Ярослав Грицак: куда движется этот мир и десятилетия, заканчивающийся

Ольга Швед, Львов, для УНИАН Ярослав Грицак профессор Львовского национального университета имени Ивана Франко Ярослав Грицак является известным историком в Украине и за рубежом. Он преподавал в самых престижных вузах Европы и США, работал в Японии, автор сотен статей и ряда изданий по истории Украины. Сейчас заканчивает работу над томом Истории Украины. Эту книгу Ярославу Грицаку заказало издательство Blackwells, которое реализует проект большой серии История Европы, где каждая страна Старого Света представлена отдельным томом. А в октябре этого года Ярославу Грицаку вручили австрийскую премию Антона Гиндели по культуре и истории Центральной, Восточной и Южной Европы. В своем труде он пользуется несколькими языками и это результат его многочисленных и частых поездок. От последнего времени он положил себе за правило как можно чаще и дольше оставаться в Украине. Лекцию под названием Куда движется этот мир? Ярослав Грицак провел в родном Львове 18 декабря этого года. С самого начала он предостерег, что история не знает и не может знать ответы на этот вопрос потому что каждый хороший историк нам скажет, что будущее принципиально непредсказуемо. История, однако, помогает нам упорядочить свои мысли. Или, как говорил известный экономист Джон Кейнс, изучение истории является необходимым условием для эмансипации разума Куда движется этот мир? Может историк Украине ставить вопрос о всем мире? Такие попытки напоминают тот анекдотический случай, когда в начале 1990-х годов появился глобус Украины. Но в любом анекдоте есть доля правды. Каждый историк, который пробует изложить историю своей страны, задает себе вопрос: в какой широкий контекст этой истории вписать? Все мы понимаем, что история без сравнений и аналогий не является хорошей историей. Или, как говорят британцы: Тот не знает Британию, который только Британию и знает. Так же этот вопрос стоит перед украинским историком. В советское время ответ на этот вопрос был прост: украинская история писалась как дополнение к истории русской. После падения коммунизма большинство историков начали писать об Украине в европейском контексте. Это имеет свои преимущества но имеет и свои слабости: ибо то же время дети не только украинский-российские отношения, но и турецкие или татарские влияния и т.п.? В конечном счете, какой бы мы контекст не брали, он остается недостаточным. Честная ответ является та, данное когда один из крупнейших историков прошлого века, Марк Блок: самая настоящая история это глобальная История. случае украинской истории это не просто красивые слова. Как убеждает Грицак Украине возникла вследствие нескольких волн глобализации, которые мы на каждый называем модернизацией или вестернизацией. А потому без понимания глобальной истории нельзя хорошо понять историю Украины. Глобальная история совершенно новый жанр, который появился совсем недавно. Он имеет одно большое преимущество историкам, практикующих этот тип истории, не надо сидеть в архивах или портить зрение над документами, старыми газетами. Все что им нужно это доступ к хорошей библиотеки, особенно к тем книгам, которые подают широкий исторический контекст. Конец никакого десятилетия Мало кто задумывается, продолжал Грицак, что за пару дней закончится первое десятилетие третьего тысячелетия. В отличие от предыдущих, это десятилетие не имеет названия. Собственно, историки уже так его и окрестили: десятилетия без названия. В нем нет какой-то одной большей события или выразительной течения, историки в таких случаях дают совет: если ты не знаешь, что думать об определенном периоде попробуй назад расширить контекст. Хорошие новости Если расширить этот контекст, то становится очевидным, что мы живем во время беспрецедентных перемен. Найвимовнише это показывает демография: никогда на земном шаре не жило столько людей, как сейчас. Население не просто растет: оно растет все больше и все быстрее. Если брать за начальную точку отсчета 1650 года, то промежуток, за который число людей возросло ровно вдвое, все больше сокращается: в первый раз это заняло 200 лет (1650-1850), во второй сто (1850-1950), далее пятьдесят (1950 -2000). Следующее удвоение населения произойдет при жизни большинства нас к 2020-25 году. Насне только стало больше мы еще живем дольше. За все время писаной истории, от Иисуса Христа до Наполеона средняя продолжительность жизни составляла 20-25 лет. К концу XIX века этот показатель вырос до 40, а к концу ХХ века до 60 лет. Мы не только стали жить больше и дольше мы стали лучше жить. Никогда за всю человеческую историю общество не было таким богатым, как сейчас. Наш средний класс живет намного лучше, чем монархи в прошлом. Разумеется, речь не идет о машинах, компьютеры и т.д. Если уж сравнивать, то лучше смотреть, что и как мы едим. В старом обществе признаком высокого социального статуса было регулярное употребление мяса и специй. Сейчас они доступны для большинства нас. Бедность не исчезла, но она все больше связана с субъективных чувством, а не с тем, что нам нечего есть и во что одеться. Плохие новости Но хотя мы живем дольше и лучше, мы не стали от этого счастливее. Это то, что подтверждается многими опросами и даже уже получило отдельное название парадокс Естрлина. Богатые люди могут быть счастливы, но по мере того, как они становятся еще богаче, они не становятся счастливее. Потому изменилось само понятие счастья оно измеряется не тем, что мы имеем, а тем, что мы хотим иметь, особенно в сравнении со своим ближним или соседом. И если мы этого не имеем, мы чувствуем себя глубоко несчастными. Но худшее, что могло с нами случиться: мы теряем доверие друг друга. А без доверия невозможна общественная солидарность и демократия.20 лет после падения Берлинской стены, большинство людей, как в бывшем коммунистическом Востоке, так и на Западе готовы пожертвовать свободой ради благополучия. А если смотреть на 20 лет не назад, а вперед, то в 2030 году нам обещают идеальный шторм коллапс экономики за исчерпания природных и энергетических ресурсов. Общий баланс: нарастание тревоги Как суммировать эти изменения? Мы теряем доверие к изменениям. До недавнего времени мы привыкли описывали свои времена по формуле: все больше и больше, и больше, и быстрее, и быстрее, и быстрее. В последнее десятилетие эта формула не изменилась но мы больше не воспринимаем эти изменения с удовлетворением или покоем. Мы начинаем бояться перемен и все больше беспокоиться за наше будущее. Книги, которые стоит почитать Грицак советует прочитать книгу Тогда Джадта Тяжело земле (Tony Judt Ill Fares the Land) которая является своеобразным политическим завещанием одного из крупнейших историков современности. Он занимался послевоенной историей, и два года назад ему поставили диагноз смертельной болезни. Страшной в этой болезни была не только неизбежна смерть но и факт, что человек умирает в муках и в полном сознании. Джадт превратил эту болезнь в подвиг: последние месяцы он посвятил себя этой книге, и закончил работу над ней в рекордные сроки, с помощью своих друзей и учеников. Уже первая фраза книги звучит как диагноз: Есть нечто базовых неправильное в том, куда и как движется наш мир. Главная проблема, по Джадтом, заключается собственно в накоплении богатства причем не в самом богатстве, а как оно приумножается. Наиболее опасной тенденция последних десятилетий является резкое увеличение разрыва между богатыми слоями и остальным обществом. К примеру, в 2007 году в США 15 исполнительных директоров крупнейших компаний получают зарплату, которая в 520 раз больше, чем в среднестатистических рабочих их же компании. Для сравнения в 2003 году эта разница составляла только 360 раз. Такое нарастание разрыва опасно тем, что оно напрямую связано с такими общественными бедствиями, как преступность или ухудшения состояния здоровья общества. В случае США оно еще означает и конец так называемой американской мечты веры в то, что каждый новоприбывший в Америку, прилагая своих усилий и знаний, может доделаться к большого состояния или должностей. А самое главное она подрывает доверие и солидарность в обществе. Если говорить о времени этих изменений к худшему, то он, по Джадтом, очень недавним: все это произошло в течение последних двух десятилетий. Только что сначала эти тревожные тенденции на Западе не очень замечали, потому главное внимание мира к концу 1980-х было обращено на коммунистический блок. Именно тогда появилась наивная надежда о так называемой конец истории. А непосредственно эти изменения связаны с поколением 60-х человек,родившихся во время или сразу после войны, а дорастали в относительно комфортные времена экономического чуда или славного тридцатилетия на Западе. Соответственно, комфорт провоцировал индивидуализм. Сейчас люди этого поколения почти везде у власти но они не имеют ни внятных принципов, ни пользуются каким-либо значительным авторитетом, Джадтн называет их политиками light (по аналогии, с Coca-cola light), а сутки их правления эпохой политических пигмеев. Главный вывод Джадта: проблемы, которые мы сейчас переживаем, связанные не столько с технологическими изменениями, как с нашей логикой и психикой. Мы просто не можем себе представить иной тип общества и не умеем говорить о его проблемах. Джадт призывает к интеллектуальной революции радикальной перемены в образе мышления. Эта революция должна была бы происходить путем создания новой левой идеологии, а это задача падает на плечи молодых, которым и адресована эта книга. Выводы Джадта чрезвычайно убедительны и привлекательны. А обстоятельства, при которых появилась эта книга, вообще сделали его героем чем, в частности, объясняется ее чрезвычайная привлекательность. Выглядит, однако, что в известной степени Джадт сам стал жертвой своей перспективы и своего поколения, которое привыкло думать в кратковременной перспективе. Грицак предлагает как дополнение к этой книге интересное исследование другого крупнейшего историка современности Филипп. Фердинанд-Арместо о 1492 год, в котором и начался наш новый мир (Felipe Ferdinand-Armesto 1492. The Year the World Began). Собственно этот год положил начало глобализации, символом чего стала открытия Колумбом Америки. Это событие привело к тому, что некогда бедная и провинциальная Европа стала символом богатства, процветания и моделью для подражания. Однако из всех возможных кандидатов на мировую силу Европа в конце XV века была наименее правдоподобной: она отставала и от Индии, и от Китая, и мусульманского мира. Что стало внутренним мотором такого стремительного развития Европы? Об этом ведутся дебаты среди историков вот уже несколько лет. Одна группа историков считает, что это было результатом случайности, с одной стороны, и грубого насилия Европы с другой. Другая группа историков обращает внимание на культурно-религиозные факторы: Европа смогла доминировать над всем миром, поскольку имела очень динамичную культуру. Поэтому, в отличие от Джадта, чтение книги Арместо наталкивает на другую мысль: Запад начал так быстро терять свою позицию в последние годы в связи со стремительным развитием секуляризации. Считается, что то что делается в Европе, скоро будет происходить и в остальном мире. На самом же исследования показывают другое на всех континентах религия не теряет своих позиций. А потому мы можем стоять на пороге новых перемен. Вывод конце концов, мы не имеем ни права, ни оснований полностью списывать западную модель. Разговоры, что Запад упадок длятся несколько десятков лет а тем не менее, к тому времени он таки и не пал. Надо поставить конец разговорам о конце хотя бы потому, что никакого пророчества о конце света не справился. Единственное, на чем соглашаются большинство историков: существует некий фактор Х культура, ментальные привычки, осанки, которые играют едва ли не решающую роль для развития той или иной страны. Нам же нужна революция. Потому что если ее не будет, то мы можем быть последним поколением, которое знало, что такое покой и благополучие. Ольга Швед, Львов, для УНИАН Фото – http://culture.unian.net

Еще по теме:

У статьи Ярослав Грицак: куда движется этот мир и десятилетия, заканчивающийся 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/Ид2971-18Генпрокуратура

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"