Вечерние куплеты «Соседей»

Андрей Кокотюха, для «Хроники» Не впервые в истории производства телесериалов в Украине те, кто создает «Соседей» ( «Интер»), четко знают, что они делают, и имеют достаточно здравого смысла, чтобы не считаться со вкусами отечественных снобов Суть очередного тайного знания, которое пытаются получить и защитить от злых сил герои нового романа Дэна Брауна Потерянный символа описана до этого в десятках книг различной толщины. Эта суть выражается одним предложением: Если многие люди имеют одинаковые желания и одновременно начнут мысленно стремиться их выполнения, то каждое из этих желаний непременно сбудется. Тайное знание, таким образом, полностью соответствует утверждению: Думай о хорошем – и все будет хорошо, ты станешь властелином мира.
Проектирует это на себя: несколько лет хочу, чтобы в Украине по телевизору стали показывать долгоиграющий сериал, где бы играли украинские актеры, действие происходило бы в Украине и говорили бы они о том, чем живем мы с вами, а не кто-то где, считайте , что это Чертаново. Видно, не один я этого хотел. В какой-то момент одновременно этого потребовали другие, в том числе – руководство канала Интер, уже надоело критиковать за предоставление ничем не оправданного убежища Киркорову с Галкиным. Желание нескольких десятков, если не сотен и даже тысяч граждан вылилось в проект Соседи.
О нем уже писали, и не раз. Очевидно, это реакция на формат: если в каждой серии зрители проживают с героями один текущий день (я, кстати, странно, почему из этого дневника выпадают выходные, герои что, в эти дни не живут?), То и отзывы на очередные бытописания возникают в своеобразном онлайн-режиме.
С предыдущими рецензиями, помещенными в частности на Хронике, можно как соглашаться, так и спорить. Например, Павел Кнур путем, очевидно, раздумывая доказывает: Соседи – не ноу-хау, а придуманный к нам формат. Но хочу напомнить уважаемому прозорливца: даже если мировая цивилизация ушла от украинской, и наша страна – действительно, кроме шуток, родина слонов, то в силу исторических причин фруктовые йогурты, музыкальные стили, джинсы, литературные жанры и телевизионные форматы вымышленные, как это ни печально признавать, не в Украине и не украинский. Если это кого обрадует: также не в России и не русскими. Придумать что-то новое мы не можем, остается только адаптировать заимствованное под наш, с позволения сказать, менталитет. Сделать иностранный формат пригодным для нашего, внутреннего пользования.
Другой исследователь, Олесь Кульчинский, справедливо радуется: двуязычие сериала и свободный переход героев с одного языка на другой вполне отражает реалии сегодняшней Украины. Я бы еще добавил – делает в принципе невозможным экспорт Соседей на российский телерынок, а если и сделает, то вот он – тот первый продукт, не просто нужно специально адаптировать для российского зрителя, но и думать, стоит ли это делать. Поэтому имеем, наконец, самодостаточное мыло для внутреннего потребления. Однако почему-то мимо внимания проходит следующая тенденция: на украинском или суржике в сериале говорят консервативные персонажи напрочь лишены деловой хватки, пафосные и абсолютно дезориентированы в настоящем.
Скажем, жена уважаемого чиновника от бизнеса Светлана, которую играет Лидия Вовкун, своей изысканной украинской искренне (!) удивляется вещам, которые не удивляют, кажется, даже постоянного клиента украинской наркологической или психиатрической больницы: почему методистам в университете надо платить, почему дочь хочет уехать за границу и там остаться, почему она позволяет себе заниматься внебрачным сексом, и уж совсем смешно – откуда ее сын-студент взял деньги на водку. Обращаюсь к персонажу: Уважаемая госпожа Светлана, в Украине напиться до такого состояния, к которому наперся Ваш сын 21 января, можно, даже имея в кармане 10-20 гривен! В каждом доме есть соседи, которые гонят самогон! А такая сумма для жителя Киева – ну совсем не проблема! Вообще, будучи женой Полукрасное директора, стыдно жить представлениями позапрошлого века да еще и демонстрировать это каждый день мужу, детям, соседям и зрителям.
Тогда как персонажи, которые общаются на русском, здесь более деловые, собраны, способны принимать адекватные решения и оперативно реагировать на изменения в собственной жизни. Даже моя любимая парочка – сексуально озабочена Радмила и ее инфантильная дочь-переросток Маша, заангажирована гастрономически, все равно выглядят не вплоть такими беспомощными и побитыми жизнью, как предприимчивая базарувальниця тетя Галя –эта старшая украиноязычная женщина живет, кажется, на автопилоте, без радости.
Однако вашего автора привлекает в соседях не сюжет как таковой. Ибо не сюжетом он ценен, таких сюжетов множество, и они не иссякнут никогда, в этом – очарование формата бытового телемила. Я даже готов закрыть глаза на тот факт, что соседей, показанных в сериале, в реальной повседневности не встретишь даже в украинском селе. Год назад о моих личных проблем с соседями, которых я за три года жизни стена в стену даже по имени не знал, снимал целый сюжет канал НТН, а Файна Юкрайна в скетчах несколько раз демонстрировали традиционные для украинской соседские дули через забор и плевки в борщ. Принимаю хороших соседей, потому телевизионный художественный фильм по определению не должен быть очень похожим на реальную жизнь. Представьте себе длительную историю о соседях, которые либо не здороваются друг с другом, или заваривают друг другу металлические двери газосварочных аппаратами. Я, например, могу предположить разве полнометражный фильм на эту тему, и то – он не будет иметь успеха, потому что каждый из нас мысленно стремится чувствовать: за стеной или за забором живут хорошие люди. Они не плохие даже тогда, когда своим желанием накормить пирожками препятствуют супружеской секса.
Позитив – в другом. Каждая серия Соседей строится по принципу журналистики: Утром в газете, вечером – в куплете. Газеты это – наши, украинские. А у них: выборы (будь они не готовы), украинские моряки в сомалийском плену, безработица, рейдерство, взятки в вузах, отток мозгов за границу, традиции Крещения – словом, все то, что, утром став новостями, к вечеру превращается в — без всякого преувеличения! – Историю Украины. Любые эстрадные куплеты ценились прежде всего своей актуальности: проблему, которую мы имеем и о которой знаем, освещают не в новостях, к нулевой эффективности которых мы уже привыкли. Ее переосмысливают и показывают в художественном исполнении, от чего эта проблема становится персонифицированной. Например, я предвижу такой разговор: Видишь, о взятках в наших вузах уже кино снимают! – Это действует лучше, чем: О взятках снова в новостях показали, а толку?
Сосредоточение типичного мыла на проблемах нашего настоящего, возможно, действительно не украинское открытия. Но Соседи едва ли не первыми обратили внимание типичных потребителей мыла на эти самые проблемы украинского настоящего. Чем в очередной раз подтвердили: лучшее средство настроить людей на успешное решение проблемы – актуализировать ее в популярную форму развлекательного телепродукта. К тому же доказали очевидное: свое нас интересует больше, чем чужое.
Да, это легкий формат, простая история. Ну не кафкианством же заниматься сценаристам! Ну не всем же режиссерам себя Тарковским считать! Едва ли не впервые в истории производства телевизионных сериалов в Украине те, кто пишет и кто снимает, четко знают, что они делают, для чего и для кого. И имеют достаточно здравого смысла, чтобы не считаться со вкусами, а точнее – отсутствием вкусов в отечественных снобов.
Фото – www.inter.ua

Еще по теме:

У статьи Вечерние куплеты «Соседей» 0 комментариев.