Ярослав Климович: «Свободные журналисты – на государственных каналах. На частных – заложники владельцев … »

Юлия Лищенко, «Высокий замок» Генеральный директор Львовской областной телерадиокомпании Ярослава Климовича часто называют «непотопляемым». Ведь каждый предвыборный период на Львовщине сопровождается политическими конфликтами, и мало который не затрагивает Львовское ТВ. Но Ярославу Ивановичу удается выходить из водоворота политических страстей Приход Ярослава Климовича на должность главы Львовской областной организации НСЖУ также не остался незамеченным – он взялся организовывать строительство жилья для журналистов, сделал в помещении Союза евроремонт …
– Ярослав Иванович, помните, как герой фильма Москва слезам не верит, телевизионщик утверждал: через двадцать лет не будет ничего – ни театра, ни кино, ни книг – будет одно только телевидение. Согласны ли вы, как телевизионщик, с этим утверждением?
– Сегодня есть большая доминанта электронных СМИ. Людям это удобно – пришел домой, сел на диван, включил телевизор – информация легко воспринимается. Тем более, что появилась новая разновидность телесериалов – политические ток-шоу. Телевидение стремительно развивается, трудно угнаться за новыми технологиями. Мы три года назад установили в аппаратно-студийном комплексе АСБ-2 новое японское оборудование – и уже надо его менять. Потому что телевидение на 60% – это технические средства, а лишь 40% – творчество. Мы полностью перешли на цифру, начали IP-вещание – в Интернете. Специалисты говорят, за несколько лет люди забудут за эфирное вещание, поскольку IP-вещание дает колоссальные новые возможности. Телевидение, радио, в отличие от печатных СМИ, имеют большую оперативность, поэтому и побеждают. Люди хотят иметь информацию мгновенно.
– В некоторых районах Киева уже внедряют бесплатное цифровое телевидение. Когда цифра дойдет до Львова и во что это обойдется рядовому зрителю?
– Цифровое вещание в экспериментальном режиме на Львовщине началось. Сейчас работают на цифре Одесская, Киевская, Львовская области и город Киев, некоторые другие области. Кабинет Министров уже представил этот проект в регионах Украины. Чтобы внедрить его, нужны большие средства. Например, в свое время США выделили на первом этапе 4 миллиарда долларов, когда переходили на цифру. К Евро-2012 Кабмин поставил своей целью переход Украины на цифровое вещание. Думаю, мы просто не можем отстать от мира во внедрении цифрового вещания. Что касается львовян, то им надо будет приобрести телевизионные приемники нового поколения – с приставками для приема сигнала цифрового вещания.
– Когда было труднее работать – когда вы только пришли на работу, или сейчас?
– Я пришел на телевидение в 1972 году – студентом-практикантом четвертого курса – и в мае того же года впервые вышел в эфир. Было интересно. Это было черно-белое телевидение, без видеозаписи, а если и был видеозапись, то его нельзя было монтировать. Если ставався какой-то сбой, все надо было начинать с нуля. Однажды ко Дню работника леса мы писали часовую программу – на одном дыхании. Так один директор лесхоззаги трижды сбивался на одном и том же месте! В конце программы в студии все были, как сейчас говорят, холодные …
Когда просматриваю архивные программы, является ностальгические чувства, но видишь, насколько тогда был низкий уровень телевещания. Сегодня ТВ стало другим – авторским, а раньше это было коллективное творчество. Редактор, режиссер, автор сценария, звукорежиссер, операторы, художники, осветители – собирались вместе, каждый что-то советовал. Сценарий выписывался до последней буквы. Сегодня автор работает и за режиссера, и за оператора. Телевидение – это и звездность. Каждый канал, когда формирует свое вещание, одним из центральных пунктов ставит воспитание звезд. Это люди, которые будут лицом телеканала.
– А потом эти звезды начинают выдвигать звездные прихоти …
– Да, появляется звездная болезнь – и это беда. Люди приходят на ТВ скромными, ты им помогаешь, воспитываешь, а потом они забывают поздороваться. Но мы им вовремя напоминаем об этом. Но если уж джина из бутылки выпустишь, загнать его обратно бывает тяжело …
– Кроме авторских программ, есть еще и госзаказ. Какой его процент?
– Сшестнадцати часов лицензионного вещания, которое должно ЛТВ, девять часов – это госзаказ, семь – коммерческие программы, на которых зарабатываем деньги. Имеем план поступления средств, поскольку государство финансирует только зарплату и частично – энергоносители. Остальные надо зарабатывать, думать, как купить топливо, обновить транспортный парк, материально стимулировать людей. Государство, как правило, заказывает нам темы, за которые коммерческие каналы не хотят браться, – программы для инвалидов, на темы наркомании, СПИДа, на социальную тематику. Рекламодатель хочет развлекательные и политические программы, имеющие наивысший рейтинг. Мы отвечаем за воплощение государственной политики на ТВ и радио. Поэтому не всегда можем быть популярными. Но всегда говорю: нет плохой темы, есть плохие журналисты, которые не умеют это сделать.
– Раньше, помню, на ЛТВ были разные политические давления, например, со стороны СДПУ (О). А как с этим сейчас?
– Сейчас работать – одно удовольствие. Я забыл, что такое вертивка. Она у меня до сих пор стоит на столе, но раньше этот телефон постоянно звонил, определенные руководители возмущались, почему мы даем то или другое. Сейчас этого нет. Но сейчас журналисты, имея возможность быть свободными, не всегда могут воспользоваться этим. Сегодня свободными журналистами являются фактически работающие на государственных каналах. А те, кто работает на частных, становятся заложниками владельцев. Им диктуют, что надо делать, кого следует мочить. Это беда украинской журналистики. Поэтому нет и солидарности среди журналистов.
– Абстрагируясь от частных и государственных СМИ – возможна солидарность журналистов?
– Возможна. Мне, как председателю Львовской организации Национального союза журналистов Украины, приятно, что каждый месяц мы принимаем в Союз около пятнадцати журналистов. Когда я пришел на эту должность, поставил своей целью объединить журналистов. У нас более тысячи членов. Журналистов надо вовлекать в активную общественную жизнь. Ежегодно Союз широко отмечает День журналиста, определяем лучших, приятно, что и журналисты Высокого Замка становятся лауреатами многих премий. Проводим обучение с медиа-юристами.

– Что сейчас молодежь привлекает вступать в Союз? Ведь никаких привилегий она не дает …
– Почему не дает? Член Союза имеет право на бесплатное получение Шенгенской визы. При выезде в Шенгенскую зону обязательно нужен письмо от Союза журналистов. Раньше были дома отдыха для журналистов. Сейчас работаем и над этим вопросом. Подходим до логического завершения вопрос строительства кооперативного дома для журналистов во Львове. Хотим, чтобы молодые акулы пера могли не по коммерческой, а по государственной цене приобрести жилье. Хотелось бы в Карпатах построить некую базу отдыха. Тогда можно было бы обмениваться с коллегами из Крыма, других регионов, организовывать отдых для членов Союза.
Еще важный момент – хорошая атмосфера в Союзе. В Союз почти ежедневно приезжают журналисты из районов, других городов – пообщаться, узнать новости. Помогаем районным газетам в вопросах, связанных с приватизацией печатных СМИ. Привлекаем к этому юристов. Многие районных журналистов попадают под давление. Наша организация нейтрализовала конфликт между телерадиокомпанией Сокаль и Сокальской районным советом. Подобный конфликт был в Николаеве, Сколе, Бориславе. Везде я выезжал как председатель Союза, выезжали члены секретариата, разговаривали с руководителями района, объясняли, в частности, что не обязательно на первой полосе каждого номера должен быть большой портрет главы райадминистрации или райсовета.
– Последняя информационная упоминание о вас – так называемый кассетный скандал, расшифровку которого были опубликованы во львовских СМИ …
– (смеется. – Авт.) Это все делалось и делается с одной целью – скомпрометировать генерального директора ЛОГТРК, чтобы на мое место посадить другую, уступающую человека. То, что было опубликовано, – фальшивка, клевета. Кое-кому придется отвечать за эти вещи. Во время избирательной кампании многие хотели втянуть меня в разные разборки. Но у меня нет времени этим заниматься, для меня главное – обеспечить избирательную кампанию. Потому ЛОГТРК, согласно постановлению ЦИК, должна была обеспечить обнародование программ всех кандидатов – за счет госбюджета. Кстати,во время этого кассетного скандала весь наш коллектив сделал обращение в СМИ, где предупредил: руки прочь от Львовского телевидения, не вмешивайтесь в нашу работу! Люди сами собирали подписи, возмущались: кто имеет право за нас что-то решать?
– Что бы вы сами себе пожелали на юбилей? Ведь вам стукнуло шестьдесят!
– Душевного покоя. Оставаться в хорошей творческой и физической форме. Не растерять друзей и людей, с которыми я прошел значительный кусок жизни, и которые готовы подставить дружеское плечо. Я счастлив, что таких людей рядом со мной намного больше, чем недоброжелателей. У меня прекрасная семья, которая меня всегда поддерживает, любит, уважает. Спасибо им за это, хотя часто им создаю дискомфорт, не всегда могу уделить необходимое внимание. За всю жизнь не смог построить им особняков, дать того комфорта, который, возможно, имеют другие. Они всего добиваются своими силами – работают, творят. На определенном этапе, конечно, будут изменения в руководстве ЛОГТРК. Но главное, чтобы на Львовском ТВ и радио оставались традиции, начатые еще в годы их создания. Это замечательные традиции, там работали замечательные люди. Уверен, их достижения будут и дальше развиваться.
Климович Ярослав Иванович – генеральный директор Львовской областной телерадиокомпании, председатель Львовской областной организации Национального союза журналистов Украины. Родился 25 февраля 1950 во Львове, в семье рабочих. После окончания средней школы работал слесарем на заводе Микроприбор. В 1973 году окончил факультет журналистики ЛНУ им. И. Франко, пришел на Львовское ТВ. Работал репортером службы информации, спортивным обозревателем, ведущим экологических, природоохранных программ, сценаристом, комментатором, главным редактором. С 1988-го по 2000 г. возглавлял пресс-службу, был начальником управления внутренней политики Львовской ОГА. С 1 ноября 2000 г. и до сих пор – генеральный директор ЛОГТРК. Читает спецкурс на факультете журналистики ЛНУ им. И. Франко. Жена Ярослава Климовича, Любовь Климович, – по образованию экономист, работала в институте Теплопроект, сейчас – домохозяйка. Дочь Наталья – учитель украинского языка, работает в Лицее имени Героев Крут, воспитывает трех сыновей. 27-летний сын, Ярослав Климович-младший, имеет экономическое образование, приобретает еще и юридическую. Работал директором телевизионного канала УТ-Запад (фактически создал его как менеджер), но сейчас уволился. Ирина Веньгрин-Климович – жена Ярослава Климовича-младшего, делает авторскую программу на ЛТВ, воспитывает сына. Ярослав Климович имеет четырех внуков, самому старшему – 14 лет, самому младшему – два годика.
Юлия Лищенко, газета Высокий замок
Фото из архива Ярослава Климовича

Еще по теме:

У статьи Ярослав Климович: «Свободные журналисты – на государственных каналах. На частных – заложники владельцев … » 0 комментариев.