Украина откладывает обещания Совету Европы в долгий ящик?

Максим Лациба, для «Хроники» Уже более полугода законопроект «Об общественных организациях» № 7262-1 в сессионном зале ВР настойчиво ставят в конец повестки дня и, конечно, не успевают рассмотреть. Так произошло 21 апреля, и так запланирован на 12 мая? Сегодня, 11 мая 2011, Украина начинает председательствовать в Комитете министров Совета Европы. Это означает, что наша страна должна заниматься развитием демократических институтов и защитой прав человека на всей территории действия Европейской конвенции прав человека. А исполнила украинскую власть свое домашнее задание?
В ноябре 2010 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла Резолюцию № 17552010 Функционирование демократических институтов в Украине, где признала сокращение гражданских прав и давление властей на медиа. Был определен четкий перечень законов, которые необходимо принять для обеспечения правовых гарантий реализации прав человека и демократического развития, в том числе и новый Закон Об общественных организациях.
И что мы видим? Уже более полугода законопроект Об общественных организациях № 7262-1 застрял в парламенте. Указанный законопроект настойчиво ставят в конец повестки дня и, конечно, не успевают рассмотреть. Так произошло 21 апреля, и так запланирован на 12 мая?
Председательствующий на сессии ВРУ Адам Мартынюк убежден: принятие Закона Об общественных организациях не является первоочередным. Поэтому он не будет ставить его на рассмотрение в начале работы парламента. Такая же судьба постигла проект Закона О благотворительности и благотворительных организациях № 6343 22 апреля. Рабочее время депутатов в основном был потрачен на рассмотрение законопроектов, направленных на получение преференций для тех или иных видов бизнеса, очередные ссоры между коммунистами и националистами в оценке исторических событий в Украине. Тем временем медленно, но уверенно распространяется информация, что регионалы на замену законопроекта Об общественных организациях уже переводят российский Закон О некоммерческий организациях.
Подобная ситуация может длиться месяцами: общественно важные законопроекты, которые и так редко попадают в повестку дня, будут ставиться в конец работы парламента, и их постоянно не успевать рассмотреть. Это способ отодвигать нужны для общества законопроекты, при этом не нарушая регламента!
Важно, что оба законопроекта не представляют никаких бизнес-интересов. Их инициаторами являются депутаты от разных политических сил. Законопроект Об общественных организациях имеет целью упрощение регистрации и деятельности ОО, которые являются основной базой гражданского общества. Действующее законодательство Об объединении граждан ставит палки в колеса общественной активности. Например, если в Эстонии на 10 тысяч населения действует 201 организация, то в Украине аж 17. Общественные организации активно приобщаются к решению общественно важных проблем, к предоставлению социальных услуг (решение проблем инвалидности, профилактика негативных явлений среди молодежи, работа с беспризорными и др.). Они привлекают большую часть инвестиций в социальную сферу, чем предприятия. Поэтому этот документ является очень важным.
Законопроект О благотворительности направлен на упрощение создания и деятельности благотворительных фондов, чтобы граждане могли легче объединяться, привлекать ресурсы для помощи нуждающимся. Благотворительные организации способны помогать государству в оказании социальных услуг гражданам (которые, кстати, в надлежащем объеме не предоставляет государство). Создание благоприятного законодательства срочно требуется Украины, которая в мировом рейтинге благотворительности заняла 150 мест среди 153 стран мира.
Принятие законопроектов позволит общественным и благотворительным организациям создаваться и действовать по-европейски.
Регионы переписывают законопроект Об общественных организациях на путинский строй
Оппозиционные фракции планируют поддержать законопроект Об общественных организациях, в то время как позиция Партии регионов неоднозначна. Часть депутатов высказываются за необходимость европейского развития Украины и поддерживают упрощение процедуры создания и регистрацииобщественных организаций. Но значительная часть, во главе которой стоит Александр Ефремов, предлагают ухудшить условия деятельности ОО сделать законодательство значительно жестче, ввести ограничения и дискриминацию источников финансирования общественных организаций.
По словам депутата, внешние инвесторы выделили средства на подготовку людей для реализации в Украине проектов по варианту Северной Африки. Задача поставлена: мы должны четко реагировать на вопросы борьбы с экстремизмом и деятельность, направленную против действующей власти. Если деньги идут на благотворительность, они должны идти на благотворительность или на другие демократические институты, а не на подготовку революций, – заявил А. Ефремов.
Получается, что депутат воспринимает общественные организации исключительно как группу молодых ребят, провокаторов и революционеров, поэтому и хочет контролировать гражданское общество Украины. Возможно, господин Ефремов всего-всего боится общественного контроля? Ведь именно общественные организации смогли мобилизовать около 15 тысяч независимых наблюдателей на выборах в Верховную Раду в 2007 году.
Фракция ПР делает перевод русского Закона О некоммерческий организациях, который значительно осложнил работу ГО соседнего государства. На основании этого закона в России не прошли перерегистрацию или были изгнаны за ее пределы много известных международных организаций, занимающихся защитой прав человека, развитием гражданского общества.
Поэтому есть реальные предостережения, что у законопроекта Об общественных организациях появится соперник: другой законопроект, который фактически введет путинскую модель регулирования третьего сектора. Изюминка этой модели заключается в полном государственном контроле и фактическом подчинении общественных организаций государстве.
Бютовцы смотрят на законопроект О благотворительности через призму политических мотивов
Законопроект О благотворительности и благотворительных организациях имеет лучшие перспективы. Его планируют поддержать и регионалы, и литвиновцы, и нашеукраинцы. Впрочем, возникает вопрос о позиции фракции Блока Юлии Тимошенко. Последний колеблется: голосовать за или голосовать против.
Удивительно, что именно может не нравиться БЮТ относительно целей этого общественно полезного законопроекта. Колебания нардепов наталкивает на мысль: они готовы не поддерживать проект с исключительно политических признаков. Ведь в субъектах законодательных инициатив, которые подали законопроект, нет депутатов-бютовцев.
Как Украине смотреть в глаза Европе
Складывается ситуация, однозначно ухудшает имидж Украины как надежного партнера, как последовательного и демократического государства. Как известно, в ноябре прошлого года Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла Резолюцию по Украине, где признала необходимость принятия Закона Об общественных организациях. Тогда президент Виктор Янукович подписал Указ, которым был утвержден перечень законодательных актов, необходимо принять для выполнения обещаний перед Советом Европы. В этом документе есть Закон Об общественных организациях.
Украины, которая в мае начнет председательствовать в Совете Европы, не с чем идти показывать выполнение своих обещаний. Это – непоследовательность перед Европой, потеря международной репутации.
Если же в Раду пройдет законопроект с путинской моделью регулирования третьего сектора – это прямо укажет на превращение Украины из регионального демократического лидера на последователя восточных авторитарных режимов.
Призыв к гражданам Украины
Ответственность за невыполненную Украины домашнее задание перед Советом Европы заключается на народных депутатов и в первую очередь на фракцию Партии регионов. Сейчас судьба законопроектов Об общественных организациях и О благотворительности фактически зависит от регионов и лидеров фракций, которые формируют повестку дня сессии Верховной Рады.
Заинтересованная общественность должна активно отреагировать на эту ситуацию. Нужно обращаться и к главе Верховной Рады Владимиру Литвину, и к руководителям фракций ВР, которые являются членами Согласительного совета, с просьбой срочно рассмотреть эти законопроекты. Необходимо требовать, чтобы 12 мая законопроект Об общественных организациях № 7262-1 и 13 мая законопроект О благотворительности и благотворительных организациях№ 6343 были поставлены в начале повестки дня. Иначе Рада может снова не рассчитать время и не успеть их рассмотреть.

Максим Лациба, руководитель программ УНЦПИ.
Иллюстрация comments.ua

Еще по теме:

У статьи Украина откладывает обещания Совету Европы в долгий ящик? 0 комментариев.