Украина 88

  Алексей Радинский, для «Хроники» В среде московского телемейнстриму находятся люди, способные на противостояния фашизации общества. Возможно ли это в Украине, где ксенофобия и правый радикализм становятся все более ощутимыми? Громким фильмом нынешней Молодости оказался фильм Павла Бардина Россия 88. Этот антифашистское произведение в самой жесткой форме ставит вопрос о соотношении действительности и фикции. Поэтому трудно определиться, что именно в случае России 88 оппозиционных лидеров: сам фильм или ситуация, которую он комментирует.
    псевдодокументальный фильм о группе скинхедов, снимающие пропагандистское видео о собственной деятельности, стал немалой медиаподиею еще в начале этого года, после премьеры на Берлинале. Россия 88 отличается не только нетипичными фактурой и построением сюжета, но и происхождением его авторов. Логично было бы ожидать, что андеграундный фильм о жизни русских нацистов в форме незмонтованого видеозаписи нескольких сцен из их быта будет создан подпольными кинопроизводителей из противоположного идеологического лагеря – вроде платформы Что делать? Тем временем режиссер России 88 Павел Бардин ранее снимал телепрограммы (в том числе и на ОРТ) и сериалы, исполнитель главной роли Петр Федоров прославился ролью в Обитаемый остров Федора Бондарчука, а продюсерами фильма выступили Александр Роднянский и Анна Михалкова. Причем последние присоединились к проекту лишь на стадии постпродукции, а съемки происходили за деньги самих участников проекта в перерывах между коммерческими работами. Эта история застала российскую кинематографическую тусовку, что уже много лет находится в сплошной политической апатии, усиливающиеся невиданными инвестициями в отрасль. То, что радикальный антифашистский жест происходит не от профессиональных борцов за права человека, а от представителей московского телевизионного мейнстрима, может свидетельствовать о появлении нового модуса противостояния фашизации общества, которая придет на смену дискредитированы либерально-демократической риторике.
    О масштабах поражения, которой подверглась борьба с распространением нацистской чумы, лучше всего свидетельствуют эпизоды фильма Россия 88, где главный герой по прозвищу Штык берет импровизированные интервью у случайных московских прохожих, с помощью нехитрых манипуляций склоняя их повторять лозунг Россия для русских. Жонглируя вопросами типа считаете ли вы, что иностранцы должны иметь равные права с россиянами?, Штык мастерски пробуждает фашиста ли не в каждом из своих собеседников, среди которых не только податливая пригородная молодежь, но и деды пенсионного возраста. Делая вид репортера канала 88, Штык бессознательно наглядно манипулятивные механизмы, действующие в господствующих медиа: стирание разницы между словами кавказец, террорист и преступник, замена социальных антагонизмов национальными и т.д.
    Метод Штыка из России 88 позаимствовано у его реального прототипа – знаменитого московского нациста по кличке Тесак, основателя интернет-студии Формат 18, специализирующаяся на изготовлении и продаже ксенофобских видеороликов. В России 88 некоторые из этих роликов процитирован почти дословно. Тесак, что сейчас сидит в тюрьме за разжигание межнациональной вражды, оказался чрезвычайно способным учеником свободных масс-медиа: его умению незаметно для собеседника подменять понятия мог бы позавидовать Евгений Ревенко или любое лицо Первого канала. Тесак поставил российское общество перед слепым пятном демократии: что делать, когда свобода слова используется для призывов к убийству по национальному признаку, которые благодаря господствующей иронической позиции воспринимаются как игривые провокации и находят одобрение в удивительно широких общественных слоях. Пожалуй, наиболее показательным примером является статья о Тесак в воплощении анонимной доксы – в русской Википедии, где говорится, что Тесак был осужден за нацистский выступление во время дискуссии о демократии в московском клубе (на самом деле – за распространение человеконенавистнического видео). Даже самый радикальный экстремизм легко представить жертвой ущемления свободы слова. Готовность среднестатистического пассажира электрички выкрикивать расистские лозунги свидетельствует лишь о том, что борьбу в российской общественной дискуссии безнадежно проиграна – остается уличная война против чужих или на их защиту.
    Контраст с российской ситуацией, воспроизведенной в России 88, указывает на то, что украинская война дискурсов еще продолжается и словесных еще способны быть полезными за уличные. Вышеописанные механизмы идеологической манипуляции в Украине действуют не так наглядно, как в России, но от того не менее эффективно. Именно в результате их действия происходит неуклонное сползание вправо не только политического спектра, но и общественного мнения, т.е. анонимного общественного консенсуса, что передается его носителям по умолчанию, без осознания, подобно эпидемии свиного гриппа. Причем усиление этого движения справа напрямую зависит от атмосферного давления в медиа. Критическое рост испуганных суждений об опасности мигрантов, разносят заразу, можно наблюдать в украинском медиапространстве изначально гриппозной паники. Отчетливым запахом чего-коричневого попахивает не только от политической рекламы радикальной правой (мы в своей, богом данной стране), но и от внеидеологична кандидатов (страну спасут здоровые образованные люди). При этом любые попытки указать на фашизоидне подоплеку подобных высказываний сразу дискредитируются моральным большинством как осквернение хрупкой украинской идеи. Публичные интеллектуалы вроде Юрия Макарова предпочитают не замечать проявлений правого экстремизма, а когда они происходят прямо у них под носом – валить все на очередную антиукраинскую сговор.
    Как результат – ксенофобия и правый радикализм чувствуют себя все свободнее там, где еще недавно это было невозможно. 14 октября в Киево-Могилянской академии в эфире студенческого радио К:) вит прозвучала песня группы DUB BUK Слава Украине!, В которой есть такие слова: Прочь, Иудей, из Руси-Украины! Сам не уйдешь – будем преследовать тебя. Мать-Страна, скажи своему сыну, Кто тебя быстро в могилу ведет …, а также несколько треков других групп – от откровенно расистской Топоры Перуна к Кому Вниз Андрея Середы, недавно на страницах общенационального еженедельника отличился утверждением о необходимости тоталитарной национальных властей.
    Речь идет не о том, чтобы лишить кого права слушать патриотические песни в день УПА. Речь идет о том, что определенные формы словесного экстремизма (как правого, так и левого) не стоит допускать к общедоступной публичной сферы, где они лишь способствуют обострению конфликта. Если мы окажемся в ситуации, аналогичной ситуации в современной России, почему-то не верится, что среди персонажей украинского телевидения найдутся люди, способные на поступок Бардина и Федорова.
    Алексей Радинский – культуролог, автор текстов на произвольную тематику, организатор разнообразных акций, просмотров и других околокультурной событий. Редактор газеты Сковорода. Аспирант кафедры культурологии Киево-Могилянской академии. Работает в научно-исследовательском центре визуальной культуры НаУКМА
    Фото – www.film.ru
   

Еще по теме:

У статьи Украина 88 0 комментариев.