Телевидение и культурный код соборности Украины

Игорь Савченко, Первый национальный Возрождение культуры и поиск общих ценностей – вот то, что может реально объединить Украину и является рецептом выхода из системного кризиса. Ценностном консенсуса способствует развитие культуры, а та, в свою очередь, должна освещаться через телевидение – главный ретранслятор публичного и культурной жизни для большинства украинцивТакий обширный край, как их украинские земли, не может быть одинаков, не одинаковое в нем жизнь, не одинаковое и хозяйство … И однако все то наши люди, один народ и один край. Прислушаться к языку, присмотреться к жизни и услышишь, что ближе галичанин полтавчан, как поляк, как чех; ближе подолянин Слобожанин, чем москаль или серб. … Наши люди с рижних краев Украина ближе себе, чем какой-то другой славянский народ, то все украинском, один народ украинский. Эти слова Михаила Грушевского известны многим. Но мало кто на них обращает внимания, когда каждый раз на повестку дня выдвигаются проблемы единства украинцив.Натомисть украинские журналисты и исследователи любят цитировать господина С. Хантингтона, который доказывал, что на украинской территории трудно построить стабильную объединений государство через разлом цивилизаций, проходящего по ее пространством. Так, географическим пространством современной Украине проходили границы между различными государствами и этническими группами. Но корень проблемы консолидации следует искать не извне, а у нас самих.Социальний клей украинский суспильстваСолидарнисть, духовный связь, совместная шкала ценностей это то, что делает общество стабильным. Для британцев ценностью является свобода, для французов равенство, для немцев солидарность, когда государство и общество отождествляются. А что является ценностью для нас? Компромисса относительно определяющих ценностей нет ни среди политической элиты, ни в украинском обществе. И проблема не только в катастрофическом недостатке доверия граждан к власти. Пусть бы с каких цветов эта власть состояла, в любом случае она не будет соответствовать ценностным ориентациям части граждан. А потому хоть и будет легальной, и недостаточно легитимною.Серед украинском нет общих критериев украинства. Для западники мерилами принадлежности к Украине является язык, культура, традиции, государственность, религиозная и этническая идентичность. Зато жителю Донбасса для того, чтобы считаться украинским, достаточно иметь паспорт гражданина Украины. Это проблема.Спильна идентичность не означает единообразие. Действительно, украинская можно быть по-разному, но все же это не имеет отрицать сам факт украинства.И здесь показателен пример Франции. В этой стране обстоятельства исторически сложились таким образом, что идентификация его граждан как французов победила над идентификацией себя как пролетария, рантье, пемонтця, парижанина т.д. Именно над этим нужно работать нашим крайне эрудированным народным депутатам в процессе выработки национальных приоритетов: чтобы идентификация себя как донецкого, галицкого, бело-голубого, оранжевого, здешнего уступила место идентификации себя как украинця.Обеднаты наше общество на основе истории или этногенеза сегодня почти невозможно. На основе политических или экономических вполне реально, но это невыгодно политикам, у которых жатвы на поле общественной конфронтации. Поэтому, осознавая всю тщетность надежд на власть имущих, приходится возлагать большие надежды на интегрирующую силу культури.Обличчям к культуриСфера культуры является одной из наиболее униженных в нашей стране. Государство ее практически игнорирует, а та, в свою очередь, примитивизируется и все больше становится на коммерческие рельсы, оказываясь на конвейере массовой индустрии. Величественных образцов, которые создала современная украинская культура, общество не знает и не ценит, а власть не отмечает и не заохочуе.Теперишня культурная кризис во многом обусловлена отсутствием уважения к собственным достижениям и достижений. Многие присоединяются к инородного культурного пространства, поскольку считают нашу культуру несколько неинновационной. Досадно, что эти люди забывают, например, о Василия Стефаника, который существенно обогатил своим творчеством европейскую психологическую прозу; Александра Архипенко, одного из основоположников кубизма вскульптуре; Леся Курбаса или Николая Леонтовича, творчество которых звучала в унисон с лучшими достижениями европейской культуры тощо.Нагадаемо, что в XVIIXVIII ст. из 90 русских митрополитов 88 были выходцами из Украины как говорил Петр I, а не послать наших священников на выучку в Киев? Что уж говорить о нашем современнике Андрея Белецкого, языковеда мирового уровня, владевший около девяносто языках. Или если вспомнить отца поп-арта Андрея Уорхолу … Занавес неведения относительно достижений отечественной культуры сохраняется до сих пор. Исходя из наполнения современных СМИ, особенно телевизионных, следует питать надежды на то, что украинская знать о достижениях Ольги Богомолец, Юрия Шемшученко, Алексея Кресина и многих других ученых. Или же о международных достижениях современной классической инструментальной музыки, в частности Киевского симфонического оркестра и хора под руководством Роджера Макмеррина.А разве часто фигурируют в публичном информационном пространстве фамилии Ивана Марчука, Олега Тистола, Бориса Михайлова, Александра Гнилицкого, Николая Прокопенко, Василия Цаголова и других украинских художников-гениев современности? Как могут крепко закованы руки украинской книги способствовать ценностной коммуникации между гражданами? Конечно, рынок украинской книги не бедный. Но большинство текстов не могут вырваться из водоворота массовой индустрии. Лучшее, что у нас есть, Украине не показывает миру. Мир не узнает украинской классики, если не переводить Лину Костенко. Хорошо, что хотя бы бестселлеры Куркова, Андруховича и Забужко знают за кордоном.Держава закрывает глаза даже на проблему литературных премий, является шансом засветиться для молодого писателя. Самая престижная в Украине Шевченковская премия является абсолютно оторванной от жизни: ее лауреатов, кроме самого жюри, никто больше не читает, поскольку нет содействие тому, чтобы их работы массово выдавались. Это очень контрастирует с французским опытом, где лауреаты национальной Гонкуровской премии фактически получают славу и путевку в жизнь, а еще многотысячные тиражи собственных творив.Брак свежего воздуха для украинского творческого продукта ставит под угрозу информационную безопасность держави.Для того чтобы даже те достижения украинской культуры, которые есть, дошли до большинства соотечественников, надо использовать действенный рупор. Сегодня таков телебачення.Суспильне телевидения манифестация украинцяКласик теории национализма Э. Геллнер свое время вывел очень интересную формулу образования и укрепления нации. Интеллигенция и интеллектуалы творят высокие образцы культуры, исследуют национальные мифы и формируют национальное сознание. А журналисты, в свою очередь, должны распространять этот продукт национального сознания, привлекая большинство населения к образу нации.Отже, современная нация это результат развития. Сегодня одним из рычагов, который может запустить это движение, является телевидение. К сожалению, для многих украинский, особенно живущих в сельской глубинке, телевизионная картинка является единственно возможным посредником между жизнью частным и общественным. Читают украинскую мало, а слушают и смотрят то, что им показывает отечественный экран. Молча потребляют себе. Так о каком средний уровень культуры может идти речь? Какой образ какой нации несет зрителю наполненность голубых экранов? Нация гламура, попсы и всеобщего отупения? Телевизионный пульт не должен быть неизбежным орудием культурного самоубийства. Сегодня же почти любая кнопка этого пульта ставит сознание человека на культурный конвейер, функция которого угнетать и репрессировать любую критичность. Так, картинка на экране, с одной стороны, является показателем тенденций развития общества, но при этом она направляет и усиливает эти тенденции. Чего же удивляться, когда со временем все больше представителей творческой молодежи и интеллигенции говорят: Телевидение это не для мене.На страницах Дня звучала мысль главного редактора Ларисы Ившиной, которая подчеркивала необходимость увеличения количества просветительского телепродукта, который может обеспечить подписание соглашений Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания с владельцами каналов. В этом же материале автор Дня Владимир Лесной, ссылаясь на международный опыт, отмечал,что известнейшие общенациональные каналы в Европе рассчитаны на достаточно высокий интеллектуальный и культурный уровень зрителей. Причем сама общественность ставит такие требования к телевизионному продукту.Тому встает вопрос ребром о нерыночное телевидение, которое не только развлекало бы зрителя, но и нечто обогащало. Если в обществе нет спроса на нормальный телевизионный продукт, этот спрос надо формировать. В свое время об этом очень метко сказала еще одна известная личность, которой может гордиться Украиной, Святослав Вакарчук: Цинично показывать страшные американские боевики и одновременно говорить, что спрос диктует предложение. Надо делать все для того, чтобы был спрос на полезное и потрибне.Нини одной из таких возможностей является общественное телевидение. Своим продуктом оно может разбавить потоки трэша, попсы и китча, остановить деградацию украинский. Это необходимый глоток свежего воздуха для посттоталитарного, постколониального, постгеноцидного суспильства.Саме эту тему часто нарушают журналисты и литературные редакторы Первого Национального, который, как они отмечают, имеет целью приблизиться к общественному телебачення.Ось как обосновывает эту позицию Кристина Стебельстка, главный редактор Первого национального: Разве только зрелища должны наполнять эфир? А мысль, философия, эта ценность? Через ответы на запросы и вызовы жизни, неординарные поступки? Для идеи общественного ТВ, т.е. телевидение соборного, мы уже давно делаем то, что другие делать не хотят. С начала 90-х в нашем эфире трансляция богослужений из кафедральных храмов Украины. Их смотрят все: православные, католики, протестанты, мусульмане, даже атеисты. А наши прямые включения на День Независимости, Шевченко годовщину, Олимпийские игры, конкурсы Евровидения это международная тактика и одновременно связки по вертикали с региональной сетью наших кореспондентив.Обеднання и сплочения нашей нации невозможно без распространения украинского продукта на украинском языке. Первый канал популяризирует родной язык благодаря проекту Запомните. Украинская адаптация рейтинговых европейских фильмов и сериалов, трансляция спектаклей из известных украинских театров, серия мультфильмов собственного производства Народная мудрость, социальные проекты Свет, Вера. Надежда. Любовь все это также наш канал. Кстати, три лучших документальных фильма Первого попали в международный каталог URTI 2011 року.Мрию о том, чтобы Украина постоянно знакомили с миром, а мир с Украиной. Осуществляется запуск русскоязычной версии канала новостей Euronews. С ноября прошлого года укрепили надежные точки опоры с украинской редакцией Deutsche Welle. Теперь иностранные информагентства стабильно запрашивают аналитикам Первого Национального, а выход информационных сюжетов на европейские телеканалы обеспечивает наше партнерство с EBU.Одне из наработок моих коллег Календарь украинский. В него вошли самые разнообразные юбилеи и праздничные даты 2011 года. Им будут пользоваться в своей работе журналисты, сценаристы, авторы программ (кстати, в этом году празднуются юбилеи предварительно упомянутых в этой статье Василия Стефаника и Андрея Белецкого, и эти даты тоже включены в Календарь украинский. Авт.) И как вывод главный редактор канала отметила: Простите за пророчество, но весомым в соборности украинский в следующем десятилетии будет создание общественного телевидения. Его введение дело серьезное, поэтому сегодня идет много дебатов в политической плоскости. Лично мне интересно обсуждение принципов между идеологами общественного телевидения в Украине. Подчеркиваю идеологами, а не демагогами. Потому что это действительно серьезный информационный шанс Украине. И надо оппонировать, обсуждать разные подходы. У нас нет другого пути, чем вместе преодолеть этот Говерлу, упорно работая на результат.Отже, изменения в государстве могут произойти не так с приходом новой власти, а прежде всего с началом качественных изменений в образовательном и культурном уровне каждого гражданина. Культура должна формировать и сплачивать нацию, а не прятаться где-то на периферии, живя отдельной жизнью. Но это требует не просто деклараций, а кропотливой работы, в частности телевизийникив.Игор Савченко, Первый национальный Фото – www.day.kiev.ua

Еще по теме:

У статьи Телевидение и культурный код соборности Украины 0 комментариев.