«Х-фактор» – «более масштабного шоу никто в этой жизни не затеял»

Татьяна Веремчук Итоги телероку-2010. Отвечают: Игорь Кондратюк, Тарас Петрив, Вальдемар Дзики, Ирина Костюк, Егор Бенкендорф, Никита Потураев, Алексей Гончаренко, Александр Глущенко. Конце 2010-Хроника обратилась к медиаспециалистов с просьбой подвести итоги телевизионного сезона. Напомним, что свое традиционный опрос ТК проводит дважды в год – в конце телевизионного сезона и в конце календарного года.
Событием телесезона эксперты вновь отмечают проект канала СТБ – на этот раз талант-шоу Х-фактор. Также в список фаворитов попали реалити-шоу канала 1 +1 и сериал собственного производства ТРК Украина Маруся. А вот негативными трендами сезона специалисты называют осквернение новостей, выдавливание из них неудобных журналистов и стерилизацию информационного контента.
По словам медиаэкспертов, телевизионный рынок на уровень докризисного мощности еще не вышел, однако стабилизировался и показал динамику роста по сравнению с 2009-м.
На следующий год специалисты предсказывают оживление в создании собственных форматов и экспериментирования с уже освоенными форматами.
Мы задали экспертам следующие вопросы:
Какие новые тенденции в этом сезоне вы можете отметить в производстве телеконтента? Какое событие вы бы назвали главным событием сезона в производстве телеконтента? Почему? Какое событие вы бы назвали главной антиподиею сезона в производстве телеконтента? Почему? Какие новые тенденции вы можете отметить за этот сезон на телерынке? Какие изменения вы наблюдаете в отношениях медиа с властью, оппозицией?
Предлагаем сравнить нынешние экспертные ответы по оценкам телесезоне 2009/2010 (1, 2, 3), 2008/2009, 2007/2008, итогам 2007-го и 2006-го (1, 2, 3) лет.

Игорь Кондратюк, ведущий, продюсер, член жюри проекта Х-фактор:
1. Продолжает удачно работать в талант-шоу канал СТБ, удачнее, я бы сказал. Все остальные каналы, которые пробовали сделать талант-шоу, на мой взгляд, проиграли. Хотя это вопрос спорный, потому что есть показатели. Например, Звезда + Звезда будет идти второй сезон, Народная звезда уже идет три сезона, может, будет четвертая. Хотя они мне кажутся менее интересными, чем то, что производит канал СТБ.
Вторая тенденция – с новой политической ситуацией в стране вообще становятся нонсенсом политические шоу. Они десяти тиража газета, описывающей политические события. Абсолютно неинтересно, потому что все предсказуемо, нелепо, и все клоуны, которые там выступают, не имеют никакого влияния даже на зрителя.
Мне кажется, мы все больше отдаляемся от того, чтобы в телевидении было то умное. К1 запустил программу Что? Где? Когда?, Но мне кажется, что количество программ, направленных на то, чтобы люди задумывались и включали мозги, становится все меньше. И еще, конечно, есть тенденция поносить новости, их невозможно смотреть. Новости ничего нормального не показывают, возможно, зритель засыпает, а все думают, что это рейтинги.
2. Политические новости почти на всех каналах – это абсолютно точно антиподия года. А событие – это все-таки появление мирового формата Х-фактор, потому что масштабного шоу никто в этой жизни не затевал. Оно является положительным в нескольких аспектах: во-первых, это мировое шоу, во-вторых, оно технологически сложное, как по денежным затратам, так и по затратам времени, человеческих ресурсов. И, наконец, по яркости картинки, потому что такой сцены, как на Х-факторе, нет нигде. И это плюс, потому что отныне когда наши телевизионщики производить программы или даже какие юбилейные концерты к определенным датам, они будут понимать, что есть некая точка, к которой нужно тянуться.
3. Тенденция закуповування огромного количества зарубежных форматов вместо того, чтобы придумать свои. Я думаю, что где из 20 мировых форматов сейчас идет в Украину. Хотя создали и собственный формат – Украина слезам не верит, и он с треском провалился. Но я считаю, что все равно надо придумывать свои форматы.
4. Ухудшение абсолютно точное. Власти считают, что плохие медиа для нее – это плюс. А на самом деле плохие медиа – это такая же характеристика власти, как плохие дороги, задолженность заработной платы или какая политическая нестабильность, просто они к этому недопетралы, потому что не у всех увласти есть чем петраты.

Тарас Петрив, президент фонда Общественность:
1. Сезон показал, что украинское телевидение и дальше требует качественного изменения контента, а также нахождение баланса между развлекательными и познавательным продуктом. В производстве телеконтента приятно удивила, несмотря на все выкручивания рук, работа информационных команд ТВi, 5-го канала, 1 +1 и СТБ.
2. Но тренд на выдавливание неудобных журналистов и воспитательную работу с собственниками и менеджментом на некоторых каналах ухудшил контент. Вновь показала стабильный успех редакторская группа шоу Танцуют все, которое выступает с важной просветительской, кроме развлекательной, миссией. Контент политических ток-шоу показал, что страна нуждается еще 2-3 качественных украинских ведущих, таких как Андрей Куликов. Антиподия – стерилизация политически-информационного контента.
3. Желание некоторых игроков реализовать планы перераспределения и монополизации телевизионного ручного управления телевидения. Это создало много угроз для развития медиарынка. Нарушения журналистских прав течение года трясло немало редакций. Руководители Первого национального экспериментировали с псевдоноваций над зрителем на грани фола, но так и не сделали из канала Первого национального, тем более ни на йоту не приблизились к общественному.
4. Сейчас власть и медиа существуют в параллельных мирах. Жаль, но политики и дальше не понимают роли медиа как важного социального института. Не удалось наладить диалога в треугольнике власти – медиа – гражданское общество. Поэтому все, что происходит, напоминает корабль глухих, а зрителям трудно понять, что творится в стране, почему и как принимаются решения.
Все исследования показывают: власть за 9 месяцев закрылась в глухой информационной обороне и системно выпускает на эфиры с канала на канал группу спикеров – блуждающих мессеров, которые кошмарить зрителей натренированных спичами с месседж-боксов. Ситуацию не спасет применения старых соседских технологических программ.
Но основные изменения впереди, потому что власть требует для себя от ведущих СМИ лояльного отношения и теплых информационных ванн.

Вальдемар Дзики, экс-гендиректор ТРК Украина:
1. Украина – это образец всего того, что происходит, в общем, в МедиаБизнес в мире. Фактически в этому году в мире не появилось никакого формата, похожего на Big Brother или Х-фактор. И это, я думаю, также отобразилось на украинском рынке. Мы Видели очередные версии программ, которы уже либо раньше Были показаны, либо что-то похожее на то, что мы уже видел, таким образом, мы много танцевалы и много пели. Я не вижу ни одного сильного формата, который можно было бы назвать форматом года. То, что я могу сказать Относительно ТРК Украина, – я очень доволен сериал Маруся. Во-первых, это производство канала. Во-вторых, он работает в очень сложном слоте, 19:30, это Фактически вход в прайм. И его показатели очень обнадеживающие, об этому можно Утверждать уже по первому сезону.
2. Формат Маруся и Обнаженная красотка – это пример двух форматов, которы хорошо заработали, также успешной оказалась Народная звезда.
Я думаю, что большой потенциал имеет формат The Contender, потому что интерес к боксу в Украине очень высок. Это пример такого формата, которы должен быть пересмотрен и отработана в направлении улучшения коммуникации со зрителем. Показатели этого шоу Были средние, ниже средних показателей канала, а формат сам по себе очень перспективный и надежный. Я бы сказал, что это в минус.
3. Особых тенденций я не увидела. Наш медиарынок, как я уже сказал, – это отображение мирового медиарынка. Я думаю, что украинская медиарынок в 2010 году начал выходить из кризиса. Но он еще не до конца Вышел как по продажам, так и по программированию, потому что программирование напрямую зависит от продаж. Я надеюсь, что 2011 год будет уже годом нормальной работы, на рынке появится достаточное количество денег. Хотя прогноз тоже неутешителен. Большинство экспертов утверждают, что 2011-и не достигнет даже уровня 2008 года. Это очень беспокоит, потому что это НЕ только вопрос денег и продажа, это также непосредственно связано с продакшена и собственным производством. Думаю, что новый 2011 годпокажет много новых проектов, начнется движение в сторону создания собственных форматов, а это очень хорошо и для зрителя, и для индустрии. Вот такая новая тенденция, она одна, но очень точная.

Ирина Костюк, генеральный продюсер канала ТЕТ:
1. Главная новая тенденция в производстве телеконтента – это повальная охота за зарубежными форматами: на радость дистрибьюторам, украинские каналы у них скупили практически все, что те представили в Своих каталогах в весенних и осенних Каннах, даже бумажные форматы. В общем, можно сказать, что наши уже все меньше заглядываются на то, что производит северный сосед, и идут своим путем, набивает Свои шишки. ;) Также в отношении производства собственных форматов в основных каналов прослеживается две тенденции: одни НЕ изобретают велосипед и делают программы по купленным форматам, другие же делают оригинальные шоу, некоторые из которых слегка основываются на уже опробованных существующих форматах.
2. Событием на ТВ-рынке Украины считаю эксперимент с вертикальным программированием программ собственного производства (1 +1 и Новый канал). Думаю, что украинская эксперимент прошел удачно и скоро уйдет в тенденцию, в отличие от ситуации у коллег в России, которые, правда, экспериментировалы с вертикалкой в рамках сериального показа, к чему зритель оказался не готов, хотя и нельзя это категорически Утверждать – любой эксперимент требует времени и терпения (у нас тоже не сразу пошло). Но, с другой стороны, контент все еще the king, так что, может, причина не в программировании, а в контенте. ;) B47r 3. Антисобитием для ТВ-рынка Украины искренне считаю уход Сергея Созановский с рынка телеканалов (не путать с ТВ-рынком в целом).
4. Изменения в отношениях медиа с властью в том, что скоро может наступит эффект мальчика, которы кричали волк! Самые голосистые товарищи дискредитируют важность Этой темы.

Егор Бенкендорф, генеральный директор НТКУ:
1. Первая основная тенденция – талант-шоу. Их количество явно перегрели рынок. Вторая тенденция – каналы начали возвращаться к производству сериалов. То есть рынок потихоньку начинает выходить из кризиса. Также отмечу рост телевизионных проектов, интегрированных с всемирной сетью вообще и с социальными сетями в частности. Сегодня каждый проект, который уважает себя, интегрированный в Твиттер или иную социальную сеть, а каждый журналист, уважающий себя ведет блог.
2. Я знаю, что сегодня многие обсуждают неудачу проекта Украины слезам не верит, но в существовании этого проекта я вижу большой позитив. Хорошо, что в отечественном телевидении остается место для творчества, инициативы, экспериментов. Это не дает украинскому телевидению умереть. Для сравнения: Первый национальный тоже вдоволь экспериментировал в течение года. Мы сознательно пошли на создание ряда нерейтинговых, но социально значимых проектов, на что не решился бы пойти ни один из коммерческих каналов.
Несомненно, главным событием 2010 года в Украинском телевидении я считаю назначение Егора Бенкендорфа на должность Генерального директора Национальной телекомпании Украины. А если серьезно, то сегодня все обсуждают главные события 2010 года, однако я уже сейчас могу сообщить вам главное событие следующего, 2011 года. Несомненно, ею станет запуск русскоязычной версии телеканала EuroNews, запланированный на 24 августа.
4. Борьба в плоскости власть – оппозиция является традиционной для любого общества, и о роли медиа в этом процессе трудно сказать что-то новое. А вот что касается нас лично, то мне очень приятно отметить, что власть инициирует создание общественного телевидения именно на базе Первого национального. Движение в этом направлении длился целый год, он будет продолжен и в следующем году. Именно с учетом этой перспективы НТКУ оптимизировала штатное расписание, усилила количество социально направленных программ, уменьшила количество рекламы в эфире Первого национального, усилила сотрудничество с иностранными вещателями. В следующем году на наших телезрителей ждет появление новых масштабных и резонансных социальных проектов. О чем кино? с ведущим Савиком Шустером, социальный проект Хочу, чтобы ты была о жизнидетей-сирот, наконец, Первый национальный возрождает вечернюю сказку, которую не смог запустить ни один коммерческий канал в Украине.
Никита Потураев, медиаэксперт:
1. Я, к сожалению, новых тенденций за прошлый год в телевизионно контенте не могу отметить. Мне кажется, что украинские телеканалы, не произвел что-то принципиально новое по сравнению с тем, что было. Ничего такого объемного, крупноформатные, кроме развлекательного шоу, Украинское телевидение НЕ начало делать. Безусловно, идет поиск внутри уже приобретенных форматов. Я не хочу выделять какой-нибудь проект, приведу как пример программу Битва экстрасенсов. Война миров. Это формат, которы Был придуман каналом СТБ и аналогов которому нет, это пример развития внутри форматов. Насколько я знаю, Этой идеей интересовались и в России, и в других странах, и возможно, украинская идея будет использована в мире. Хорошо, что усовершенствуется то, что уже было освоено, это, безусловно, необходимо. Во-первых, нет приделов совершенству, а во-вторых, украинская специалистам есть над чем работать, есть чему учиться и в чем развиваться. А так принципиально нового я ничего отметить не могу. И это плохо.
Если говорит о тенденциях, то мне не совсем нравится, что происходит в Украине с точки зрения общественно-политической составляющей. Это не событие, это, Скорее всего, тренд, тенденция. Общественные функции телевидения шире, чем просто развлекать. Украинское ТВ с ними не справляется, и 2010 год это продемонстрировали, в первую очередь во время президентской кампании, когда телевидение сыграло очень Важную роль во всех общеполитических процессах. И я считаю, что роль эта Была Негативная, потому что общество не получал анализа событий. Украинское телевидение хоть как-то выполняет информативную функцию, но с точки зрения содержания оно хромает, оно информирует, но не объясняет.
2. Событием я бы назвал другой проект канала СТБ – талант-шоу Х-фактор. Опять же, СТБ идет по пути освоения крупноформатных проектов, вслед за Украиной имеет талант появился Х-фактор, еще более сложное шоу и в масштабах, и в постановках. И канал с этим справился. Я бы назвал Этот проект событием по ряду обстоятельств: спустя что это яркая программа, потому что она пользуется большой популярностью у зрителей, цифры свидетельствуют именно об этому, она также является очень сложным проектом с точки зрения телевидения. Для Украинского ТВ как индустрии и как социального явления, а также для зрителя это событие.
С антисобытием сложнее. Было некое количество провальных проектов, но я бы не хотел критиковать. Зритель очень быстро ставит оценку программе, и если у нее НЕТ рейтинга – она провальная. Но у всех есть право на существование. Я всегда утверждал и утверждаю, что право на ошибку является оборотной стороной эксперимента. Если хочешь развиваться, нужно экспериментировать.
3. Ситуация на телевизионно рынке достаточно стабильная. Поскольку макроэкономическая ситуация стабилизировалась, это положительно и для телевизионно рынка.
4. Средства массовой информации не способны отстаивать право на диалог, поэтому они превращаются в ретрансляторов. А за право на диалог нужно бороться. Опасаюсь, что в следующем году Украинское телевидение станет все более развлекательными, превратится в одно нескончаемое шоу и будет все менее содержательным. Я думаю, что это проблема, которое стоит заниматься как тем людям, которы работают на телевидении, так и обществу в целом, потому что если общество не в состоянии отстаивать свое право на доступ к качественным источникам информации, то вместо пищи для ума будет получать пищу для желудка. Это один из вероятных сценариев развития. Об этому следует задуматься всем. Хочется верить, что Украинское общество способно эту гражданскую свободу отстоять.

Алексей Гончаренко, руководитель компании Friends Production:
1, 3. Этот год я бы назвал бумом в телепроизводстве, потому что очень много форматов произведено, очень много куплено. Такое количество форматов, которы Были куплены украинским каналам и продакшен-компаниями на последнем Каннский телерынке, не было куплено за всю историюУкраинского телевидения. Основная тенденция в жанрах, если говорит об интертейнменте, это, конечно, реалити, очень много появилось реалити-программ, правда, пока не масштабных, пока достаточно локальных, но удачных, в особенности на канале 1 +1 и на Новом канале. Талант-шоу продолжают быть популярными, но не все. Сериальной производство телевизионных фильмов на уровень докризисной мощности Еще не вышло, но кое-какое оживление по сравнению с прошлым годом я тоже наблюдаю.
2. Мне кажется, я бы назвал реалити на 1 +1 – это Меняю жену, От пацанки до барышни и Без мандата. Вот Эти три программы я бы назвал событием. А антисобытием – ничего конкретного такого не было.
Александр Глущенко, медиаэксперт, издатель журнала MediaSat:
1. Основная тенденция – ставка на производство собственного контента. Украинский зритель уже не воспринимает иностранного и предпочитает видеть именно украинская качественный продукт, где события происходят с согражданами. Это касается шоу, сериалов, кинофильмов. Через несколько лет спросом будет пользоваться качественная документалистика.
2. Событие года в производстве телеконтента – шоу Х-фактор на телеканале СТБ. Канал очень долго искал свою нишу, экспериментировал и, кажется, нашел ее. Это собственный продакшн и ставка на талант-шоу, по крайней мере в этом году. Отработав технологии производства на Украине есть талант и Танцуют все, команда СТБ показала рынка, что в Украине могут и умеют делать качественный и рейтинговый продукт. Но в этом есть и один минус: СТБ задал очень высокую планку, которую многим другим каналам просто не потянуть ни финансово, ни технически. Здесь надо либо делать шоу уровню не хуже, чем на СТБ, чтобы оно могло конкурировать за зрителя, который уже знает качества, или не заниматься этим вообще и искать другие ниши и форматы.
Все политические ток-шоу в Украине, которые кочуют с канала на канал, – антиподия и полное пренебрежение к зрителю. Возможно, кто и воспринимает их как качественные юмористические Мапет-шоу, но смотреть рядовому гражданину не рекомендовалось бы. Никакого конструктива от многих гостей в студии. На суд зрителя выплескивается только обливание друг друга грязью, черный пиар и самореклама. Диалоги украинский полит-шоу напоминают украинская пословица: я ему за рыбу, он мне за мясо. Каждый гнет свою политическую линию, доказывает свою правоту и пытается вытеснить из эфира максимальную выгоду, на всю страну показывая пренебрежение как к оппонентам, так и к зрителям и всех присутствующих в студии. Смотреть такое просто невозможно.
Фото – svobodaslova.ictv, adsmarket.com.ua, radiosvoboda.org и Руслана Новосел

Еще по теме:

У статьи «Х-фактор» – «более масштабного шоу никто в этой жизни не затеял» 0 комментариев.