Венеция, поворот налево. Звезды Мостра: Берлускони, Обама и присоединилось в Уго Чавес

  Ольга Клингенберг, «Зеркало недели» На одном из самых известных кинофестивалей планеты кусочек триумфального пирога достался и нашим … В создании картины Женщины без мужчин (Серебряный лев), которую сняла иранка Ширин Нешат, участвовала украинская сторона, представленная компанией Sota Cinema Group (продюсер Олег Кохан. А Ксению Раппопорт из России признана лучшей актрисой за роль в итальянской ленте Двойная час. Фильм-победитель – Ливан (Израиль).
    Неоднократно бывая в Венеции, убеждаюсь, что о Коммунистической партии в последнее десятилетие здесь с тоской вспоминает не один итальянец. На потеху публике и как фильм-открытие Венеция в этом году выставила национальный колос Джузеппе Торнаторе Баария. Это история трудного пути сицилийского коммуниста, которую рассказано в гламурных картинках под пафосные аккорды Эннио Морриконе.
    Несмотря карамельнисть, лучший фильм для открытия фестиваля трудно найти. Здесь и высокий стиль, и национальный размах, и коронная итальянский чувственность. Но все это потьмарюе удивительный абсурд ситуации: фильм о коммуниста продюсирует киностудия клана Берлускони с красноречивым названием Медуза. Однако марку демократичности фестиваль держит.
    другой день немыслима очередь выстроилась на антиберлускониивський памфлет молодого шведа-документалиста – Видеократия. Малоталановитою режиссурой, но убедительным фактажем Эрик Гандини обрисовал империю Берлускони – телемагнат и растлителя. Начал с вечеринок миллионеров на его вилле, окончил новой модой и новыми идеалами молодого поколения. Среди последних – институт телевизионных велений – юных полуобнаженных красавиц кордебалета, мифология успеха которых строится на упругих формах, гиперсексуальности и выгодном замужестве.
    Сегодня этот миф укрепился как никогда благодаря любимцу фестивальной Венеции Джорджу Клуни, новая герлфренд которого – вылитая повелений. Впрочем, с Клуни много не возьмешь – посмотрите только, как он шутит в сатирическом милитари-муви Люди, которые уставились на козлов. А торнаторивську Баарию дружно раскритиковали в прессе и оставили без всяких призовых поощрений.
    Но все же в лице Торнаторе Мостра-2009 получила красочное обрамление истории красного фестиваля: так было названо в этом году Венецианский киносмотр за частое упоминание социализма.
    ***
    громким голосом в этой спиванци оказался очередной обличительный памфлет Майкла Мура Капитализм: история любви. Горькая и саркастическая правда не без примеси американского простацтва возбудила волнующие вопросы: откуда кризис и кто украл деньги?
    В документально-провокационной стилистике Майкл Мур штурмовал банки, вливался с кинокамерой в забастовки рабочих, обвинял корпорации в разрушении того идеального капитализма, который он когда-то так любил. А затем открыто пропагандировал нового президента США, связывая с Обамой надежды на возрождение нации.
    Мур – настоящий американец. Добродушную и наивную интонацию его, казалось бы, острых документальных фильмов заимствовано из родной голливудской классики – у народного утешителя, сказочника Фрэнка Капры. Бы там ни было, но он верит в американский характер и любит соотечественников.
    же время Оливер Стоун в поисках надежд на новый социум отправился интервьюировать президентов Латинской Америки. В центре его внимания президент Венесуэлы Уго Чавес, главная звезда красной дорожки нынешнего фестиваля.
    Что такое социализм по-чавеськы и поддерживают ли его лидеры других стран южного континента?
    Впрочем, какие чудеса имиджмейкерства могут творить медиа в Италии, понимаем очень хорошо. А вот зачем Стоуну понадобилось дружить с Чавесом и вообще делать этот Агитплакат латиноамериканского социалиста – не очень.
    Вообще, о своей левизну на этом фестивале не заявлял только ленивый. Скандал разразился на пресс-конференции Микеле Плачидо. Он участвовал в конкурсе со своей режиссерской попыткой Большая мечта. Крик правдолюба комиссара Катани вызвали не скромно оценены художественные достижения фильма (о беспорядках 1968-го, уже набившие оскомину), а образы из уст министра Брунетти, который назвал актера-режиссера найслизькишим явлением этого фестиваля. В Плачидо нашлось гордое объяснение: Все потому, что я никогда не голосовал за Берлускони! Виртуальная присутствие итальянского премьера фестиваль сохранял до конца. А возмущенного Плачидо, возможно, утешила награда молодой актрисе его фильма.
    ***
    бы там ни было, но Венецианский фестиваль завершился очень деликатным и паритетным вердиктом жюри: политика отдельно, искусство – прежде всего. Под раздачу львов в этом году попали в основном дебютанты. Серебряного льва присудили иранскому оператору Ширин Нешат, которая экранизировала национальный бестселлер Женщины без мужчин – о проблемах иранского государства в поэтическом изложении.
    Не обошлось без гей-темы. Ее презентовал борец за гомосексуальные права – актер Колин Ферт, сыгравший Одинокого мужчину. Невероятно качественно снята и прекрасно сыграна трогательная история 50-летнего англичанина, который потерял близкого человека, – дебют успешного американского дизайнера моды Тома Форда.
    Вообще с человечностью в различных жанровых плоскостях нынешнего фестиваля везло. Например – единственную комедию конкурса Душа кухни снял турецкий немец Фатех Котором, который обычно воспевал неприятности иммигрантов. Любимица итальянских режиссеров – русская актриса Ксения Раппопорт получила приз за лучшее исполнение женской роли. В прошлом году она вела церемонию открытия Мостра, а в этом году сдерживала слезы, прижимая статуэтку, которая досталась ей за роль в драме Джузеппе Капотонди Двойная час.
    И Золотого льва присуждена израильской картине о ливанскую войну именно под дуду человечности. Достойный фильм Ливан, жесткий и беспощадный. И, как любое талантливое кино, – вневременной. Автобиографическая история режиссера – 20-летнего подростка, втянутого в войну, на которой ему открылись ужасные противоречия между реальностью и иллюзиями, разумом и инстинктами. Шестого июня 1982 я впервые убил человека. Мне было 20 лет. Написание сценария и реализация Ливана – мое настоящее возвращение домой – подытожил Самуэль Маоз.
    Этот выбор жюри с председательствующим Энгом Ли можно было бы принять как единственно правильное решение … С одним но – отсутствие актуальности. Для фестивальной истории и нынешнего киноспектра Венецианского форума это скорее компромисс, чем вызов.
    Ольга Клингенберг, еженедельник Зеркало недели (Венеция-Киев)
    Фото – http://www.dt.ua
     

Еще по теме:

У статьи Венеция, поворот налево. Звезды Мостра: Берлускони, Обама и присоединилось в Уго Чавес 0 комментариев.