась ближе лицом к каналам, поскольку ранее она прибегала преимущественно только в карательных санкций. А сейчас, то через изменения внутри, или через другие факторы, лицо Нацсовета становится более человеческим, – обобщила впечатление телевизионщиков от своего контроллера гендиректор Нового канала Ирина Лысенко.
Нежелание ссориться с телеканалами и радиостанциями порой выливается в отстранении от конфликтов с пояснением, что это не их приход. В ситуации на Львовской ОГТРК, например, по мнению Нацсовета, с законодательством и лицензиями компаний все хорошо, а с хозяйственной спором, которой все и объяснили, пусть Госкомтелерадио разбирается. Также Нацсовет, поспорив, решила отказаться от проверок общенациональных каналов, потому что не хотели давить на телебизнес перед выборами. И хотя продолжается предвыборный мониторинг всех эфиров на предмет нарушений законодательства о выборах президента, Нацсовет почему-то каждую неделю отчитывается ЦИК основном о нарушениях на региональных компаниях, не упоминая в качестве национальных.
Что касается лицензионного сбора, то в 2009 году он стал поводом для неоднократных изменений в решениях Нацсовета. По просьбе компаний регуляторный орган несколько раз передвигал сроки уплаты, в том числе и Национальной телекомпании Украины (3,4 млн грн), и ООО НБМ-радио (Ретро ФМ – 3 млн грн). По состоянию на конец года все они, по словам Андрея Мирошниченко, рассчитались с долгами. В связи с этим Нацсовет обменялась благодарностями с Генпрокуратурой, ведь 9 миллионов гривен таки поступили в государственный бюджет.
Компаниям, в которых прошлом году заканчивался срок действия лицензии, не повезло, как и тем, у кого он заканчивался во второй половине 2008-го. Летом Верховная Рада приняла Закон Украины О внесении изменений в статью 31 Закона Украины О телевидении и радиовещании об уменьшении влияния мирового экономического кризиса на деятельность электронных средств массовой информации в Украине, который существенно уменьшает порядок уплаты и расчета сбора. Закон вступил в силу 1 января 2010 года, а до тех пор сбор начислялся по методике 2008 года, одобренной Кабмином. Кстати, Нацсовет 24 июня утвердил новую редакцию методики, которая оказалась лишней.
Адаптационные последовательность
Ситуация с ретрансляцией российских телеканалов в Украине в прошлом году менялась по образцу: два шага назад, один – вперед. В 2009 году Перечень иностранных телеканалов, которые могут беспрепятственно транслироваться на территории Украины, 18 февраля пополнился тремя польскими телеканалами из группы TVP (общественное вещание Республики Польша): TVP Info (бывший третий канал польского телевидения, ныне канал новостей), TVP Kultura и TVP Historia , а также спортивным каналом семейства Viasat – Viasat Sport East. 25 февраля к списку добавились российские познавательные каналы Зоопарк и Океан-TV, канал кинопоказа Феникс + кино и телемагазин Топ-шоп-ТВ.
Но уже 14 апреля Нацсовет запретил Первый канал. Всемирная сеть и каналы Цифрового телесемейства и обязал провайдеров к 1 июня исключить их из своих абонентских пакетов (по данным ассоциации Укртелесеть, ни один оператор кабельного телевидения не выполнил это решение Нацсовета. 28 мая российское ЗАО Первый канал. Всемирная сеть подало пакет документов в Нацсовет с целью регистрации в качестве субъекта информационной деятельности. В течение нескольких заседаний Нацсовет переносил рассмотрение этого вопроса, но 24 июня все же зарегистрировала в Украине компанию Объединение российских телеканалов (дочерняя структура ПКВС) как субъект информационной деятельности. Тогда гендиректор российской телекомпании Николай Дубовой отметил, что длительная работа по внесению в списокадаптированных каналов приближается к концу, хотя Виталий Шевченко еще надеялся, что Андрей Мирошниченко не подпишет это решение.
Наконец, 22 июля в список адаптированных были добавлены четыре канала с Цифрового телесемейства: Дом кино, Время далекое и близкое, Теленяня, Телекафе. Признано, что их содержание не нарушает законодательства Украины. Вопрос Музыки Первого и самого ПКВС Нацсоветом так и не рассматривался. Несмотря на декларируемые желание легализовать свое присутствие в Украине, не попали в список ни РЕН-ТВ, ни TVCI, ни РТР-Планета. Относительно последнего канала украинская сторона четко высказала свое пожелание: пусть Всероссийская государственная телерадиокомпания создаст юрлицо в Украине и опровергнет озвученную ранее ложную информацию о нашем государстве, на что ВГТРК находит правовые основания не соглашаться. Например, компания отмечает, что вещает со спутника, который подпадает под юрисдикцию Франции – участника Европейской конвенции о трансграничном телевидении.
Таким образом по состоянию на 22 июля 2009 Перечень иностранных программ, содержание которых соответствует Европейской конвенции о трансграничном телевидении и ретрансляция которых на территории Украины не ограничивается согласно ч. 1 ст. 42 Закона Украины О телевидении и радиовещании, содержит 109 телевизионных каналов. Однако в нем нет самых популярных российских: Первого канала. Всемирная сеть, РТР-Планета, РЕН-ТВ, TVCI.
По ретрансляцию запрещенных вещателей большинства провайдеров вследствие внеплановых проверок предназначались этого года предупреждение. Неадаптированные каналы – наиболее распространенное нарушение со стороны кабельщиков. Они оправдываются тем, что вынуждены работать на одном поле с конкурентами, не выключает ПКВС и РТР-Планета. Надзорный орган, следовательно, проверяет всех. Например, в этом году прошли массовые проверки кабельных операторов Крыма, Донбасса, Одесской области и других регионов.
Одним словом, адаптированные каналы практически единственная дискутивна тема, по которой позиция Национального совета остается последовательной, независимо от того, как меняется кадровая равновесие внутри органа. Во всех остальных вопросах все ощутимее, что влияние с разных сторон, о которых говорил Николай Княжицкий в своем праздничном поздравлении по случаю 15-летия Нацсовета, усиливаются, то есть украинский телевизионный бизнес становится более мощным. Таким был последний год органа в составе: Курус, Лебедева, Лясовский, Мирошниченко, Мокриди, Плаксюк, Понедилко, Шевченко.
Фото Яны Новоселова
На фото – Юрий Плаксюк, Татьяна Мокриди

Чьих будете?

Леся Ганжа Украинский медиарынок перекадрувався: экс-интеровцы – пока в убежище, но на высоком старте; экс-плюсивци разбрелись по каналам второго эшелона, ТBi потерял лицо, но собрал с рынка по нитке Хроника продолжает пидбииваты итоги 2009 года в сфере медиа. Своим взглядом на итоги года уже поделились топ-менеджеры украинских телеканалов и радийщики. Было опубликовано экспертный опрос (1, 2, 3 части), подборку знаковых цитат 2009 года, итоги в сфере производства телевизионного контента и итогах законодательной деятельности в сфере медиа. Сегодня предлагаем вашему вниманию обзор кадровых изменений на медиарынке.
Кризис, который кардинально изменила ситуацию на кадровом рынке в конце прошлого года, диктовала свои правила и в 2009. Уровень профессиональной предложения на рынке позволил медиаменеджером и медиасобственников наконец выдохнуть с облегчением – после периода длительного кадрового перегрева, когда в связи с открытием новых изданий люди снимались с насиженных мест целыми командами, рабочее место стало ценностью, с которой считаются. По крайней мере до тех пор, пока за это платят. Хотя и по 5 (зарплатный доллар в высшем эквиваленте на медиарынке зафиксировано разве что в холдинге Evolution Media – примерно 6,2), зато относительно регулярно.
Хроническими невыплатами в 2008-2009-м прославились Медиадом и телеканал ТОНИС (оба ресурсы связаны с Владимиром Костериным. Медиадом в феврале окончательно закрыл амбициозный ежедневный проект Газету 24, так и не расплатившись с работниками, а тонисивцям выбивать заработанное пришлось через забастовку.
Несмотря на кризис, там, где редакции успели убедить владельцев в белых схемах оплаты труда, массового отката к черным выплат не произошло. Однако популярным методом снижения налогового давления на фонд заработной платы стала регистрация журналистов как частных предпринимателей.
И тем не менее украинский медиарынок скорее прислушивался к внутренним тектонических процессов, чем к объективных экономических факторов, и кадровые изменения являются той верхушкой айсберга, что позволяет наблюдателю судить о глубинных процессах, связанных с переделом медиасобственности или изменением политических вкусов медиасобственников.
На кадровую смену года № 1 могли бы с равным успехом претендовать увольнения генерального продюсера Интера Анны Безлюдной и председателя Нацсовета Виталия Шевченко. Первая была результатом ожесточенной битвы правительства за трубу и кардинально изменила крупнейшего украинского вещателя; другая – ознаменовала начало бархатной революции в отношениях между регулятором и индустрией. Обе отставки является равным образом загадочными, дают немало пищи для слухов и домыслов, которые, впрочем, развеивать никто не спешит – да и зачем развеивать то, вокруг чего так интересно строить домыслы.
Безлюдная и Интер
Движение кадров на украинском медиарынке редко является свидетельством профессиональных и эстетических вкусов или даже более выгодного финансового предложения. Главным кадровым вопросом на телевидении остается не кто, который и даже не сколько, а чей.
Именно такова история с отставкой Анны Безлюдной, которой предшествовало слишком много неожиданностей. То неожиданно Константин Григоришин едва только заявив о том, что опцион в Интере его не интересует, переосмысливает свои слова и, не теряя времени, подает иск в суд. Опять-таки случайно и неожиданно это происходит сразу после того, как Юлия Тимошенко призвала переключать Интер и пообещала отдать канал в хорошие руки.
И несмотря на то, что ни Григоришин, ни его представители в суд так и не появились, то ли потеряв к каналу любой интерес, то этот интерес никогда и не было, однако увольнение Безлюдной, давно и тесно сотрудничает с Дмитрием Фирташем, стало фактическим сигналом о том, что хотя де-юре учредителем как был, так и остается Валерий Хорошковский, однако де-факто сдвиги в структуре собственности или по крайней мере относительно контроля над каналом таки произошли.
Освобождение Безлюдной стало якобы неожиданностью и для него самого – по ее же словам, она впервые услышала это от ТК, и пыталась убедить нас в том, что собирать слухи – невежливо. То, что она избегала подтвердить факт увольнения, пока его не обнародовал Валерий Хорошковский, как и то, что Анна Витальевна пока не позволила себе ни одного комментария по освобождению может косвенно свидетельствовать о том, что увольнение Безлюдной было частью большей договора, который до сих пор не финализовано. Об этой сделке на рынке говорят с момента снятия Безлюднойс Интера.
Напомним, что вместе с шефом в никуда ушло и его ближайшее окружение – руководитель ООО Национальные информационные системы Антон Никитин, руководитель 07 продакшн Илларион Павлюк, руководитель Пират продакшн Екатерина Шкуратова, главный режиссер канала Интер Ирина Ионова-Пилат, продакшн-директор Наталья Джунь.
То, что позднее к ним присоединились и телезвезды Интера суток Безлюдной – Андрей Данилевич, Ирина Исупова и Руслан Сеничкин, а также Даша Малахова вместе с ее кулинарной программе, и Ольга Сумская с Владимиром Горянским (экс-ведущие утренней программы), лишь подтверждает тот факт, что ВЫМЕТАНИЯ старых команд новыми метлами самими отделами мозгов не ограничивается – тотальная чистка также касается и лиц, и даже рабочих рук (впрочем, первые тотальную кадровую замену всех на всех провела на медиарынке именно Безлюдная, вичистившы из канала старую гвардию ИАСу до архивариусов .
этот раз докориннисть кадровых изменений была не такой уж немотивированным, как за Безлюдной, а представляла собой поступательное машину, где ретирування с Интера старых мозгов обусловливалась лояльностью к старых владельцев и лично генерального продюсера. Старых лиц – лояльностью к старым мозгов; наконец, бонусно-холуйски подходом к профессии лицо канала в медиаотрасли в целом.
Зато рабочие руки массово покинули Интер уже за невозможности сработаться с новым менеджментом и соответствовать его новым требованиям.
1.Ганна Безлюдная, Антон Никитин, Илларион Павлюк, Екатерина Шкуратова, Ирина Ионова-Пилат, Наталья Джунь
2.Андрий Данилевич, Ирина Исупова, Руслан Сеничкин, + Даша Малахова, Ольга Сумская, Владимир Горянский
3.Юрий Сидоренко, Ольга Кашпор, Анжела Руденко, Роман Недзельский, Дмитрий Драбик, Андрей Сайчук, Роман Винтонив, Андрей Асин, Андрей Долгопятов.

Интер
1.Евген Киселев, Лариса Горская, Илья Канавин, Дмитрий Белянский

2.Олег Панюта, Ольга Кулешова, Владимир Кукумань

3.Назим Бедиров
Напомним, что управление развлекательным вещанием Интера полностью перешло к Сергею Созановского и Егора Бенкендорфа – то есть, людей лояльных к Валерия Хорошковского, которые во время господства фирташевского Безлюдной были, скажем так, на второй, а то и третий плане. Руководителем НИСу стала Лариса Горская (экс-директор Украинских новостей). В то же время на канал пришли так называемые российские консультанты – Илья Канавин, человек с далеко не безупречной профессиональной репутацией, и другие. И если одни эксперты связывают это с возможными изменениями в структуре влияния на канал, то другие видят в этом защитный маневр Хорошковского от возможного избыточного давления Блока Юлии Тимошенко. Собственно, довольно удачную реализацию именно такой политической сбалансированности редакционной политики мы и видим сейчас на канале. После отставки Безлюдной Интер сменил резкую антиправительственную ориентацию на мягкую пророссийскую. Канал также лояльно относится к Президенту Ющенко, симпатизирует Януковичу, но не мочить, как было во времена Фирташа, Юлию Тимошенко.
Однако появление в Ниси Ильи Канавина, его украинского коллеги Дмитрия Белянский, особенно – Александра Пилипца, в конце концов, обусловило отток кадров из новостного продакшна Интера, который пока частично перекрывается за счет журналистов, освобожденных из новостной программы К1 Один день. Вместе реализована новым менеджментом договоренность Анны Безлюдной о приходе на канал Евгения Киселева позволила Интера наконец наверстать потерю Шустера и получить качественный общественно-политический продукт в пятничном прайме – ток-шоу Большая политика.
Другие кадровые изменения в группе Интер касались малых каналов группы – К1, где был ликвидирован новостное вещание, и Мегаспорта, где в связи с переформатированием было сокращено более 70% работников. Интересно отметить, что структурированием группы занимается лично Сергей Созановский.
касается самого молодого канала группы Интер, MTV-Украина, то пока его покупка не вызвала заметных кадровых движений, зато была толчком к масштабной кадровой операции.
Нацсовет без головы
В то, что отставка председателя Нацсовета Виталия Шевченко является решением эмоциональным, а не политическим, на украинском рынке мало кто верит. Сам Виталий Федорович пытался объяснить свое решение сдачей национальных интересов – камнем преткновения, поссорил Национальном совете, стало голосование по перелицензирование Радио One на Радио Алла. Шевченко и Курус были против, остальные Нацсовета – за. Несмотря на категорическийпозицию председателя и его первого заместителя, Нацсовет большинством голосов приняла решение, с которым ни Шевченко, ни Курус были несогласны. Шевченко тут же сделал заявление об отставке. Курус – его поддержал.
Сейчас обязанности председателя выполняет Андрей Мирошниченко, который формально является первым заместителем. Однако большинство вопросов на заседание и далее готовят лишь Курус, Плаксюк и Понедилко (количество подготовленных вопросов – показатель работы члена Нацсовета.
В индустрии говорят о бархатную революцию, связанную с отставкой Шевченко и Куруса, которая привела к либерализации отношений как индустрии и Нацсовета, так и в самом Нацсовете.
Абстрактно либерализация может означать то, что решение вопросов становится доступным, зато стоит дороже. К тому же распределение добровольных взносов становится паритетным внутри бюрократической группы. Плюс либерализация предполагает и определенную фамильярность в отношениях с игроками рынка, недопустимую при тоталитаризме ни при каких обстоятельствах и ни при каких сумм.
Не менее неожиданной была и другая кадровая смена в Нацсовете, когда президент своим указом уволил члена Нацсовета Владислава Лясовского и назначил Оксану Головатенко. Указ был неожиданностью и для самого Лясовского (который к тому же находился на больничном в это время, т.е. его освобождение происходило с нарушением законодательства), так и для и.о. председателя Нацсовета Андрея Мирошниченко, который комментировал назначение Головатенко как пока есть такая информация и не более того.
Появление Головатенко, человека далекой не только от регуляторного законодательства, но и от телерадиовещания на такой высокой должности, измеряется отнюдь не мерой профессиональной целесообразности. Здесь скорее речь идет о операционный подход. Очевидным представляется лишь то, что задачей жа Головатенко в должности было обеспечить победу Интера в конкурсе на частоты для развития MTV-Украина. После провала операции Конкурс один из источников ТК, близкий к топ-менеджмента Интера, назвало это назначение холостым выстрелом, однако Головатенко является реальным претендентом на избиение рекорда Бутко – члена Нацсовета, который состоял в должности чуть больше месяца (от декабря 2004 до февраля 2005) .
Если же говорить о национальных особенностях кадрового рынка, то, конечно, такая замена в президентской четверке за полтора месте до выборов, выглядит нелогично с точки зрения здравого смысла, вполне в тренде украинских кадровых назначений, где государственные должности рассматриваются как шубы с барского плеча. Причем даже не тем, кого на них назначают, а их сюзерена.

Владислав Лясовский
Нацсовет
Андрей Мирошниченко
↕ ↕

Виталий Шевченко,
Игорь Курус

Оксана Головатенко
Гостелерадио
Олег Наливайко, который в сентябре 2009-го, занял должность первого заместителя – и.о. председателя Гостелерадио, задолго до его назначения называли компромиссной фигурой, которая одинаково устраивала и оппозицию, и коалицию. Очевидно, устраивала, но не до конца – полную процедуре назначения Наливайко так и не прошла, оставшись и.о. Среди нынешних кадровым назначениям, где чуть ли не половина назначенцев уже является и.о. и врио, этот бюрократический префикс призван напоминать государственным мужам о бреннисть бытия и изменчивость фортуны.
заместителем председателя Гостелерадио стал Николай Белоус (УТ-3, КТМ, UBC), который за относительно короткий срок пребывания в должности отличился неудачной попыткой срочно – до выборов – реформировать ресурс ОДТРК в Канал территориальных общин и фигурирования в скандале с захватом львовского телецентра (скандал пока официально трактуется как хозяйственный).
В апреле 2009 года Гостелерадио понес тяжелую утрату: после изнурительной борьбы Концерн РРТ был окончательно переданы Минтранссвязи, в связи с чем выполнять обязанности генерального директора был назначен Олег Копейку, а впоследствии – Владимира Ищука (который возглавлял КРРТ с 2002 по 2007 год). То, что генеральным директором предприятия считается Анатолий Антоненко, официально с апреля месяца находится на больничном, может означать лишь то, что Гостелерадио расценивает потерю Концерна как трудную, но не окончательную.
1 1 и ТЕТ
Начало 2009 года ознаменовалось не так кадровыми изменениями на 1 +1, как новостями о трудоустройстве бывших плюсивцив, не растаяли в безвестности, а кадрово укрепили каналы второго эшелона: Олесь Терещенко нашел работу на Первом национальном, Людмила Добровольская – на Сити, Анну Безулик вместе с программой Я так думаюприютили на 5-м (а фактически, вместе с многими другими беженцами из новых плюсов, – на продакшн Бориса Фуксмана Украинская медийная группа). В течение года группа звезд 1 1 Безулик, Добровольская и Терещенко судилась с телеканалом, пытаясь доказать, что их освобождение обусловлено изменением редакционной политики. Суд закончился мировым соглашением.
Анатолий Борсюк стал колумнистом газеты Левый берег. На ICTV нашел работу бывший промодиректор 1 1 Евгений Захаров (уволился с ICTV 1 января 2010-го; по слухам, намерен работать в России), а его супруга экс-арт-директор 1 1 Ольга Захарова сосредоточилась на работе в 1 + 1 видео дизайн (компания больше не связана с каналом 1 +1).
Громким кадровой событием этого года на Плюсах стало освобождение творческой группы Танцую для тебя, а именно Павла Овечкина, Андрея Дончика и Иванны Дядюры, в разгар проекта. Их сменил до конца сезона Алексей Гончаренко, который впоследствии назвал поступок своих предшественников шантажом руководства за три дня до эфира.
Также не без скандала расстался с 1 +1 и Вячеслав Булавин, руководитель сейлз-хаус ВИ-Приоритет, который продавал рекламное время на 1 +1. Пока дело о неустойке канала до сейлз-хауса рассматривает суд, но Булавин, вопреки прогнозам, не оставил украинский рынок и возглавил департамент продаж канала Украина.
Наибольшей кадровой интригой 2009-го года на 1 +1 была судьба Натальи Катеринчук, а также изменения, которые произойдут после изменения структуры собственности и интеграции в компанию телеканала ТЕТ.
Об освобождении Катеринчук говорили со времен отставки главы секретариата Президента Виктора Балоги (май, 2009). Однако Наталья вовремя ушла на больничный, а в сентябре была отправлена в дипломатическое ссылки на ТЕТ. Ситуацию, говорят источники ТК, осложняли напряженные личные отношения Катеринчук и Ткаченко. Ощущение пересидки усиливало и то, что официально к компетенции Катеринчук должно входить создание собственного продукта на канале, где почти все собственное производство свернули в связи с кризисом. Поэтому как де-юре Катеринчук является трудоустроены, но де-факто – это свободный резерв украинского рынка медиаменеджменту.
Потрясением для рынка стало освобождение от должности председателя правления ЗАО Телекомпания ТЕТ Григория Тычины, возглавлявший ТЕТ от 2003-го года, и назначение Максима Варламова на должность и. о. первого заместителя председателя правления (обе изменения связано с изменением владельца). Напомним, что председательство юриста Варламова имеет, как правило, временный характер (в предыдущий раз он рулив плюсами лишь несколько месяцев – с мая по август 2008-го, до момента назначения Александра Ткаченко) и продиктовано, скорее всего, юридическими потребностями подготовить площадку для нового менеджера и привести в порядок лицензионные бумаги. Кто возглавит ТЕТ после Варламова – пока не обсуждается. Однако с большой степенью вероятности можно говорить о том, что теперь это будет иметь ровно такое же значение для рынка, как кто возглавит телеканал Кино, который, кстати, возглавляет Александр Ткаченко.
Григорий Тычина тоже пока отдыхает и дальнейшие планы трудоустройства не комментирует.
Достояние 1 +1 – шеф-редактор утренней программы Юлия Жмакин и ведущая Лидия Таран есть в профессиональном плане достаточно противоречивым. Понятно, что с одной стороны, их переход показал еще раз репутацию Ткаченко как менеджера, благосклонного к своим людям. Однако в прошлом сезоне проект Жмакин и Таран Время: Итоги на 5-м канале не только стал одним из самых интересных в своей форматные ниши, но и получил Телетриумф (знак отличия для ведущей). Зато на 1 +1 и утренний проект, над которым они работали, и программа Таран Я люблю Украину выглядели очень неубедительно.
не гарантировали успеха телепроектах Плюсов и контракт с Потапом и Настей Каменских. Успешность этого кадрового решения приходится оценивать разве что по критерию цена – качество: если цена сделки для телеканала была относительно небольшой, то такое кадровое решение является оправданным.
Довольно громким событием для рынка стала и кадровая ротация в программном департаменте 1 +1 – замена Сергея Демьянчука на Викторию Шульженко (формально эта должность называлась председатель телевизионного департамента группы 1 +1). И если увольнение Демьянчука является примером классического не сошлись характерами, то переход на Плюсы Виктории Шульженко было довольно саркастически видкоментовано ее бывшим работодателем – генеральным директором Нового канала Ириной Лысенко, в планы которой кадровая потеря Шульженко, очевидно, не входила.
Оптимальнымкадровым решением выглядит возвращение в эфир Аллы Мазур. Причем Мазур вернулась на канал вместе со своим выпускающим редактором Робертом Опаленик.
Павел Овечкин, Андрей Дончик, Иванна Дядюра
Наталья Катеринчук
Сергей Демьянчук
1 1
Максим Шиленко
Алла Мазур, Роберт Опаленик
Юлия Жмакин, Лидия Таран, Потап и Настя Каменских
Виктория Шульженко

Ярослав Гуревич + примерно 30 работников ТЕТ продакшн
Григорий Тычина
ТЕТ
Максим Варламов, Наталия Катеринчук
ICTV, СТБ, Новый канал, М1: освобождение ради стабильности
В целом, меньше кадровых сдвигов было в холдинге Виктора Пинчука. Правда, в начале года на ICTV был сокращен информационную службу и экс-главного редактора Александра Белова. Эти увольнения объяснили кризисом. Также на канале было временное кризисное урезание зарплат.
На М1 кризисных увольнений не было, зато менеджмент прибег к тактике затягивания финансовых поясов – зарплаты были уменьшены на 30 – 40%. Было два выхода – сократить либо людей, либо зарплаты. Но в ситуации сокращения людей мы понимали, что многие не найдут себе применения на рынке, ведь вся страна, вся индустрия просел, и мы бы кого-то оставили в добром здравии, а кого-то бы просто выставили на улицу, – объяснял ТК генеральный продюсер М1 Валентин Коваль.
Потери Виктории Шульженко для Нового канала и Василисы Фроловой для М1 обоснованно вполне естественным для кадровых изменений привлекательности финансовых и творческих предложений, а увольнение ведущего ICTV Алексея Гнилуша – семейными обстоятельствами (равно как и его переезд в Китай, где Гнилуша теперь выступает на китайском канале CCTV Русский под псевдонимом Фадеев).
Адекватным профессионально выглядит и решение ICTV вывести из кадра Виктора Сороку (он остался шеф-редактором Фактов. Итоги дня) и пригласить с ТРК Киев Лукьяна Сельского.
В интервью ТК Валентин Коваль уверял, что залог нормальной работы холдинга в стабильности менеджерской ситуации – ведь каждая смена менеджмента тормозит развитие бизнеса в целом. Очевидно, владельцы бизнеса это понимают, потому что на сегодня топ-менеджмент холдинга сидит прочно и плодотворно развивает каналы под себя: Александр Богуцкий возглавляет канал более 9 лет, на год меньше менеджмента М1, 4 – 5 лет руководят каналами Владимир Бородянский и Ирина Лысенко.
течение года в холдинге было лишь две резонансные увольнения: Алексея Кутепова с ICTV и Владимира Павлюка с Нового канала. Знаково, что в обоих случаях канал удался в к объяснению непрофесонализм, демонстрируя, что обтекаемые формулировки становятся легкой для применения и самыми тяжелыми для опровержения.
Напомним, Алексей Кутепов, репортер программ Максимум в Украине и Факты недели с Оксаной Соколовой расследовал тему незаконной добычи песка в заповеднике Жуков остров, в ходе которого был забит насмерть 59-летнего пенсионера Александра Гончарова, героя программы. Руководитель службы публицистических программ ICTV Оксана Соколова обвинила Алексея Кутепова в непрофессионализме. В итоге журналист уволился с канала, но обратился в комиссию по журналистской этике с просьбой квалифицировать его действия. Комиссия вынесла решение, что не видит признаков непрофессионализма в действиях репортера.
Освобождение Владимира Павлюка, по сути, является одним из немногих документированных свидетельств политического давления на медиа. 12 июня Владимир Павлюк по просьбе руководства написал заявление на увольнение по собственному желанию с должности шеф-редактора информационной программы Репортер. Причиной собственному желанию была реакция руководства канала на демонстрацию неофициального записи заявления Юлии Тимошенко со словами Пропало всьо!, Заимствованного из интернета, в программе Репортер от 8 июня. На канале причину увольнения прокомментировали как непрофесонализм шеф-редактора, который использовал в эфире центрального канала любительское видео. Сейчас Павлюк является ведущим предвыборного проекта Яценюка На фронте перемен.
Аналогичный случай произошел и в Украинском медиахолдинга – главного редактора еженедельника Фокус был отстранен от работы за того, что он напечатал фотоколлаж полового акта Юлии Тимошенко и Арсения Яценюка. В УМХ, равно как и на Новом канале, категорически отвергали факт каких-либо политического давления на редакцию. В отличие от Павлюка, Гладкий не дал никаких комментариев относительно своего увольнения и надолго ушел на больничный, хотя источники в редакции утверждали, что холдинг нагнули ни па-децки.
Регионы
Два громкие случаи увольнений с политическим подтекстом зафиксировано в течение года в Днепропетровске и Ужгороде.
Речь идет об истории увольнения генерального директора Днепропетровской ОГТРК Виктории Шиловой. Официально Государственный комитет телевидения и радиовещания разорвал контракт с экс-руководителем Днепропетровской ОГТРК через обращение Днепропетровской ОГА. Однако сама Шилова настаивала, что в ее освобождении заинтересован прежде всего губернатор Днепропетровщины Виктор Бондарь. И несмотря на то, что сам губернатор опровергает любое давление на телекомпанию, однако никто не осмелится опровергнуть факт конфликта между областным руководством, которое по установившейся традиции всегда считало областные компании своей медиавотчиною, и директором телекомпании, которая имеет далеко неоднозначную профессиональную репутацию. История освобождения Шиловой насчитывает такие акции, как забастовку и голодовку (в поддержку Шиловой голодали 15 работников телекомпании, несколько человек были госпитализированы), открытое письмо днепропетровских журналистов к коллегам с призывом прекратить нездоровую акцию протеста, обращение к голодающих от президента Ющенко и даже попытки Шиловой провести пресс-конференцию в Москве (акция не состоялась по причине неявки московских журналистов). После освобождения Шилова намеревалась стать министром информации; ныне является основателем и главным редактором газеты Правый берег
Ужгородский журналист Виталий глагола получил предложение подписать заявление об увольнении с должности корреспондента Закарпатской ОГТРК (август, 2009). В отдел кадров его вызвали после выхода в эфир интервью с мэром Ужгорода Сергеем Ратушняком, в котором Ратушняк пытался установить национальность народного депутата Арсения Яценюка. Синхрон и видео скандальной съемки демонстрировали центральные телеканалы.
Как и в других аналогичных случаях, руководство канала факт увольнения с конкретным материалом не связывает. Генеральный директор ЗОДТРК Евгений Шишков настаивает, что политического или иного подтекста в этом кадровом решении не было.
Изучение законности увольнения Виталия Глагол проверяла Закарпатская областная прокуратура. С начала сентября глагола работает в интернет-агентства MIGnews, однако свое профессиональное будущее связывает с телевидением. Однако, признается, что пока интересных предложений не поступало.
Украина: для своих
Ситуация на ТРК Украина тоже выглядит достаточно стабильной, но своеобразно: новички не приживаются, старичков не отпускают. Запуская новые проекты, в компании также предпочитают повысить своих, чем приглашать чужаков. Именно такой была ситуация с Юрием Сугак, руководителем информационного вещания канала, которого в этом году был назначен генеральным директором нового проекта группы – ТРК Донбасс.
В мае оставила свой пост генеральный продюсер Алла Липовецкая, аргументировав свои действия тем, что канал прекратил производство больших проектов Шоу Верки Сердючки и На 10 лет моложе, запуском которых она занималась. Однако, по неофициальным источникам, причиной были профессиональные разногласия с одним из главных старожилов канала, главным редактором Мариной Миргородской. Сейчас Липовецкая является генеральным продюсером подразделения телевизионного производства кинокомпании Film.ua – Film.ua Television.
Так же в конце мая на канале объявили об увольнении генерального директора ТРК Новости Оксаны Зиновьевой, которая, по слухам должна была возглавить ТСН на 1 +1 (вместо Натальи Катеринчук). Понять ситуацию легко: запуск ТРК Новости в связи с кризисом все откладывался (последние сроки, которые названы – январь 2010).
Однако, когда история со снятием Катеринчук затянулась, на Украине великодушно объявили о возвращении Зиновьевой на его прежнюю должность, более того – под нее была запущена предвыборный проект Готов отвечать!
ТОНИС и Эра
Основной проблемой для этих каналов году была борьба с последствиями кризиса. Обе компании, по свидетельству источников, перманентно продаются, однако цена, по которой выставлен каналы, потенциальным покупателям выдается не рыночной (будто кто знает, что это такое).
Однако по последним событиям на ТОНИСе есть подозрения, что на канале таки произошли изменения в структуре собственности – об этом может свидетельствовать резки увеличении уставного капитала весной этого года, после чего был назначен генерального продюсера Юрия Никитина. После этого на канале нашли средства на запуск нескольких новых проектов. Следующие транши наканал поступили только осенью: в сентябре акционеры вынуждены были расплатиться с информационщиков, чтобы погасить забастовку. Вскоре после того канал также обновил студию, графическое оформление и запустил несколько новых проектов, однако эти новые транши увенчались сменой председателя правления, и канал вместо многолетнего тонисивця Дмитрия Тузова возглавила неизвестна в медиаиндустрии Галина Белодед. По слухам, ее задачей является подготовка канала под продажу, подтверждающий тот факт, что в декабре Трансбанк опубликовал список активов, подлежащих распродажи, среди которых 10% акций ТОНИСа.
Эра году также переживала нелегкие времена. Правда, вместо кризисных увольнений в компании ограничились тем, что обязали сотрудников добровольно перейти на 4-часовой рабочий день (официальная формулировка по семейным обстоятельствам). В этом году компании оставило главное лицо Эры и ее многолетний директор Василий Климчук – теперь он ведет утреннюю программу на Кировоградской ОГТРК. С точки зрения наемного работника Эра пока остается не очень привлекательным объектом.
ТВi: открытие года
Первый кадровый скандал этого года был связан с ТВi: канал освободил Богдана Кутепова, ведущего программы журналистских расследований Восклицательный знак за то, что тот решился на расследование деятельности собственного то-менеджмента. В частности, Богдан задался вопросом, зачем руководство канала уже второй раз за полгода меняет напольное покрытие. Свои мысли Богдан изложил в собственном блоге. ТК использовала блог Кутепова, а также информацию от других источников на канале, и написала сатирический блог от имени виртуального персонажа Николая Кузякина. Это сообщение стало формальным поводом для увольнения (историю описано в публикации Кутепов – не Кузякина. Очевидно, тут как с разведчиком и шпионом: расследование деятельности других – это журналистика, а изучение дел с мини-ремонтами на собственном канале – это уже вынос мусора из избы, антикорпоративна поведение и вообще непрофессионализм.
Это уже второе резонансное увольнении Богдана Кутепова – предыдущий раз он уволился с СТБ за конфликта с председателем правления канала Владимиром Бородянским.
После истории с ТВi Богдан Кутепов сделал заявление, что не будет работать больше в медиа. Однако, как известно ТК, он проходил тракты в ISTIL. Кутепова заступил в программе Восклицательный знак Артем Шевченко, перешедший на ТВi из НТН, где вел программу Агенты влияния.
ТВi, который был известен прежде всего, как тот канал, где выходит программа Евгения Киселева, в этом году пришлось распрощаться со своим брендом. Первая программа с Киселевым вышла в эфир 18 января, последняя – 4 октября. С зрителями канала Евгений Киселев распрощался прямо в эфире. Причина – разрыв отношений между акционерами канала Владимиром Гусинским и Константин Кагаловский. Покидая проект, Гусинский вынул из него самое ценное – такими активами оказались пакет фильмов и журналист Киселев.
Еще до решения Киселева оставить ТВi, руководство канала проявило небывалую уступчивость и поддержало решение своего бренда вести политическое ток-шоу на Интере. Менеджеров даже не знитило и то, что Евгений Алексеевич является главным редактором канала, а следовательно, его присутствие в эфире другого вещателя является не только неэтичным, но и такой, который напрямую работает на укрепление конкурентов. Привлекая внимание к Киселева, Интер привлекать ее и к ТВi, утверждал тогда ТК Николай Княжицкий, однако ситуация скорее вкладывалась в латинскую формулу То, что позволено Юпитеру, не позволено быку и вызвала искренний восторг юпитерним статусом Киселева.
Однако окончательный разрыв отношений между акционерами ТВi не дал основать на украинском рынке прецедент, когда главный редактор работает мозгами на один канал, а лицом – на другой.
Потерю Киселева на ТВi зализувалы почти два месяца – 29 ноября в слоте Киселева стартовала авторская программа Мустафы Наема Черное и белое. Программу производит Савик Шустер студия.
Через некоторое время стало известно об увольнении еще одного менеджера ТВi исполнительного продюсера Александра Трухманов, а через некоторое время от дел канала отошел Вахтанг Кипиани. Пока этот отход заявлено как временный – до выборов, и обоснованный он тем, что Вахтанг, между прочим, заместитель главного редактора ТВi, немного поведет предвыборное шоу на Первом канале Украинская рулетка. Однако прогнозировать возвращение Кипиани на ТВi трудно, ведь Трухманов и Кипиани определенное время работали в связке.
Трухманов аргументировал своеосвобождение не только конфликтом акционеров, но и появлением на канале Сергея Демьянчука. До того как Сергей Демьянчук пришел на канал на должность генерального продюсера, такой должности в компании не существовало, и фактически эти функции выполнял я, – говорил Александр в интервью ТК.
Появление Демьянчука была первой в ряду кадровых приобретений ТВi осени-зимы 2009-го. ТВi в кадровом вопрос повел себя мудро, без излишней гордыни подбирая все ценные кадры, которые выплеснули на свободный рынок. Так ТВi укрепили приход к ньюз-рума интеровцев Анжелы Руденко, Андрея Сайчука, Романа Недзельского и Екатерины Ермолович (ICTV). И если у новинникив – свои кадровые высоты и своя судьба, где главное не выпадать из новостного потока; то Сергей Демьянчук, карьера которого к этому переходу лишь стремительно шла вверх (1 +1 – Интер – снова 1 +1), узалежнив свою позицию от перспектив канала. А перспективы TBi – это, мягко говоря, на сегодня не очень твердая ставка.

Богдан Кутепов
Андрей Макаренко
Антон Степьюк
Евгений Киселев
Александр Трухманов

ТВi
Сергей Демьянчук
Екатерина Ермолович
Анжела Руденко
Роман Недзельский
Андрей Сайчук
Другое
Президенту НТКУ Василию Илащуку удалось на 5% сократить штат телекомпании-монстра (против планируемых 10%). По словам Илащука, он имел целью освободить тех, кто не работает, но много сделать не удалось. И на сегодня на Первом канале считается примерно 1 700 человек.
Среди малых каналов самыми резонансными событиями была война за лидерство между Игорем Арестархов и Александром Саломаха на канале UBC, которая завершилась победой Саломаха и освобождением Арестархов, а также появление Василия Вакулко, экс-генпродюсера 4tv, группы каналов, которая так и не запустилась, в статусе генерального продюсера на канале Star TV. В новой должности Вакулко начал свою деятельность со своего коронного номера: конкурс Алло, мы ищем таланты …, который канала ничего не стоит, а зрителя – ничем не радует, однако позволяет бюджетно заполнить эфир. Экс-заместитель главного редактора по информационной политике ООО Национальные информационные системы Сергей Мамаев, работавший на информационном проекте К1 Один день, стал шеф-редактором телеканала и сайта Ukrainian Business Resourse (UBR), а генеральным продюсером UBR назначена Виктория Барскова, которая к ранее работала генпродюсером телеканала UBC.
Список кадровых изменений в этом тексте не является исчерпывающим, однако позволяет заметить две главные тренды движения кадров на медиарынке. Первый: меняется владелец – и меняется не только все, но и все. И второй – нелояльность к владельцу (менеджмента) является непрофессионализмом, за который увольняют. Итак, любите своего владельца. Если можете, конечно. И будет вам если и не счастье, то хотя работа.
Иллюстрация – c-ex.ru

17 января в Донецке стартует фестиваль «Хьюзфильм»

17-го января в Донецке состоится первый фестиваль короткометражного игрового кино режиссеров региона Хьюзфильм. Зрителям предложат 10 работ, хронометраж которых составляет до 15 минут. Все фильмы сняты без поддержки меценатов и спонсоров.
В программе картина Вакуум Максима АЛЕХИНА, 100 шагов в небо Василия Рудя, Паркур, Жестокий убийца, свидетель Павла Паламарчука; Человек на стуле Александра Моисеенко, Without you Михаила Бакузова (Краматорск), Реквием, Ты не одна, Путь Максима Герасимова (Макеевка) .

Фестиваль будет проходить по адресу:
город Донецк, ул. Артема, 129Б,
ресторан Юзивськая Пивоварня

Анатолий Ерема: «Как зритель пойдет на культуру, если мы не даем ему шанс?»

Марина Барановская Текст впервые опубликован в журнале Хроника, № 12, 2009 г.
1995 года, когда переводчик по образованию и будущий ведущий программы Документ на 1 +1 начал свой путь в профессии, на телевидении было весело: вместо того, чтобы отправлять sms – сообщения, телезрителям предлагалось звонить непосредственно в прямой эфир (последствия этого всегда были непредсказуемыми), а промптер прокручивали перед глазами ведущего новостей вручную.
Программа Документ, последний благородный обломок некогда фирменного авторского телевидения на Плюсах, уже второй сезон переживает не лучшие времена. Третья ночи, время выхода программы с понедельника по четверг, невольно заставляет задуматься не над культурной проблематикой, на которой сосредоточен этот телепроект, а над принципами программирования, когда речь идет о гуманитарный телепродукт. Глубокая ночь, по искренним убеждениям нынешних руководителей 1 +1 – единственно возможное время для интеллектуальных разговоров и выполнения лицензионных требований.
Документ, который начинался как Теледискуссия вокруг того или другого украинского документального фильма, а стал обреченным на комические рейтинги форматом, товары за три копейки – более чем показательный пример выживания познавательного культурологического телевидения в Украине. Почему траектории всех аналогичных Документа отечественных телепроектов конце концов похожи, как в течение последних десяти лет менялись акценты в освещении культурной тематики в СМИ, и какой должна быть программа о культуре, чтобы претендовать на прайм – об этом и не только в разговоре ТК с Анатолием Иер.

– Анатолий, тема этого номера Хроники – первые 10 лет украинской журналистики в XXI веке. В течение этого времени в Украине изменилось не только политическое вещание – свою эволюцию прошло и телевидения, сосредоточено на жизни вне политики. По вашим ощущениям, отличается ли телевидению, которое ты делал в конце 1990-х годов в виде Завтраке с 1 +1 от того, которым ты занимаешься последние годы в Документе?
– Да, эти десять лет – целая вечность! Телевидение было совсем другим, в частности более интерактивным в прямом смысле, поскольку можно было дозвониться в студию и задать гостю свой вопрос. Телевидение тогда мало другую функцию – оно было прежде всего собеседником, и зрители стремились общения с какими незаурядными личностями. На нас как на ведущих Завтрака было положено именно такую ответственность.
Нынешнее телевидение прежде всего должно развлекать. Конечно, мне бы хотелось оставаться собеседником для зрителя, но я понимаю, что это уже вчерашний день. Сегодня такого собеседника зритель требует все меньше и меньше. Я общаюсь со многими людьми, и довольно часто в последние годы мне приходится слышать фразу: У меня дома нет телевизора. Это означает, что у многих уже нет потребности в этом источнике информации и общения.
– Как вы думаете, почему многие теряет такую необходимость? Не потому, что потенциальная аудитория культурологических телепрограмм, авторских проектов о современном кино, литературу, искусство и т.д. уже отчаялась найти что-то для себя в ящике?
– Потеря потребности быть телезрителем – это закономерный результат общественного развития: появились другие медиа, другие возможности, которые становятся более привлекательными, чем телевидение.

– Что происходит с потребностью условного зрителя или слушателя к общению, по вашему мнению?
– Я думаю, что эта потребность остается, но собственно общения, как по мне, видоизменяется в несколько суррогатные формы. Возьмите хотя бы социальные сети. Это все-таки не натуральное общения. Человек закрывается в какой социальной сети, может там пропадать днями, так и жизнь проходит! Это очень опасно. Здесь надо себя держать в руках. Я тоже общаюсь, могу с кем початиться, но потом мы с сети обязательно выйдем на кофе. Я отдаю предпочтение живому общению, когда можно увидеть глаза собеседника.
– Давайте поговорим о культуре как объект интереса телевидения. По каким редакционным принципам культурная тематика попадала на сниданкивський стол?
– Я бы не сказал, что культурная тематика была для нас доминирующей, потому что когда человек просыпается, у нее первая мысль не о том, что вечером будет идти в опере или в национальном театре, а как бы заварить крепкий кофе. Вот мы об этом говорили. Но потом попьет кофе и у тебя уже другая волна мыслей и настроения, и вот тогдауже было время поговорить о культурных событиях. Однако, по моему мнению, раньше на телевидении больше было интересы и нужды говорить о культуре, чем сегодня. Не на каждом канале были какие-то телепроекты, которые интересовались культурой. Время изменилось. Я не считаю, что это хорошо, но это является результатом развития нашего телевидения.
– Европейское телевидение успешно решает проблему культуры как потенциально рентабельного продукта. Как вы думаете, что мешает нам воспользоваться моделями, которые уже доказали свою эффективность? Или этот опыт принципиально не адаптируется к украинским реалиям?
– По большому счету, не адаптируется. Я считаю, что культурная тематика должна выживать на ТВ за счет технологий. Плюс инвестиции и правильные форматы. Канал Discovery, немецко-французский канал Arte – это большие деньги, технологии, красивые съемки. На мой взгляд, Украина сегодня не может себе позволить канала уровня Arte. Хотя бы потому, что нет денег. Смотри, Франция одна не потянула этот канал. Французы не захотели делать плохо и поэтому объединились с немцами.
– Но понятно, что существование того же канала Arte возможно благодаря осознанию французским и немецким обществом и властными элитами этих стран того, что коммерческое ТВ не должно вытеснять другое телевидение – некоммерческое, общественно-политическое или общественно-культурологическое. Что нужно учитывать интересы аудитории, пусть меньше той, что смотрит сериалы, но тоже достаточно многочисленная и качественная в процессе жизни общества в целом. Для начала скажите, имеющееся аналогичное осознание в украинском медиа-среде?
– Нет. Если бы оно было, то были бы и попытка это реализовать.
– Почему нет?
– Потому что мы несколько увлеклись развлекательной функцией телевидения. Нам нравится развлекать, но этим мы сами себе создаем замкнутый круг. Говорим, что зритель не идет на культуру, что эта тематика не дает рейтинг. А как же зритель пойдет на культуру, если мы не даем ему шанс? Но я против того, чтобы делать что-то подобное плохо. На этот момент я не вижу возможностей делать в Украине нечто грандиозное, как канал культуры.
– Почему, по-вашему, культура в предыдущие годы больше была в центре внимания украинского ТВ? Телеменеджеры были более наивными или, наоборот, более опытными?
– Давай я вцеплюсь за слово наивность, хотя я хотел бы принять другое слово. Они были большими романтиками, вот и все. Руководство телепроизводством ранее большей степени воспринималось как миссионерство и предполагало и определенные просветительские цели. Но постепенно на первый план вышла деловая составляющая телевидения.
романтиками я считаю Александра Роднянского, Владимира селедочка, которые, несмотря на то, что они изначально занимались телевидением как бизнесом, все же оставляли место на канале той романтике, которую имели в своей душе. На протяжении десятилетия они эволюционировали, уже буквально через несколько лет от старта 1 +1 эти же люди уже изменили стратегию развития канала.
– В связи с какими обстоятельствами вы перестали думать, что они романтики?
– Я и сегодня думаю, что они романтики в душе. Но все же они являются менеджерами. Изменилось среда, условия конкуренции, они вынуждены были в той среде выживать, и эти условия сделали их более прагматичными, более жесткими менеджерами.
– Где, по-вашему, сегодня в украинском обществе формируется адекватный современности уровень говорения о культурных процессы?
– Очень трудный вопрос. Полной такого разговора, по-моему, нет, есть какие фрагменты этого дискурса. Для меня лично это частности дискуссии, время от времени происходят на презентациях чего-то нового – книги, выставки, кинофильма. Телевидение за исключением каких-то спорадических попыток сегодня вряд ли может сформировать подобный дискурс, а о причинах этой неспособности я выше уже говорил.
– Поговорим о качестве этих попыток, которые все же делают украинские масс-медиа, привлекая внимание аудитории к тем или иным событиям в области культуры. После завершения нынешней Молодости, например, на нашем сайте появилась статья журналиста ТК Елены Коркодим. Моя коллега проанализировала специфику освещения недельного фестиваля на ТВ: большинство телеканалов рассказывали о чем угодно, кроме его конкурсной и интересной внеконкурсной программы, даже не думали познакомить зрителей с участниками панорамы украинского кино, а вместо этого показали одинаковые съемки прибытия Катрин Денев на церемонию открытия и несколько меланхоличных танцев Клода Ван Дамма на закрытии …
– Кстати, яочень хорошо помню этот текст, потому что он меня заставил подумать и проанализировать претензии вашей коллеги до того, как освещался ход фестиваля Молодость … Тут такая дилемма. Этот кинофестиваль сам по себе является артхаусным, он имеет очень много вещей, о которых можно глубинно говорить, но которые не выгодны с точки зрения пиара в прессе. Гораздо выгоднее дать заголовок о Ван Дамма или Катрин Денев, пытаясь привлечь внимание публики. К сожалению, разобраться в творчестве того же Ван Дамма, в его внутренних гранях – это не выгодно. Несмотря на то, что во внеконкурсной программе был фильм ЖКВД, который рассказывает как раз о том, о чем украинские журналисты не спрашивали голливудскую кинозвезду. Пресса – массовый жанр, и тех, которые заинтересуются, кто же была та девушка, сопровождавшая Ван Дамма на пресс-конференции, гораздо больше, чем тех, кто хотел бы знать о содержании экзистенций поисков актера.
Истина, как всегда, где-то посередине: телевидение не может игнорировать интересов общественности, но и не должно всегда и во всем просто отдаться этому течению и нестись по интересам большинства. Все-таки надо держать некий свой курс, делать продукт, который может заинтересовать многих, но при этом находить возможность наполнить этот продукт содержанию, интересной и полезной информацией. И это возможно! Из последних примеров – проект Я люблю Украину, к созданию которого я тоже причастен. Несмотря на то, что это откровенно развлекательный проект, мы пытались вложить в него полезную информацию, показать свою же страну по какой необычной точки зрения, убедить, что Украиной можно интересоваться не только по-шароварного или по-урапатриотичному, а просто по-человечески. Вот в чем была наша задача.
– Ваша программа Документ в эфире уже шесть лет. В этом сезоне программа выходит около трех ночи. Мне интересно, предшествовали таком программированию исследования аудитории? Кто сидит перед телевизором в это время, и действительно ли этот зритель хочет смотреть Документ?
– Здесь есть другие факторы. Для нас это временный слот, поэтому наш выход в эфир именно в это ночной поре не базируется ни на каких социологических исследованиях. Наш нормальный слот – после итогового выпуска новостей. Надеюсь, мы вернемся в этот слот со следующего года.

– Но, все же, оправданно ли тратить ресурс эфирного времени, человеческие ресурсы, зная, что все это – в песок?
– Это не все в песок. Я вас в определенной мере понимаю. Только если вы абсолютная пессимистка по зрительской аудитории Документа, то я все-таки нет. Скажем, Слава Вакарчук на мои извинения, что мы выходим так поздно, меня успокоил: мол, хорошо, что так поздно, потому что я только в два ночи возвращаюсь домой.
– Похоже, вы абсолютный оптимист, Анатолий.
– Нет, просто, как говорил наш первый президент, имеем то, что имеем. Надо поблагодарить за возможность существовать и возможность делать то, что мы можем делать в этих условиях. Здесь очень важно не впасть в некоторое отчаяние по этому поводу, понять для себя, почему это так. Не для объяснения на диктофон, а для себя. И, что очень важно для меня, не допустить какой халтуры. Потому что отчаяние провоцирует халтурно отношение к работе. Я этого очень боюсь и всегда за этим слежу.
– Документ – фактически реликт того авторского телевидения, которое некогда было в Украине. Какие метаморфозы пережил проект? Есть ли определенная корреляция между этими изменениями и более глобальными процессами, которые происходили в украинском телевидении в целом?
– В принципе, да. Но я не скажу, что сегодняшний формат является отражением тех процессов, которые происходят в телевидении. Все же эта модификация иногда шла в ногу со временем, отражала время, если иметь в виду формат моей программы. Иногда даже опережала, как в период 2004-2005 годов, когда можно было себе позволить прямые включения ведущих интеллектуалов со всего мира и полчаса говорить с ними на прямой связи. Это и тогда было очень недешевым удовольствием, но канал мог себе его позволить. Сегодня, кажется, о таком можно только мечтать. В 2004-2005 годах программа выходила, как говорится, наиболее по-жирном. Это, конечно, было заметно. А делала ее та же команда. Сегодня нет таких условиях, нужно экономить.
– Вы говорите, что команда мало менялась на протяжении этих лет. Кто эти люди, которые вместе с вами делают четыре раза в неделю часовую программу?
– Команду составляют универсальные люди. Это Лариса Стрижевская, Соломия Зинчук, Ирина Чернова, Леся Харченко, Дмитрий Крыжановский, режиссер программы Алексей Кислов. Скажем, у меня должность ведущего. Но сразу после нашегоинтервью я пойду на монтаж, хоть это вроде не мое дело, я не монтажер. Просто есть вещи, которые я сейчас делаю быстрее, потому что я в материале. До этого монтажа надо перевести интервью с английского, я также сам его перевода. Мы не можем себе позволить сейчас держать целую кучу людей. Поэтому мы делаем все, только, пожалуй, не убираем в нашей комнате. Но если придется, то разве я не знаю, как веник в руках держать?
Документ – это сейчас коллективное творчество. Раз в неделю мы собираемся на хорал, где каждый высказывает свои предложения по темам и гостей. Если чья-то предложение находит общее понимание, все соглашаются, что это будет интересно, мы продолжаем обсуждение, как ее лучше подать, развить.
– По каким критериям вы определяете, какая тема является вашей, а какая – нет?
– Сформулировать эти критерии трудно. У нас уже сложился такой коллектив, члены которого понимают друг друга с полуслова, а иногда даже без единого слова, просто с точки зрения. В определенной степени все это уже иррационально.
Скажем, одна из последних тем, которую мы делали – выход новой книги критика Олег ВЕРГЕЛИС Билет на вчерашний спектакль. Это очерки о выдающихся актеров и режиссеров украинского театра. У Олега, как у известного театрального критика и журналиста, было много встреч с ними, много личного общения. И если это не та книга, которую каждый захочет прочесть, то хотя многие из наших зрителей теперь будет знать, что ее интересно прочитать. Моя задача – рассказать, чем будет интересно. Недавно я был в Хмельницкой области. Заезжаю на заправку, и там мне начинают рассказывать, мол, в вашей программе было такое-то. Я удивленно спрашиваю: а вы нас смотрите? Говорят: А как же! Даже если человек не ходит еженедельно в театр, ей может быть интересна программа о театральной жизни, разве нет?
– Но, с вашей точки зрения, пока не создано украинского канала Arte, что можно было бы сделать здесь и сейчас? Какой должна быть программа о культуре для того, чтобы она была, пусть с определенным риском, но все же оправдано поставленной в прайм?
– Совершенство не имеет границ, но нужно помнить, что телевидение – это набор форматов. Проект, посвященный культуре, должен быть в первую очередь динамичным. Авторам такого проекта нужно учиться высказываться лаконичнее, быть менее однообразными. Это требование касается и Документа, сейчас у нас достаточно продолжительные интервью, очень длинные куски разговора, не поддержанные видеорядом. Не говоря уже о том, что любая программа, в частности и о культуре, должна иметь свою драматургию.
Относительно прайма, я не думаю, что подобную программу имеет смысл ставить именно в это время. Социально активная аудитория в прайм телевизор не смотрит: она в это время или еще на работе, или в тех заведениях, о которых мы рассказываем – в театрах, концертных залах и т.д. Поэтому оптимальное время выхода столь прогрессивной классной программы о культуре – после 23 часов.
– Культурная телевидение сегодня – фактически заложник дефицита харизматических личностей среди телеменеджеров. 1 1 в свое время посчастливилось иметь такого менеджера, который сочетал в себе способности к бизнесу вместе с тем, что был настоящим киноманам и библиоманом …
– Не думаю, что развитие такого гуманитарного телевидения полностью зависит от каких-то конкретных, пусть и выдающихся, персоналий. Это развитие в значительной степени зависит и от тенденций развития телевидения. Я считаю, что в медиа одна личность может влиять, но вряд ли кардинально все поменять.
Фото Павла Старостенко

Кандидаты – «рекламные импотенты»?

Виктор Ткачук, «Украинская правда» Кандидатов в президенты нужно оценивать по тому, насколько профессиональные их реклама и PR. Это показывает тебе способность кандидата подбирать эффективную команду еще на этапе предвыборной гонки. Особенно интересно проводить подобную оценку, когда предвыборная реклама и PR большинства кандидатов провальные.
Одна из проблем при создании рекламных сообщений уже была рассмотрена автором. Вторая глобальная проблема, которую я бы хотел рассмотреть – рекламная импотенция наших кандидатов.
Почему именно импотенция, вы поймете, прочитав эту статью.
Что должна делать реклама – политическая в том числе? Ответ настолько проста, что ее можно поместить в два пункта:
1. Сообщать информацию, которая привлекает внимание, вызывает интерес и вызывает желание;
2. Надаватиалгоритм действий увипадку, если информациявиявиласяактуальною.
Классика. Все. Ничего больше. Результат зависит только от того, насколько талантливо упаковать эти два пункта в самом рекламном ролике или плакате.
А теперь давайте перенесем эти два пункта на предвыборную рекламу выборов президента Украины 2010:
Что является информацией, которая вызывает желание?
Совершенно верно! МНОГОЧИСЛЕННЫЕ предвыборные обещания, которыми пестрит реклама. Кто-то глобально обещает повышение социальных стандартов. Кто дает точечные предложения для разных слоев населения. Но сам факт более или менее привлекательной для вас обещания у всех кандидатов. Ведь кому-то интересен доллар по 6 гривен от Тимошенко?
А что же является действием?
Логично, действие в этом случае – голосование – процесс постановки крестика возле фамилии кандидата. И в рекламе кандидата это действие должно выражаться как минимум банальным предложением Голосуй за ….
Но в рекламе кандидатов даже этого действия нет! Никто из кандидатов активно (!) Не использовал слово голосуй (его синонимы) в своих мессидж.
Отсюда и вытекает мое эпатажное определения рекламная импотенция наших кандидатов – желание есть, а действия – нет.
Справедливости ради нужно отметить – одна из реклам содержит слово голосуй, но оно спрятано в середине текста и звучит смазано, а потому им можно пренебречь.
А теперь давайте на одном примере представим, что может происходить в голове рядового избирателя, когда он читает рекламу: Сильный президент – сильная страна.
Такие слоганы несут в себе опасность для кандидата. Уверен на 100%, что самым сильным кандидатом (в разных смыслах этого слова) народ считает Януковича. Таким образом, такое сообщение частично играет в пользу Виктора Федоровича.
Сильный президент – сильная страна!, – вспомнит в кабинке шахтер и проголосует 17 января не за Тигипко, а за Януковича. Ну не предупредили нашего шахтера, ГОЛОСОВАТЬ нужно по Тигипко как за сильного президента!
Не верите? Тогда отвлечемся от политики и я поделюсь горьким опытом производителей батареек. Живой зайчик в рекламе батареек это кто? Energizer или Duracell? 60% респондентов (и вы скорее всего среди них) думают, что это – реклама Energizer. Но на самом деле – это реклама Duracell. Миллионные бюджеты Duracell сыграли в пользу конкурента.
Интересно узнает себя в этом кто-то из кандидатов?
Так часто будет происходить в политической рекламе, пока не появится четкая привязка между предвыборным обещанием и действием Голосуй (Проголосуй, Поддержи, Выбери).
Дорогие технологи забыли, что бюллетени в Украине без фотографий на брендовом фоне, и избиратель будет ГОЛОСОВАТЬ по фамилии кандидатов, состоящих из невзрачных букв.
Как совершенствовать рекламу?
Берем слоган Страну спасет продуктивное село.
А) Просто добавляем призыв и получаем бюджетный вариант слогана с призывом к действию: Страну спасет продуктивное село. Выбирай Яценюка!
Б) Добавляем еще один глагол, который привлекает избирателя в процессе и показывает зависимость село-Яценюк. Получаем: сделай село продуктивным – выбери Яценюка!
В) Пользуемся материалом моей предыдущей статье Кто твой президент? и получаем практически идеальный вариант слогана: сделай свою деревню продуктивным – выбери Яценюка!
Это тебе уже не абстракция какая-нибудь. Это уже алгоритм действий по личным интересом. А как говорит герой популярного фильма Аватар: Ничто так не успокаивает, как армейский инструктаж.
Конечно, в маркетинге есть гораздо более эффективные приемы и методы. Но начинать с чего-то нужно.
Какие доказательства выше изложенному?
расписания их на три пункта:
1) Мой личный опыт проведения рекламных кампаний.
2) Советская пропаганда во время Второй мировой войны, которая вдохновила людей сделать героический подвиг. Как пример: Бей так: что ни патрон – то немец!
3) Две победные предвыборные кампании.
1992 год – Choose or lose Бил Клинтон;
1996 год – Голосуй или ПРОИГРАЕШЬ Борис Ельцин. И это была одна из причин роста рейтинга Ельцина с 3-6% до 35% (уже в первом туре).
А теперь давайте вернемся к самому началу статьи и к косвенной оценки кандидатов. Если уж консультанты-рекламисты, работающие на кандидата, только частично понимают суть своего дела (рекламы), подумайте, чего стоит один ваш кандидат?
Виктор Ткачук, для интернет-издание Украинская правда
Фото – Украинская правда

«Шустер live» начал новый год с высоких показателей, а «Майдан» с Тимошенко имел вдвое более высокую долю средней

8 января политическое ток-шоу Шустер live на ТРК Украина, вернулись с новогодней перерыва, с участием всех кандидатов в президенты или их представителей по аудитории 18 + общенациональной панели GFK мало рейтинг 3,98%, долю 14,92% (в городах 50 тыс. + – доля 16,37%).
же время среди молодежной аудитории 14-49 Шустер live посмотрели три раза меньше зрителей: по общенациональной панелью рейтинг проекта составлял 1,18%, доля 4,9%.
Таким образом, показатели первой программы 2010 несколько выше показателей последней программы 2009 года. Последний эфир Шустер live 25 декабря с участием Виктора Януковича, напомним, имел рейтинг 3,86%, долю 14,23% (в крупных городах – доля 16,34%).
9 січня 16-минутный фильм Личное дело Владимира Литвина на телеканале 1 +1 в 16 часов по аудитории 18 + общенациональной панели GFK имел рейтинг 1,61%, долю 5,97% (в городах 50 тыс. + традиционно низкие показатели – доля 4,16%).
10 января политическое ток-шоу Майдан. Лидер нации с участием Юлии Тимошенко на 5-м канале по аудитории 18 + общенациональной панели GFK получило рейтинг 1,75%, долю 3,6% (в крупных городах – доля 3,9%). Показатели ток-шоу вдвое превысили среднюю часть 5-го канала в этот день (1,72%).
тот же день, но в 22 часа премьера агитационного проекта Лучший кандидат на телеканале ICTV, участником которого стал Владимир Литвин, по аудитории 18 + общенациональной панели GFK получила рейтинг 2,6%, долю 6,83% (в крупных городах – доля 6,4%).
Коммерческую аудиторию ICTV (14-49) проект заинтересовал меньше: рейтинг 2,06%, доля 6,04% по общенациональной панели.
Показатели предвыборных проектов на украинских телеканалах 8-10 января
18 +
18 + (50 тыс. +)
14-49
14-49 (50 тыс. +)
rat%
shr%
rat%
shr%
rat%
shr%
rat%
shr%
Шустер live, ТРК Украина, 8 января, 21:30-1:30
3,98
14,92
4,7
16,37
1,18
4 , 9
1,4
5,63
Личное дело Владимира Литвина, 1 1, 9 января, 16:00-16:16
1,61
5,97
1,11
4,16
1,59
7,13
0,91
4,12
Майдан. Лидер нации, 5 канал, 10 января, 19:15-21:00
1,75
3,6
1,78
3,9
0,49
1,23
0,37
1,0
Лучший кандидат, ICTV, 10 января, 22:00-22:45
2,6
6,83
2,47
6,4
2,06
6,04
2,0
5,82
Данные GFK Ukraine
Хроника

Правительство Молдовы требует субтитровать фильмы для проката

Правительство Молдовы требует, чтобы фильмы в кинотеатрах страны сопровождались обязательными субтитрами на молдавском.
Как сообщили РосБизнесКонсалтинг в правительстве, на заседании Кабинета министров премьер-министр Владимир Филат потребовал, чтобы министр культуры Борис Фокша подал на следующее заседание изменения в законодательство с тем, чтобы граждане страны могли смотреть фильмы в кинотеатрах на государственном языке.
Как заявил Фокша журналистам, правительство Молдавии намерено инициировать поправки в законодательство, которые зобов `яжуть кинотеатры демонстрировать фильмы, дублированные на русский, с обязательными субтитрами на государственном языке. По словам министра культуры, после таких мероприятий русскоязычные жители Молдовы получат возможность изучить родной язык земли, где они живут.
УНИАН

Повторную агитацию Мороза и Рябоконя смотрели хуже

8 декабря на Первом национальном транслировался второй этап предвыборной агитации кандидатов в президенты Украины – Александра Мороза и Олега Рябоконя.
политагитации Александра Мороза в 19.00 приняла рейтинг 0,79%, долю 1,99%, аудитория 18 +, общенациональная панель GFK (в городах с населением свыше 50 тысяч – доля 1,62%). Таким образом второе выступление господина Мороза стал менее популярным за первым, который имел рейтинг 0,89%, долю 2,18%.
А вот вчерашнее выступление Олега Рябоконя по сравнению с предыдущим почти вдвое снизил показатели по общенациональной панели – рейтинг 0,29%, доля 0,65% (50 тыс. + – 0,98%). 26 ноября его политагитации имела рейтинг 0,51% и долю 1,31% (50 тыс. + доля 0,5%).
Напомним, на сегодня самые низкие показатели выступал Сергея Ратушняка (рейтинг 0,26%, доля 0,6%), а самые высокие – агитационный фильм Юлии Тимошенко (1,39%, долю 3,17%). За исключением выступления Юлии Тимошенко, политическая агитация в 19.00 имеет стабильно высокие показатели той, которая транслируется в 19.30.
Хроника

10 декабря МКФ «Молодость» расскажет о своих планах кинопроката

для «Хроники» 10 декабря 2009 года состоится пресс-конференция, посвященная планам title на 2010 год относительно проката фильмов.
На пресс-конференции будет представлена программа фестиваля эстонского кино Естфест, который пройдет с 18 по 23 декабря 2009 года в кинотеатре Киев и с 24 по 29 декабря в кинотеатре Боммер (город Харьков).
В пресс-конференции примут участие арт-директор МКФ Молодость Андрей Халпахчи, директор программ Денис Микитенко, директор департамента проката Ярослав Юшков, заместитель посла Посольства Эстонии в Украине Куйда Меритс и представитель компании Estonian Air Евгения Панченко.
Пресс-конференция состоится в 12.00 в кинотеатре Киев (зал Синематека, 3-й этаж).
Контакты: yarosh87@gmail.com, +380501730461.
Хроника

Через репортаж «Интера» Азербайджан вручил ноту протеста Украине

Посольство Азербайджана вручило ноту протеста Министерству иностранных дел Украины через специальный репортаж про Нагорный Карабах, вышедший в эфире телеканала Интер. Об этом сообщает Коммерсантъ-Украина.
Претензии официального Баку состоят в том, что в фильме искажены факты, связанные с историей Нагорно-Карабахского конфликта.
10-минутный репортаж вышел в эфир 6 декабря в программе Подробности недели. Его темой стало 20-летие принятия решения о воссоединении Нагорного Карабаха с Армянской Советской Социалистической Республики, что привело к началу вооруженного конфликта. Материалами послужили воспоминания очевидцев военных событий.
Ноту протеста вызвано тем, что азербайджанской стороне слова не предоставили. Как подчеркнул пресс-секретарь посольства Азербайджана Эльнур Абдуллаев, журналисты посетили территорию без ведома азербайджанской стороны, чем выразили неуважение к территориальной целостности Азербайджана. По его мнению, репортаж абсолютно однобокий, с односторонней информацией. Это не соответствует профессиональной этике журналиста.
Пресс-секретарь МИД Украины Валерий Джигун заявил, что за действия журналистов министерство не отвечает: Мы всегда выступали за разрешение ситуации в Нагорном Карабахе исключительно мирным путем – в этом заключается наша позиция. Однако телеканал, показавший этот репортаж, является частным, и мы не можем вмешиваться в его редакционную политику. К нам этот вопрос не имеет никакого отношения.
Руководство телеканала Интер подчеркивает: в сюжете речь шла не о конфликте, а о быте Нагорного Карабаха в начале декабря 2009 года.
Осознавая, что вокруг Нагорного Карабаха существует ситуация международного конфликта и острых разногласий между официальными и частными представителями Азербайджана и Армении, телеканал не планировал сюжет, посвященный юридическом, фактическому или иным политическим статусом данной территории, – уточнил генеральный директор НИСу Назим Бедиров.
Хроника