В сторону, противоположную Аристотелева

Мария Томак, «День» Среди ряда ретроспективных показов на фестивале документального кино «Docudays UA» – ленты известного документалиста Сергея Буковского Среди ряда ретроспективных показов на фестивале документального кино Docudays UA – ленты известного документалиста Сергея Буковского. Украинском телевизионном зрителю режиссер известен, в частности, как автор девятисерийным документального сериала Война. Украинский счет, посвященного Второй мировой войне. В 2003 году этот фильм демонстрировал в своем эфире канал 1 +1, который, собственно и заказал режиссеру производство ленты. Это были еще те, Роднянский плюсы. Тогда в интервью изданию Кинотеатр Сергей Буковский говорил: мы сошлись с господином Роднянским в том, что об Украине во Второй мировой войне нужно сегодня говорить. Тем более что различные европейские телекомпании (Би-Би-Си, например) такие фильмы выпускают и именно о нас. А мы за последние 10 лет ничего подобного не сделали. По моему мнению, – хотя я не истина в последней инстанции, – так много еще надо рассказать!
Кстати, показ этой ленты сегодня, накануне 65-летия со Дня победы, пока в Москве развешивают портреты Сталина, вновь был бы актуальным. Но сейчас не об этом, а о том как много еще надо рассказать и о том, почему до сих пор почти ничего не рассказано.
Не сложно представить себе, что тема украинского телевидения на фоне подобных фестивалей и такого кино выглядит почти беспомощно. Это просто разные миры. Тем не менее, Сергей Буковский в общении с аудиторией минувшее воскресенье эту тему затронул. И тогда и положение дел на телевидении, и в нашем обществе показался еще жалюгиднишим.
Об этом свидетельствует, как говорится, история из жизни Сергея Буковского.
Один из нынешних молодых телеменеджеров одного из общенациональных украинских телеканалов, посмотрев короткометражку режиссера Завтра праздник, отреагировал на нее буквально так: Я ничего не понял …. Заметим, что короткометражка, о которой идет речь, был снят в 1987 году. Она – о существовании человека в рамках системы. Я ничего не понял из уст тех, кто сегодня решает, что пускать в эфир, а что – нет, может означать неспособность воспринимать режиссерскую эстетику, или еще хуже – непонимание темы. Вот вам и уровень украинского медиа-менеджемент – и эстетический, и, так сказать, мировоззренческий.
Не зря, говоря об уровне нашей телевидению, кобзарь, а теперь и радиоведущий Культуры Тарас Компаниченко, удается почти до философии и вспоминает Аристотелева притчу, когда проститутка встретила философа и сказала: посмотри, за мной идут толпы, а за тобой – единицы. Аристотель ей на это ответил, мол, я иду вверх, а это трудно, зато идти вниз всегда легче. Уровень телевидения продиктован ситуацией в обществе, фактически уничтожено, – продолжает Тарас. – Они строят общество не индивидуальностей, а олигархов и плебса. Поэтому все то, что ведет вверх, рассчитанное на воспитание индивидуальной – никому не нужно.
А пока те, кто не понял, нас направляют в сторону, противоположную Аристотелева, Сергей Буковский вместе с Валерием Балаяном и Викторией Бондарь снимают почти глобальное документальное кино – об изменениях в пределах восточноевропейского пространства с 1975 до 1991 гг на всех возможных уровнях – начиная от государственного, завершая индивидуальным, т.е. о каждом из нас. И для кого бы вы думали? Нет, не для нас, совков, а для европейского канала Арте, который, собственно, и заказал режиссеру это многосерийное документальное исследование.
Нечего и говорить, что самое первое такое кино и такие режиссеры нужны украинскому обществу. Так много еще надо рассказать! – Говорил Сергей Буковский в 2003-м. А сейчас надо рассказать еще больше! Хотя, конечно – и это признает режиссер – такое кино обречено на существование только в пределах общественного вещания.
Следовательно, День обратился к новому руководству НТКУ, которая, как известно, и является общественным вещанием, правда, в зачаточном состоянии. Почему такое кино украинские документалисты снимают не для украинских телеканалов? – Спросили мы у Егора Бенкендорфа, генерального директора НТКУ.
– На мой взгляд, нет трагедии в том, что, соглашусь с вами, гениальный режиссер СергейБуковский снимает фильм для французского канала. Гений, на мой взгляд, находится за пределами и вне времени. У господина Буковского, насколько я знаю, это уже не первый международный проект. Мы все помним его проект Назови свое имя по буквам и этот фильм был великолепен. – Передает пресс-служба Первого Национального слова генерального директора канала. – Однако есть много проектов, которые он снял в Украине. Я рад, что наши режиссеры и не только режиссеры – вообще люди искусства вышли на международный и, не побоюсь этого слова, мировой уровень. Относительно украинской документалистики в целом, я вижу развитие, и довольно бурное развитие его на всех украинских каналах. И хочу особо отметить, что количество уже переходит в качество … Подобные проекты будут на НТКУ. Под выражением подобные проекты я имею в виду не создание клона проекта Сергея Буковского – это просто абсурдно. Я имею в виду документалистику как жанр и формат. У нас есть стратегическое и программное видение подобных проектов. У нас есть силы и возможности для создания таких проектов. У нас есть место в перспективной сети для этих программ. Мы будем делать фильмы и исторические, и о современной Украине, и научно популярны как отдельное направление.
Как строить новый глава НТКУ хорошо, разностороннее телевидения с приоритетом национальных интересов? (Об этом он заявил в одном из своих интервью.
Подсказка: прошлое воскресенье Сергей Буковский признался, что хотел бы снять документальный фильм о Лине Костенко.
Мария Томак, День
Фото – www.day.kiev.ua

Еще по теме:

У статьи В сторону, противоположную Аристотелева 0 комментариев.