Телебоягуз и все-все-все

Отар Довженко Избирательная кампания стала стимулом для развития телеканалов главных претендентов на кресло мэра Львова. «Свободе» же придется срочно искать дружбы с медиасобственников течение местной избирательной кампании Хроника пристально отслеживала события во львовских медиа. Пришло время подводить итоги; правда, это не так просто, ведь даже сами политики – победители и побежденные этих выборов – пока не оправились от упорной борьбы и во многом неожиданным результатам. Поэтому любые прогнозы относительно дальнейшей переориентации и вообще – способа существования многих СМИ являются преждевременными.
Ничего слишком утешительного о качестве и чистоте львовских медиа в период избирательной кампании сказать не удастся. Количество заказных материалов, как всегда, зашкаливала, причем особой изобретательностью в сокрытии природы этих материалов их авторы не отмечались. Статистики, к сожалению, нет, но по наблюдениям вашего автора заядлыми в распространении таких материалов были новые политические силы, которые не имеют традиционной электоральной базы на Львовщине: Сильная Украина, УДАР Виталия Кличко и Фронт перемен. Хотя отказывался размещения практически никто. Лидер местного Фронта перемен Степан Кубов в разгар кампании появился на обложке глянцевого журнала RIA Львов – в организованном изданием рейтингу влиятельных львовян он вдруг занял третье место, что, конечно, объективно не соответствует действительности. На седьмом месте в этом загадочном рейтинга – кандидат в мэры от партии УДАР Ярослав Гонкая, до недавнего времени мало кому известный директор пригородного пансионата. Лидеры мэрских гонок, Андрей Садовый и Петр Писарчук, хотя и прибегали к размещению пиар-публикаций в чужих медиа, преимущественно возлагались на те, которые являются зависимыми от них. Настоящая и клонированная Родины прекратили свое пиар-соревнование довольно рано, когда стало ясно, что технология сработала. В верных Тимошенко изданиях, конечно, клеймили оппонентов до самого дня голосования, вместо коварные рейдеры замолчали, напоследок выпустив огромным тиражом фальшивую газету-листовку, которая убеждала избирателей в подлинности Родины Деньковича.
Кроме непосредственных участников выборов, чрезвычайно активным заказчиком самохвалебних публикаций (к его чести, в большинстве случаев отмеченных как рекламные) выступал председатель областной государственной администрации Василий Горбаль. Например, во Львовской газете он выкупил целую страницу для размещения текстов вроде Ярмарки Горбаля понравились аграриям; интервью на правах рекламы получалось и в Высоком замке. Зачем народному депутату и губернатору, который руководил кампанией Партии регионов, но не вошел в ее списков, понадобилось улучшать свой имидж именно посреди ярмарки джинсы и агитации, не совсем понятно.
Областная государственная телерадиокомпания, которая находилась под контролем Горбаля, вела приличнее, чем можно было надеяться. Предыдущие выборы, прошедшие в подобной ситуации (когда губернатором был представитель непопулярной во Львове киевской власти), – президентские 2004-го года, прошли на ЛОГТРК под знаком представителей Януковича и Партии регионов, которые не вылезали из эфира, и почти полного отсутствия агитации других кандидатов. На этот раз, возможно, в силу неявного, но всем известного противостояния между Горбалем и лидером здешней ПР Писарчуком, 12-й канал было решено эксплуатировать в меру и предоставить ему свободу действий. В его эфире появлялись представители различных сил, проводились разнообразные ток-шоу и дебаты. И монополии на пиар-сюжеты в новостях областного телевидения у регионалов также не было.
Результаты выборов в органы местного самоуправления Львова и области в очередной раз показали, что не существует ничего похожего на пропорциональную зависимость между количеством предвыборной агитации и шансами на успех на выборах. Действующий мэр Андрей Садовый, за которого проголосовало около 45% избирателей, принявших участие в голосовании, вообще отказался от рекламы – как внешней, так и теле-радио. Поэтому задекларированная им сумма расходов на агитационную кампанию – 120 тысяч гривен – похожая на правду. К ней, конечно, следовалобы добавить значительно большие средства на содержание телеканалов Люкс и 24, которые годами создавали своему владельцу и его команде позитивный имидж. Однако на этот раз позитив компенсировался мощным антипиаром в средствах массовой информации, принадлежащих оппонентам мэра – прежде всего, группе Петра Дыминского и Петра Писарчука (победитель очередного конкурса газета Информатор, сайт ЗИК и канал ZIK). Поэтому Садовый рисковал, решив выделиться среди других кандидатов рекламной молчанием. И не прогадал. Его конкурент, регионал Петр Писарчук, несмотря на довольно активную рекламную кампанию на телевидении, получил лишь около 20% голосов. Следует отметить качество телерекламы Писарчука и ПР: она состояла из нескольких серий, была выдержана в одном стиле (при том, что Писарчук определенной степени дистанцировался от ПР) и содержала неплохую находку – замещение бренда партии словом галичане. Зато, наружная реклама регионала была малозаметной.
Всеукраинское объединение Свобода, получившее почти половину голосов по пропорциональной системе и большинство мажоритарных мандатов, рекламировалось достаточно вяло, также полагаясь на естественные преимущества. Медиаресурса в Свободы, кроме одноименной партийной газеты и листовок, нет и никогда не было. Тягнибоковцам везло во всем: их охотно пускали в телеэфир, приглашали на ток-шоу, ведь они не воспринимались как реальные конкуренты практически ни одной из групп, обладающий влиятельными СМИ в регионе. Теперь партия, единолично сформирует большинство в городском совете и грозит отставкой городскому голове, должна проникнуться открытыми медийными тылами, ведь союзников среди влиятельных медиасобственников региона в нее маловато. Таким мог бы стать Петр Дыминский, но какой будет цена его помощи?
Впрочем, друзья могут приходить с неожиданной стороны. Голоса еще не подсчитали, но в друзья к Свободе уже попросилась газета Ратуша, наверное, единственное в Украине коммунальное издание, несколько лет последовательно кусает руку, ее кормит. В интервью, которое вышло в выпуске газеты от 4 ноября, журналистка Ратуши спрашивает Олега Тягнибока (абсолютного победителя львовских выборов, как он был поименован в врезе): Как лидер Свободы Вы, господин Олег, не можете не понимать всей важности свободы слова в городе, области и Украины. Газета Ратуша всегда разоблачала деяния мэра Садового и коррупционные схемы его окружения или депутатов. Мы не собираемся менять своего курса. Можем ли мы в этой деятельности заручиться поддержкой ВО Свобода и лично Олега Тягнибока?, На что лидер Свободы отвечает: Газета Ратуша иметь максимально благоприятные условия для осуществления своих профессиональных обязанностей. То, что коммунальная газета просит лидера партии-победителя гарантировать ей возможность разоблачать еще не совершенные преступления городского головы, может удивить только тех, кто не знает истории войны редактора Ратуши Николая Савельева с Андреем Садовым. Очевидно, протекцию Свободы мятежная газета может получить не менее в обмен на абсолютную лояльность, то есть деяние и коррупционные схемы новой городской власти вряд ли расследованы на ее страницах. Ну ничего, говорят, разгосударствление уже не за горами …
Пока послевыборный расклад сил на медиамапи Львова не до конца понятен и будет зависеть прежде всего от того, в каком составе сформируется большинство в областном совете (и, как следствие, сохранит Василий Горбаль должность председателя ОГА, вернется в ВР). Похоже, что главная ставка Петра Дыминского, Партия регионов, не оправдала себя – ей не светит ни быть влиятельной в городской, ни сформировать большинство в областном совете. Судя по эфиру и публикаций СМИ Дыминского, они пока сохраняют лояльность к Петра Писарчука и его партии.
Вопреки опасениям, высказанным ранее вашим автором, канал ZIK не только не сворачивается, а наоборот – расширяет свое эфирное вещание благодаря партнерскому соглашению с ивано-франковским каналом Галичина. В последние недели перед выборами дисгармоничное сочетание передовой формы и агитационно-пропагандистского содержания в эфире канала достигло апогея. Сначала в студии программы Кто здесь живет? прошел символическое очищение псевдорозслидуванням Петр Писарчук, которого, конечно, ни в чемсерьезному не обвинили, а публика у открытого микрофона – засыпала комплиментами. Этот эфир был прелюдией к спектаклю Садовый – телебоягуз: последний выпуск Кто здесь живет? перед выборами и объявлены каналом дебаты между Садовым и Писарчуком прошли без участия действующего мэра. Садовый реагировал на провокацию спокойно: в прямом включении на 5-м канале объяснил отказ от дебатов заангажированностью канала и непонятностью правил; контраргументы ZIKа и предложения провести дебаты на нейтральной территории остались без ответа. Наконец, операция Трус не имела существенного влияния на электоральные настроения, ведь канал, в эфире которого Садовый и его команда появлялись лишь в виде наштриканих иглами кукол вуду, изрядно перегнул палку с критикой мэра.
В день выборов ZIK провел свой небольшой прямоэфирных телемарафон, пригласив в студию представителей разных политических сил и экспертов. А также прибег к совсем уж смешной манипуляции, включив в познавательной программы о Львове мелодию рекламного джингла Партии регионов и Писарчука. Хотелось бы верить, что теперь, когда нет необходимости мочить городскую власть, в политических проектах этого уникального для провинциального телевидения Украины канала меньше (анти) пиара и повысится качественной незаангажированной журналистики. По крайней мере, первый после выборов выпуск Кто здесь живет? с руководителем местной Госавтоинспекции ощутимо отличался от предвыборных в лучшую сторону.
этот раз медиахолдинг Андрея Садового вышел из избирательной борьбы не только с победителем, но и с новым приобретением – качественным выпуском новостей на канале 24 в 21-й, который остается в эфире на мирный период. Как и для ZIKа, выборы стали для ТРК Люкс двигателем технического прогресса. Разоружаться Садовом нет никакого резона – с однопартийной большинством Свободы в городском совете отставка, новые выборы или другой повод для информационной войны может ждать его в любой момент, да и подогревать народное доверие к мэру придется все время. Неожиданно рассудительным решением Садового и его медиаменеджеров стало сохранение нейтралитета интернет-издание Zaxid.net, которое осталось площадкой для свободного обмена мнениями и не было использовано для пиара / антипиара.
Братья Дубневичи, владельцы экс-бютовской медиагруппы, стали депутатами областного совета по мажоритарным округам. К партии Возрождения, выдвиженцами которой они были, бизнесменов вряд ли что привязывает, поэтому дальнейшая ориентация Львовской газеты, сайта Вслух и радио FM Галичина зависеть от того, каким будет большинство в совете и войдут ли в нее Дубневичи. Пока и Вслух, и Львовская газета ведут себя странно, с одной стороны, давая ли не лучший анализ результатов выборов и прогноз дальнейшего развития событий, с другой, публикуя жесткие обвинения в адрес победителя выборов. Так же неопределенной остается позиция других СМИ, не относящиеся непосредственным участникам избирательной борьбы: канала НТА, газеты Экспресс (это самое популярное в регионе издания принципиально уделяло выборам непропорционально малую долю), Высокий замок, Львовская почта, Газета по-одесски т.д. Некоторым из них придется положить зубы на полку в год, если не два …
Увядшие цветы, как известно, выбрасывают, а медиа, которые выполнили свою предвыборную функцию. Иногда – закрывают: именно так произошло 2006-го года с Поступом, легендарной и лучшей в то время газетой Львова, которая оказалась более не нужной Андрею Садовому после победы на выборах городского головы. Иногда – продают, потому удерживать недешевый убыточный бизнес до начала следующей кампании, когда он снова могу понадобиться, невыгодно. Зачастую переводят на минимальное обеспечение, консервируя на ближайшие несколько лет. Работать с общественным мнением в мирное время между выборами провинциальные медиасобственников считают излишеством. Не говоря уже о здоровых и цивилизованные формы существования средств массовой информации, направленные на выполнение естественных и по меньшей мере самоокупаемость. Львовским медиа в этом плане повезло: их и до выборов не слишком баловали уровнем качестве финансового обеспечения, так и свободы действий, поэтому к спартанского жизни им непривыкать.
Фото – http://euro-tour.com.ua

Еще по теме:

У статьи Телебоягуз и все-все-все 0 комментариев.