Забавное общественное вещание и бутафорская цифра

Леся Ганжа На то, чтобы созвать заседание Совета национальной безопасности и обороны относительно общественного вещания и цифры понадобилось полгода (намечали на май 2009-го – провели в сентябре). Еще 5 месяцев ушло на то, чтобы это решение подписать. То есть ровно 10 месяцев неусыпной работы по внедрению цифры завершились довольно общими положениями президентского указа, принятого якобы по итогам заседания в СНБОУ. Однако сам Указ Президента о решении Совета национальной безопасности и обороны от 11 сентября 2009 О концепции создания системы Общественного телевидения и радиовещания Украины и ход внедрения цифрового телерадиовещания интересен прежде всего не тем, какие положения в него вошли, а теми – выпавшие в процессе 5 — месячного подписания.
Документ до и после подписи Ющенко отличается поразительного, чем фигуры толстяков после наложения рекламного фотошопа. Так какой силы и чьего производства таблетки для похудения бюджета было для этого применен, остается разве что предполагать.
Текст проекта решения СНБОУ О концепции создания системы общественного телевидения и радиовещания и ход внедрения цифрового телерадиовещания в Украине было в свое время опубликован на ТК, официальный статус документа подтвердил заместитель председателя Совета нацбезопасности Степан Гавриш. Текст Указа цитуватимемо с официального сайта.
Итак, из первой части – той, что касается СМ, – бесследно исчезло слово разгосударствления. И соответственно все упоминания о неудовлетворительном ходе реформ государственного медиасектору. Зато появились утверждения о недооценке органами государственной власти роли и потребностям государственного телерадиовещания и об усилении роли государства в процессе обеспечения доступа граждан Украины к оперативной, объективной информации.
Также таинственным образом испарились слова переходный период. И теперь поручения Кабинета Министров в месячный срок утвердить Концепцию введения стандартов общественного телевидения и радиовещания в Украине, предусмотрев функционирования государственного телевидения и радиовещания на переходный период превратилось в подать в двухмесячный срок на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины проект концепции создания системы Общественного телевидения и радиовещания Украины, в котором предусмотреть, в частности, дальнейшее функционирование государственного телевидения и радиовещания. То есть теперь предлагается создавать общественное вещание параллельно государственного – на вопрос, какой светлой голове удалось навязать гаранту представление о модели, в которой сочетаются коня и трепетную лань, на основании которого международного опыта (ответ – в одной стране мира такого не существует; такого не бывает) и что этот светлый ум делает в окружении президента, а не в музее палеонтологии, президентский указ не отвечает.
Также нетрудно подсчитать, что как-то утвердить в месячный срок от 11 сентября, то имеем дату 11 октября 2009-го, а если это же что-то подать на рассмотрение в двухмесячный срок от 18 февраля – это только 18 апреля 2010 года подать, а когда утвердить – и вообще неизвестно. Можно только предполагать, что поскольку уже прошло 5-летие от обещания Майдану тогда-еще-не-президента-Ю-щен-ка создать СМ и начала первых дискуссий о разгосударствлении СМИ, то теперь президент Ющенко пытается дотянуть до 10-летия, отпраздновав заодно и юбилей сопротивления прогрессивных государственных мастодонтов коварным роздержавникам.
Цифровая часть указа еще интереснее, поскольку позволяет составить представление, чьей рукой редактировалось документ. Например, с пассажа Признать работу Кабинета Министров Украины и Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания относительно внедрения цифрового телерадиовещания в Украине недостаточной степени соответствует национальным интересам в информационной сфере и ставит под угрозу обеспечение конституционных прав граждан Украины на доступ к информации и выполнения Украиной своих международных обязательств почему выпало слово Нацсовет. Очевидно, по мнению Президента, многомиллионная афера с МХ-4 такова, что в достаточной степени отвечает национальным интересам.
Продолжая тему об афере. Таинственным образом исчез и абзац о том, что отныне лицензировать цифру Нацсовет имеет лишь в сотрудничестве с координационной межведомственной группой во главе с вице-премьером, а четкое предписание провести проверки компаний, несмотря на здравый смысл и рыночные интересы, получили лицензии на вещание в МХ-4, заменены на расплывчатое требование усиления контроля.
Недаром и Нацсовет, который давно объявила о проведении проверок Штепселя, Берегини и их родственникам по мультиплекса, отнюдь не спешит обнародовать результаты, очевидно, считая, что как президент делает вид будто 5 месяцев можно рисовать подпись под указом, то почему бы Нацсовету не делать вид, что можно 5 месяцев проверять вещания компаний, которые не говорят.
Однако не только славное слово Нацсовет исчезло из цифровой части документа. Заодно выпали и любые упоминания о возможности привлечения частных инвесторов к проекту построения цифровой инфраструктуры.
Абзац из проекта решения СНБОУ:
… в трехмесячный срок утвердить с учетом предложений Рабочей группы по вопросам координации внедрения цифрового телевидения в Украине изменения в Государственную программу внедрения цифрового телерадиовещания, а также подготовить план инициирования изменений в законодательных и других нормативно-правовых актов , международных договоров Украины, в частности относительно технических аспектов, вопросов лицензирования, а также механизмов обеспечения социальной поддержки населения, с целью охвата до 01 июня 2012 року цифровым телевидением приграничных областей Украины и Автономной Республики Крым, финансового обеспечения внедрения цифрового телерадиовещания в Украине, предусмотрев необходимые средства в Государственном бюджете Украины и рассмотрев целесообразность привлечения инвесторов
очень неожиданно потерял финал, в котором как раз речь идет о необходимые средства из Госбюджета и целесообразности привлечения инвесторов. Ну и совсем мелочь: трехмесячный срок в аканцовке превратился в 6-месячный. Вывод напрашивается такой: президент Ющенко в последние дни своего президентства завещал строить цифру – как и общественное вещание – вечно и без денег.
Несмотря долгожданный указ-неуказ, но 2009-й год в не-построении украинской цифры стал все-таки поворотным. Ведь если раньше вопрос обсуждался в плоскости, кто из всесильных государственных органов заниматься построением цифровой инфраструктуры (и – соответственно – кто интенсивно мыть государственные средства), то сейчас этот сюжет отошел на второй план. Похоже, государство смирилась с тем, что цифрового вещания самостоятельно ей не построить – и из-за недостатка бюджетов, и через силу инерции, легко превращает один месяц на 10. Ключевым вопросом 2009-го стало, на каких условиях частные вещатели готовы инвестировать в цифру. Об этом говорилось и в апреле на совещании в Минтрансе, которая закончилась легким скандалом (вещатели просаботувалы предложение министерства вступить в консорциум без гарантии обеспечения инвестиций), и во время заседания в СНБОУ.
По информации ТК, принципиальным моментом обсуждения на Совете нацбезопасности стал проект приватизации всеми игроками рынка Концерна РРТ, на базе которого будет строиться цифра. Степан Гавриш, заместитель председателя СНБОУ, подтверждал, что обсуждается вариант, при котором 51% концерна останется в государственной собственности, а 49% будет акционирован. Однако именно этот пункт выпал не только из окончательного указа, но и в проекте решения СНБОУ засветился легким пунктиром (рассмотрев целесообразность привлечения инвесторов). Более того, как известно, 7 декабря 2009-го Кабмин зарегистрировал законопроект № 4508, которым предложил включить Концерн РРТ в перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации. Тем самым подтвердив, что все кажущиеся разногласия между Президентом и премьером, есть, очевидно, только личными, а вот видение украинского общества, как и роли медиа в нем, и у Ющенко, и Тимошенко – один на двоих: все вокруг колхозное , все вокруг мое.

Еще по теме:

У статьи Забавное общественное вещание и бутафорская цифра 0 комментариев.

 

Blocked/Доступ ограничен

IP-адрес данного ресурса заблокирован в соответствии с действующим законодательством.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/Ид2971-18Генпрокуратура

Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Если Вы считаете, что включение ip-адреса нужного Вам интернет-ресурса в "Единый реестр..." или "Реестр доменных имен..." произошло по ошибке, или оно нарушает Ваши законные права, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к уполномоченному органу по координатам на интернет-сайте реестра.

Перейти на сайт
Универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам или страницам сайтов сети "Интернет"