Журналисты влипли в джинсу

Леся Бурбан, «Вслух» Украинские масс-медиа в пост-кризисный период продолжают грешить джинсой, хотя необходимости в этом уже нет, убеждены эксперты. Сегодня в Пресс-клубе состоялось заседание на тему Особенности джинсы в начале 2011 года и новые тенденции в ее распространении.
Особенности джинсы
Отар Довженко, журналист, Хроника:
– Если смотреть во всеукраинском измерении, то тема джинсы сейчас не является самой острой, поскольку ее вытесняют несколько мрачнее, угрожающие явления. Это прямой, непосредственный, уже НЕ экономический диктат со стороны облеченных властью специальными полномочиями людей.
То, что мы видим по преобразованию экономической модели джинсы, в действительности очень бурно происходит с последних выборов президентских. Что касается освещения политики и макроэкономики, то на смену тенденции общедоступного ресурса заказных публикаций, приходит такое централизованное заказа публикаций или сюжетов теми, кому это выгодно. Здесь я всегда цитирую Вячеслава Пиховшенка, который говорил, что когда журналисту приходил темник, то он мог его не выполнить, обойти, искать пути, чтобы легким образом минимизировать ущерб. А когда журналисту просто говорят: люби власть и сделай это в любой способ. Удиви нас и покажи, как ты можешь быть полезным, то здесь он уже должен выложиться на полную и случаются какие-то жалкие проявления то сделать.
есть явление джинсы имеет экономическую и этическую природу. Экономическая сторона коренится в том, что украинский медиа-рынок строился не по бизнес моделями, т.е. медиа в Украине обычно создаются не для того, для чего должны создаваться. Они учреждаются для воздействия на электорат, как имиджевый аксессуар богатых людей, под влиянием каких-то фантастических теорий о том, что рекламный рикнок будет расти. В результате медийный рынок перегрет, рекламы мало, еще и кризис. Соответственно, нет условий, чтобы у людей произошел этот свидомисно сдвиг, как правило у менеджеров и владельцев СМИ.
Стоит отметить, что коммерческой джинсы на телевидении является сравнительно немного, однако она абсолютно преобладает в печатных СМИ. Это нормально сейчас, потому у политиков нет сейчас бюджетов и им не из чего платить за свой имидж. Исключения составляют люди, ведущие какую борьбу за должности.
Этический измерение заключается в том, что люди пытаются делать вид, что джинса – это явление, которое для нас нормальное. Это элемент бытовой коррупции, которая является частью нашего такого специфического постсоветской жизни. Политическую джинсу у нас также тотально оправдывают, мол, политики вбухують миллионы выборы и надо их как-то освоить, вот журналисты их и осваивают.
Борис Потятинник, профессор факультета журналистики ЛНУ им. Ивана Франко, кандидат филологических наук
– Даже газеты, которые считаются элитными в мире, вроде Frankfurter Allgemeine Zeitung, Die deutsche Zeitung, The New York Times, и многие американские или западноевропейских газет, по данным исследователей, которые пытались изучить происхождение материалов этих газетах, содержат в себе от 30% до 60% материалов, которые происходят от пресс-релизов и пиар-материалов.
Хочу привести пример из канала CNN, где есть такая программа i-List. Там есть несколько стран, среди которых и Украина, о которых показывают репортажи. Вопреки тому, что сейчас опять у нас есть угроза для Евро, международные футбольные ассоциации вновь машут Украины пальцем, там прошел материал, Украины прекрасно готовится к Евро, все у нас прекрасно, прошел также материал о том, что у нас процветает феминистское движение и вообще Украине очень хорошо прогрессирует. В конце этих роликов пишет, что они сделаны CNN вместе с Укрины. То есть эта проблема есть и она является мирового уровня.
Юрий Шведа, политолог, доцент ЛНУ им. Ивана Франко, кандидат политологических наук
– Считаю, что экономический аспект в проблеме джинсы является доминирующим. Если посмотреть на западную журналистику, где это явление существует, но не в таких масштабах и формах, как у нас, то там каждое издание хочет получить репутацию объективного, независимого и неподкупного. И это не просто какие-то моральные принципы – под это подведена экономическая база, поскольку основой для процветания издания являются поступления от рекламы, обеспечивающих в определенной степенинезависимость издания и журналистов, которые там работают, и которым нет необходимости участвовать в вещах, которые мы называем джинсой, что есть Фомой дополнительного заработка.
Если говорить о джинсу в Украину, то не может журналистика быть другой, чем есть общество в целом. Если мы говорим о том, что у нас есть экономика белая, серая и черная, то так происходит и во всех элементах общества, в том числе и в журналистике. Поэтому поменять здесь проблему отдельно, автономно, не меняя ситуации в стране, невозможно.
Что же касается конкретных примеров, то вспоминаю не так давно, три-четыре года назад, врагом прессы № 1 во Львове был Любомир Буняк, который выгонял из пресс-конференции Богдана Куфрик. Это были просто неслыханные вещи и, казалось бы, при таком поведении чиновника, для него все полосы газет, и студии радио и телевидения должны быть закрыты. Тем не менее, на всех каналах сегодня идут его репортажи, новости о нем. Для меня это странная позиция и касается она, прежде всего, корпоративной, журналистской этики и солидарности.
Роман Шостак, руководитель медиа-проектов ЛОГО Львовский пресс-клуб:
– Мне кажется, мы немножко Соромязливий обходим две проблемы: это касается заработка журналистов и их профессиональной подготовки. Конечно, если журналист получает такую же зарплату, как официант, то у него должны быть и чаевые. Другая проблема заключается в подготовке журналистов. Технологи, разрабатывающие факт, или, скажем ту точку большого взрыва джинсы, работают настолько профессионально, что иногда журналист, за своего незнания, или недостаток опыта, не может определить, как джинса.
Как относиться к джинсы?
Отар Довженко:
– Один человек продает поддельные кроссовки за 10 грн. и не скрывает, что это подделка, Китай. Люди хотят – покупают, не хотят – не покупают. А другой человек пытается продвинуть поддельные лекарства, от которых кто умрет, яи парашют, который не откроется. То есть надо все-таки смотреть: джинса выглядит, например, как рубрика интересно знать в одной из газет, где пишет: быстрая животное – гепард, быстрая птица – колибри, а быстрый интернет – такой-то, это скорее смешно и примитивно, чем серьезно. Я думаю, что ничего страшного в этом нет, хотя и чести тем людям, которые вроде ставят в газету не делает. Но когда речь идет о вещах, которые могут навредить человеку, или убить ее, то это уже можно назвать преступлением и люди, вроде делают, должны нести наказание.
Роман Шостак:
– По моему мнению, учитывая реалии общества в котором мы живем, к джинсы нужно относиться с юмором. Я против того, чтобы к журналистам применялись строгие рамки, чем к чиновникам. Напоминаю, что мы до сих пор не можем принять антикоррупционный закон о декларации доходов высших должностных лиц, судей, прокуроров, государственных служащих, налоговиков. Мы можем принять декларацию о доходах журналиста и посмотреть: берет он у кого 20 гривен или не берет. Более того, мы можем его потом осудить и бросить в тюрьму. И тогда мы получим тероризований инормацийний пространство, в котором не будет ни грамма правды. Поэтому Наибольшее угроза, которая сейчас есть в нашем суспидбстви не в джинсе, а тройной морали, которая сегодня есть у нас. Если в советские времена у нас была одна мораль на кухне. А другая на партийных собраниях, то сейчас мы имеем несколько моралей: домашнюю, на работе, за кофе, за столом президиума. Эти морали надо сводить под один знаменатель, ибо только тогда мы будем иметь одинаковых журналистов и читателей.
Как бороться с джинсой?
Отар Довженко:
– Стоит отметить, что с рекламным законодательством относительно джинсы у нас проблемы нет. Проблема с тем, что оно не выполняется. Нет государственного контролирующего органа в этой сфере, нет журналистского органа саморегуляции, которые есть во многих странах. Это этические советы, этические комиссии, которые отслеживают такие вещи и говорят вы подписали этический кодекс, но поставили джинсу, поэтому для вас желтая карточка, следующая будет красная. Конечно, проблема джинсы не является глобальной для человека, который продает пирожки, но для журналистики джинса – это болезнь, которая розидае нас изнутри и мешает нам работать эффективно и профессионально.
Борис Потятинник:
– Считаю, что одним из действенных способов может быть мониторинг. Это дело нужнадля того, чтобы сигнализировать, что есть такая проблема и с ней надо как-то бороться. А противостоять этому явлению лучше, легализовав его. Вспомним, что до 1954 года эротика – это было явление, приравненное к порнографии – грязные картинки в китайском квартале, которые рассматривал дядя и боялся, чтобы его никто не увидел. А Хью Хефнер в Playboy поднял это до уровня искусства, выставлял это в киосках, т.е. легализовал. Есть разные способы легализации и джинсу надо легализовать максимально и как можно быстрее. Это касается преимущественно коммерческой джинсы, но в политических ток-шоу политик, некоторым образом, тоже товар, и за размещение этого товара нужно брать деньги. Нужно принимать закон также и о скрытой рекламе шоу или фильмах.
Многие в украинском медийном бизнесе считает, что не нужно платить большие налоги в этом государстве, потому что неизвестно куда они идут, поэтому лучше брать в конвертах, в карман. Но это часто создает нездоровую атмосферу в коллективах.
Еще один способ борьбы с джинсой – это журналистские инициативы. Если СМИ заявляет, что не делает заказных материалов, и в действительности этого не делает, то это неплохая реклама для читателя, который ищет качественные материал.
Роман Шостак: – Думаю, что одной из активных форм борьбы с джинсой, мог бы быть такой ресурс, который за 20 лет независимости создал журналистский коллектив: независимый канал, независимую газету, независимое радио. Этот ресурс мог бы быть образцом, чтобы не надо было мониторить, которые он берет заказные материалы, а чтобы был своеобразный эфирный, бумажный или интернет-образец.
Фото: foto.mail.ru
Леся Бурбан, Вслух

Еще по теме:

У статьи Журналисты влипли в джинсу 0 комментариев.