Украина в листинге СNN

Татьяна Неймаш конце декабря в Украину прибыла съемочная группа CNN, чтобы сделать о ней программу из цикла i-List. По словам вице-президента CNN International по вопросам покрытия и информационных программ Майка Маккарти, в украинском выпусках i-List рассказываться о стратегическую роль, которую играет Украины, о том, как она сотрудничает с европейскими соседями и какое место занимает в глобальной картине мира. Украинский неделю на СNN и CNN International длился с 17 до 25 января. Мы смотрели программы, которые выходили в субботу и воскресенье и которые приходились на ПРАЙМ слоты по времени США и стран Европы и, соответственно, имели наибольшую потенциальную аудиторию.
За неделю до старта программ сиэнэновцы разместили на сайте публикацию с 12 коротких пунктов и фото, которое должна была предоставить непосвященным зрителям минимальные фоновые знания об Украине. Частности, что это аграрно-индустриальная держава, в 1932-33 от Голодомора погибли до 7 миллионов жителей, место самой страшной ядерной катастрофы стало неожиданным туристическим аттракционом внутриправительственных сопротивление реформам в течение 90-х годов сократил производство более чем вдвое. Отравление Виктора Ющенко подается как факт, экономический рост 2006-2008 годов объясняется повышением мировых цен на главный украинский экспортный продукт – сталь – и ростом внутреннего потребления. Сокращение экономики более чем на 14% в 2009-м стало результатом слишком агрессивной зарубежного заимствования и падения цен на сталь, поясняют журналисты, ссылаясь на CIA Factbook. Страна подарила миру Кличко, Шевченко и Милу Йовович. Основным элементом пищевого рациона в Украине есть хлеб.
Выпуски i-List состояли из двух форматов: интервью ведущего Джима Клэнси с теми, кто, по убеждению авторов программы, являются действующими лицами в современной Украине и будут иметь влияние на ее будущее, и сюжетов журналистки Дайаны Мегней. Интервью Виктора Януковича, показанное в эфире 19 января, к сожалению, на сайте CNN пор не изложены, в пресс-службе Администрации президента его тоже нет. Благодаря корреспондентам Коммерсанта, которые видели эфир, страной распространились два месседжи оттуда, которые напоминают, что смех продлевает жизнь: В Украине все стабильно и Янукович соболезнует Тимошенко. Другими действующими лицами стали четыре украинских студента, два парня и две девушки. С расспросов Клэнси следовало, что отечественная молодежь с оптимизмом смотрит в будущее государства, образование предпочитает получать за рубежом, но после этого планирует возвращаться на родину, а также студенты дрожат от пиетета перед американским телевидением и являются носителями колоритного акцента.
Выпуск в субботу и воскресенье в действительности был один, трансляцию повторяли во всем, за исключением графических информационных вставок из СИA Factbook и одного из имиджевых роликов кампании Ukraine: All about U, о которых расскажем далее. В получасовой программе показали пять из шести сюжетов, которые потом были выложены на сайте: трансформация бизнес-модели украинских агропредприятий на примере МХП, подготовка страны к чемпионату по футболу Евро-2012, портрет политического тяжеловеса Кличко, преобразование Чернобыльской зоны на туристический объектом объект, движение Фемен. Для примера рассмотрим два сюжета: имиджевый и бизнесовый.
Сюжет о подготовке к Евро-2012 начинается с кадров обучение донецких милиционеров английскому. Журналистка Даяна Мегней берет синхроны у вице-премьера Бориса Колесникова (к Евро-2012 у нас не было настоящих международных аэропортов, были сделаны под международные) и футболиста Андрея Шевченко (важное событие для Украины, хочу играть), умело использует контрасты – за видео с помпезного открытия Донбасс-Арены идет стендап с строительной площадки НСК Олимпийский: голые напивзмонтовани бетонные конструкции, несколько рабочих. Та же даже среди зимы они работают! – В типично американской оптимистической манере произносит бодрая припорошенная снегом репортер; могут и успеть – слышится в ее голосе. Краткий сюжет из чисто информационной начиткой журналистки, на проблемах она не подчеркивает, вместо нее ломаном английском говорит милиционер, такой же ломаном – мировая звезда футбола, вице-премьер-английски не говоритвообще.
По видеоматериал о агрокомпании МХП украинского журналиста, вероятно, обвинили бы в джинсе: два синхроны топ-менеджера и вывод – есть те, кто умеет использовать плодородный украинский чернозем, устраивать фактически замкнутый цикл агропроизводства без риска от привлечения субподрядчиков и процветать. Однако МХП действительно одна из наиболее успешных на зарубежных рынках украинских компаний, она считается одним из самых надежных эмитентов в отечественном корпоративном сегменте облигаций, ее акции входят в листинг Лондонской биржи. Украина – житница Европы, говорит журналистка, дальнейшие реформы правительства направлены на повышение эффективности агробизнеса, отмечает Колесников.
Между сюжетами транслируются имиджевые ролики Украине. История этих роликов – не самое интересное во всем цикле. Позитивно-нейтральные по тональности и простые по наполнению (ассоциация Украины с положительными характеристиками и брендом-буквой U через кадры труда людей разных профессий), они могли бы представлять любую страну с населением преимущественно европеоидной расы. Интересные у них выходные данные – логотип фонда-спонсора www.uerf.org, который сделал проект Ukraine: All about U. Совместно с этим проектом и созданы программы Украинский i-List. Представляя ролики на пресс-конференции, глава фонда Любовь Рудюк не смогла ничего рассказать нашему корреспонденту о его учредителей, указала лишь, что это негосударственная организация. Если почитать новости их сайта, то складывается впечатление, что фонд урядовиший за правительство, потому что это перечень откровенно пиарных хвалебных материалов относительно действий и намерений действующей власти. На выяснение вероятных формальных связей фонда с государственными органами пойдет некоторое время, поэтому мы решили выпустить статью по свежим следам американских репортажей, не затягивая. Заметим лишь, что деньги на создание положительного имиджа Украины за рубежом регулярно выделялись, и выделение это сопровождалось скандалами.
Интерпретация информации народа А о народе Б, предназначенной для потребления народами В, Г и Д, но в основном для самого же народа А – непростое дело. Если смотреть репортажи i-List об Украине с точки зрения украинская, это довольно примитивные комические сюжеты формата медведь вышел на Арбат, выпил водки и закусил балалайкой. Если же представить, что это репортажи для Украинский о, например, Словению или Зимбабве, происходит слом парадигмы, и они сразу выдаются адекватными (Этот тележка зимбабвийских долларов, стоит только одной буханки, символизирует беспрецедентную инфляцию в стране, Джон – единственный белый фермер в этом регионе, остальные выгнала армия Мдангавамба Бумбурумбы, Президент Зимбабве больше не ест своих политических соперников, а ест кашу вместе с нашей съемочной группой. На выходе сюжетов из дальних стран, предназначенных для просмотра заурядным человеком, должен быть не глубокий анализ ситуации с перечислением сложных переплетений не интересных никому, кроме экспертов, социополитических факторов, а цель-месседж: это опасная страна дикарей, держаться подальше, это значимый политический игрок , следить за новостями, это экзотическое место, достойное путешествия, в случае со зрителем-бизнесменом – место, куда можно вкладывать деньги. Именно на последнего и рассчитаны сюжеты i-List, программы, что делает ненавязчивый, но последовательный акцент на инновациях, экспортных возможностях страны, связях с заграницей и потенциальной выгоде иностранных инвесторов.
Мета-месседжи в этом случае таковы:
1) правительство Украины – хороший, он внедряет и планирует полезны для иностранцев реформы. Это прямым текстом сказано в сюжете об аграрном триумф МХП и косвенно – в рассказе о клиниках Борис с их высокой даже по иностранным меркам рентабельностью. Украина – страна возможностей, в ней все идет хорошо, не хватает лишь инвестиций на инновации, заключает репортер, не упоминая о бешеном уровень коррупции и несовершенное законодательство, которые ожидают иностранного инвестора вместе с плодородным черноземом и певучим народом;
2) сейчас ситуация в Украине стабильная. Это подчеркивает президент Виктор Янукович в транслируемом 19 января интервью, в это верят и люди с CNN, которые не переводят истерических скандирований Феменпротив премьера Азарова и ставят фотографию львовских протестов против Налогового кодекса (с транспарантом Ни налоговом террора!) на информацию о печальных экономические реалии Украины в кризисные 2008-2009 годы. НЕТ побоища креслами в парламенте, нет рядом интересов России, нет проблем со свободой слова, нет оппозиции. Где оппозиция? Мы не смогли пообщаться с Юлией Тимошенко – она очень занята сейчас, – жалуется ветеран CNN Джим Клэнси ахметовские газете Сегодня, и сразу перед глазами возникают картинки того, каким образом Юлия Владимировна могла пропустить такое media opportunity – припьялы ее к батарее или просто вывезли за пределы государства;
3) в Украину интересно. Водка, солнце, секс на крупнейшей вечеринке Европы – просто сейчас висит и манит в шапке украинского подразделения i-List фоторепортаж с Казантипа с таким названием. Кто не танцует и предпочитает развлекаться трезвым, тот может поехать в Чернобыль за экзотикой микрорентген – Дайана Мегней там была, ее оператор отснял классический план с забытой куклой, одной из тех, что работники Зоны для саспенса и драмы регулярно подбрасывают заезжим журналистам. Видеосюжет, посвященный Фемен, выдержан в канонах интернета: когда нет вдохновения гнать философию, просто запостить сиськи. Трогает синхрон руководительницы движения: В Украине власти нет дела ни до чего с объяснением репортер: Раньше они протестовали против секс-туризма, а теперь сфера интересов движения расширилась. Без конкретики, против чего, за что и какие результаты борьбы, но с утверждением это единственный способ протеста, который остается, звуковая дорожка сюжета кажется лишней. Сиськи, хоть и размытые фильтром, все равно прекрасны. Они, вероятно, сведут на нет эффект не одного спонсируемого Всемирным банком видеоматериала против секс-туризма и торговли украинками.
Инвестор! Велкам! Страна спортсменов и победных сисек ждет тебя, раскинувшись чуть испорченный радиацией полями.

Еще по теме:

У статьи Украина в листинге СNN 0 комментариев.