Звезды и вандалы стрит-арта на оружейных складах. Открыта первая очередь долгостроя «Мистецький Арсенал»

Екатерина Константинова, «Зеркало недели» В обновленном Художественном Арсенале – первая громкое событие после того, как музейный комплекс ушел на летние каникулы в связи с глобальным ремонтом. Пока открыли только первую очередь. И в рамках недели презентации Арсенала состоялась V Международная арт-ярмарка ART-KYIV contemporary-2010. В объективе – актуальное искусство галереи и улицы. Знаменитый стрит-арт! Знаковые гости этого проекта поделились с ЗН мнениями как о самом уличный направление, так и о перспективах украинского Арсенала.
Двенадцать тысяч квадратных метров Мистецького Арсенала пахнут краской. Работы еще непочатый край. Да и сделано немало. Впрочем, дирекция музейного комплекса решила не ждать завершающего этапа ремонта. И даже в таких декорациях здания громко стартовать акцией ART-KYIV contemporary-2010.
Организаторы сообщили, что ART-KYIV, приближаясь к школьному возрасту, перерос масштаб Украинского дома (раньше именно там и разворачивалось запад). Директор Арсенала Наталья Заболотная протяжении последних трех месяцев перенимала опыт в нескольких странах, побывав в тамошних известных музеях. Обращала внимание на системы климат-контроля, на другие технологические новинки. Знакомилась также с мировыми светилами современного арт-движения, некоторых из них и пригласила на Неделю презентации Мистецького Арсенала.
Команду арт-передвижников, собралась в Киеве, можно сравнить разве что со звездами футбола. Многие жили в дорогих отелях, прием был на высшем уровне. Среди приглашенных – Валери Хиллингс (куратор Музея Гуггенхайма, Нью-Йорк); Питер Нойвер (директор Музея прикладного искусства, Вена); Грегор Янссен (директор Музея современного искусства, Дюссельдорф); Доротея Аймерт (экс-директор Музея искусства Леопольд-Хьош, Кельн ; Рольф Лаутер (директор Свисс Арт Фундаи, Карлсруэ) и др.
славных арт-иностранцев, которые впервые увидели Арсенал, удивил масштаб украинский музейных пространств. Затем они ознакомились с историей самого комплекса.
Новая площадка действительно стимулировал фантазию некоторых кураторов. Их команду возглавляет Александр Соловьев. Еще во влажных и полуразрушенных стенах Арсенала он когда создал знаковую выставку Прощай, оружие! Соловьев, по его же словам, ратует за коллективность в искусстве.
А коллектив гостей-участников действительно подобрался впечатляющий!
В арт-ярмарке приняли участие более 30 галерей из Украины, России, Франции, Бельгии и Германии. Кстати, практически все иностранные галерейщики представляют на своих стендах украинских художников. Например, у французской Albert Benamou Gallery – живопись Олега Тистола и скульптура Виктора Сидоренко.
Отдельный площадку в Арсенале был отведен под традиционную на ART-KYIV выставку из частных собраний (коллекции Игоря Воронова, Виктории Тигипко, Людмилы Березницкой).
и правое крыло здания оборудован под спецпроекты, ориентированные на стрит-и видеоарт. В этом фишка нынешней акции.
Как уже сообщало ЗН, одна из изюминок – художники немецкого арт-дуо molitorkuzmin (Урсула Молиор и Владимир Кузьмин). Они реализовали в Арсенале оригинальный проект по неоновых лампочек. Выдумка с лампочками, по мнению авторов, призвана вносить в творчество идеи рождения и чистоты.
Среди участников экспозиции – большой мастер перформанса Rochus Aust (Германия), также Zevs (Франция), Incubus project и Spy (Россия).
Из украинских подвижников этого направления – Жанна Кадырова, Гамлет Зиньковский, Анатолий Белов, Владимир Кузнецов, Никита Кадан и Группа предметов.
Но, возможно, наибольший эффект в рамках проекта вызвал аксакал стрит-арта – швейцарский граффитчик Харальд Негели, уже разменял восьмой десяток. Еще в 1970-х он украсил родной Цюрих сотнями человеческих фигурок (нарисовал их баллончиком). Властям такая живопись тогда не понравился. Создателя назвали вандалом. Сам господин Негели рассказывает:
– Занятия живописью стало для меня поиском и выявлением свободы. Потому что свобода намного выше, чем любовь! Когда я начал разрисовывать дома, меня обвинили в провокации. Хотели поймать и посадить. Ведь в Цюрихе в то время капитализм римувався сконсервативным христианством. Как правило, я рисовал только ночью! Тогда же столкнулся с полицейским. Дошло до драки. Я защищался как лев. Он схватил пистолет и заявил, что стрелять в меня. Я в ответ назвал его глупым обезьяной. И начал убегать! Спрятался у соседей в саду. Полицейские меня долго искали. Я успел снять деньги в банке и поехал к своему двоюродному брату в Германию …
… Вот такая екшнистория о трудностях становления стрит-арта в Европе – от одного из самых ярких представителей этого направления (спреера из Цюриха).
Другая звезда стрит-арта – Zevs (Франция) убежден в том, что философия этого течения в адаптированности к тому месту и к тому пространству, где это искусство и создается.
– У меня достаточно позитивные эмоции в связи с вашим Арсеналом, – говорит Zevs. – Здесь небывалые масштабы пространства! Это здание и его история настолько меня захватили, что я сделал специальную установку, учтя историческое предназначение Арсенала как места для хранения оружия.
А вот Spy (из русских граффити) рассказал ЗН, что развитие Арсенала в контексте современного искусства – лучший вариант из всех возможных (для этого помещения и этого места в центре Киева)
– Цель таких акций – прежде встречи стилей. Я приехал сюда, чтобы познакомиться с украинскими художниками. Чтобы окунуться в контекстный культурный киевский слой. К сожалению, многие молодые киевлян в этом проекте не участвуют. Нередко художники, работающие в стрит-арт, ведут двойную жизнь. Утром они добропорядочные граждане. А вечером занимаются так называемым арт-вандализмом. Но стрит-арт – не просто плохое слово, которое на фасаде пишешь. Важно, чтобы такой художник создавал свой стилизованный логотип – некий уникальный знак – и изображал его на участках городского ландшафта. То есть основная задача – не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог! Что касается развития и интеграции стрит-арта, то у нас это все то регионально: в Петербурге по-питерский, в Киеве по-киевски, в Москве по-московски. Т.е. глобализации пока не наблюдается …
Одним из самых ярких проектов на ART-KYIV contemporary-2010 можно считать выставку Вкус жизни. Здесь попытка объединить уличную и галерейные творчество. Это картины, созданные Александр Верещак, Татьяной Гершуни, Ксения Гнилицкая, Игорем Гусевым, Ильей Юсуповым, Сергеем Савченко, Валерия Трубина и другими. Возраст художников – от 25 до 40. Все они – представители новой волны отечественного арта. Причем их полотна, прежде чем попасть в Арсенал, в течение суток были выставлены на причале в Каневе. В этом наборе – натюрморт с киевским тортом; жираф возле украинской реки; каневские пейзажи, например Тарасова гора Леси Хоменко. Правда, знаменитый памятник в Каневе почему возвращен к зрителям спиной …
… А вот сам Арсенал – после окончательного этапа его восстановления – все же должен вернуться к зрителю лицом. Говорят, что ради этого и работают.
КОММЕНТАРИИ ДЛЯ ЗН
Художественные институции в Москве возглавляют жены олигархов
– Современный стрит-арт сегодня набирает силу, – убежден Иосиф Бакштейн, искусствовед, художественный критик, куратор, директор Института проблем современного искусства (Москва). – Внимание к этому направлению растет. Это связано с демократизацией общественной жизни, с коммерциализацией, которой все так боятся. В 70-80-х – и в СССР, и на Западе – баланс между коммерческим и некоммерческим искусством то придерживался. А в мрачные 90-е музыку стал заказывать рынок. Поэтому стрит-арт – одно из некоммерческих жестов. Мол, делают то, чего нельзя купить. И в этом идеологическое сверхзадача указанного направления. Пик популярности стрит-арта только наступает. И уже наблюдаются попытки создать плацдарм для альтернативного художественного движения, которое не вписывается в рамки институциализированных художественной жизни …
касается работ современных украинских художников. Россия и Украина в последнее время только начинают сотрудничать. Например, недавно прошла выставка украинских художников в Перми, на которую приехали ведущие московские и питерские арт-критики. Нам нужен такой диалог. Ведь российская арт-сцена по количеству персонажей, принимающих в ней участие, – невелика. Есть где 100-130 заметныхмолодых художников. По сравнению с масштабами города, это очень мало. Ни с Лондоном, ни с Нью-Йорком не сравнить. Думаю, что в Киеве ситуация аналогичная. И одна из главных причин такого застоя – отсталая и консервативная художественное образование …
Фактор же коммерции в современном искусстве неизбежен … В Москве это разрастается по полной программе. У нас в России много художественных институций возглавляют или жены, или дочери олигархов. Но дело также в личности кураторов. Поэтому примеры Даши Жуковой (Гараж) или Софии Троценко (Винзавод) достаточно показательные и позитивные.
Стрит-арт во всем мире идет на спад …
– Сам я родом из Киева, поехал в Париж еще в 1978-м, так как очень не любил советскую Украину, – рассказывает Антон СОЛОМУХА, французский художник и фотограф украинского происхождения, иностранный член Академии искусств Украины. – Что касается стрит-арта в Париже, то там есть несколько галерей, которые этим серьезно занимаются. Убежден, указанный направление – один из путей для молодых художников. Этакий крик души – показать, что я существую.
Но, думаю, пик популярности этого направления на Западе уже прошел. Сейчас стрит-арт как явление идет на спад.
Между тем есть несколько интересных художников, эволюционируют и прогрессируют. Знаю, что в Латинской Америке много интересных художников по стрит-арта. Они потрясающие! Их копируют большие майсры даже во Франции, Германии. А попросту воруют идеи! Ведь это какое нервное искусство, которое отражает именно нынешний день.
Украинские художники во Франции? Их там знают. В Украине пока мало лидеров. И сам арт-движение не развит. Я как раз сейчас и занимаюсь созданием движения, который мог бы объединить художников Украины. Вот в Albert Benamou Gallery (на выставке в Арсенале) представлены Тистол, Сидоренко, мое творчество. В этом году я привез в Париж работы Тистола и Чичкана, мы сделали выставку в галерее 208, которые прошла с успехом. И скажу, что эти художники очень заинтересовали французских галерейщиков.
Зеркало недели

Еще по теме:

У статьи Звезды и вандалы стрит-арта на оружейных складах. Открыта первая очередь долгостроя «Мистецький Арсенал» 0 комментариев.